Смольный собор архитектура описание. Русское барокко. Храм Воскресения Христова «Смольный собор. Придворная и мемориальная

Смольный - архитектурный комплекс на левом берегу Невы в ее излучине. Здесь Петр I в 1710-х гг. организовал Смоляной двор Адмиралтейства и построил для себя дом, который унаследовала его дочь Елизавета Петровна. Поэтому после восшествия на императорский престол она решила устроить там Воскресенский Новодевичий монастырь для воспитания благородных девиц, передать правление своему племяннику великому князю Петру Федоровичу и окончить свои дни в монастыре.

Смольный институт. Литография XIX в.

Ансамбль Смольного монастыря является значительнейшей постройкой елизаветинского стиля.

Разработал проект и руководил строительством придворный архитектор граф Франческо Бартоломео Растрелли. Проект неоднократно изменялся самой императрицей. В мае 1748 г. был заложен восточный келейный корпус, предназначавшийся для Елизаветы, 30 октября - центральный 92-метровый пятиглавый собор Воскресения Христова. В 1749 г. по указанию императрицы Растрелли пересмотрел проект монастыря и спроектировал надвратную колокольню, которая должна была превышать знаменитую звонницу Ивана Великого в Московском Кремле.

Л. Каравакк. Портрет императрицы Елизаветы. 1750

Общий план монастырского комплекса воплощал композицию крещатого типа. Четыре церкви, построенные вокруг собора на углах стыка келейных зданий, ритмически повторяют симметрию боковых глав собора и тем самым оказываются связаны по диагоналям с центральным пятиглавием. Купола угловых церквей фланкируются парными часовнями, акцентирующими внешние углы ограды, этим келейные здания пространственно связываются с внешней оградой.

Ритм пронизывает весь ансамбль, заставляя взгляд стремиться к центру композиции и ввысь: башни ограды, затем купола угловых храмов, центральное пятиглавие. Соподчиненность пространства и объемов основана на правиле золотого сечения и форме трех вписанных греческих крестов - пятиглавого собора, четырехглавого монастырского каре и звезды восьмибашенной ограды.

План:
1 – пропилеи Смольного; 2 – памятник В.И. Ленину; 3 – Смольный институт; 4 – Смольный собор;
5 – каре Смольного монастыря; 6 – Александровский институт

Ось колокольня - собор - восточный корпус является осью смыслового значения монастыря как храма-корабля (в этом случае восточный корпус с кельями императрицы представляет собой алтарь). Таким образом, композиция монастыря с увеличением высоты храмов и корпусов к центру и фасаду монастыря соответствует образу гигантского пятиглавого храма-корабля - идеал православного храмостроительства.

Растрелли при всем безудержном богатстве барочных композиций задавал программу декорации здания. Хотя в Смольном не были исполнены все предполагавшиеся декоративные украшения - барельефы во фронтонах корпусов, статуи на фронтонах собора, балюстрады, статуи, вазы, факелы и другие украшения на карнизах, - но и существующие детали показывают строгую композицию программы: собор убран элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны-волюты образуют переход от верхних ярусов храмов к нижним, ограничивают десюдепорты, обливают, обвивают прямые линии карнизов, расчленяются на струйки и образуют завитки.

Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750–1756

Фасады центральных корпусов выделялись высокими барочными крышами с переломом и фронтонами, которые должны были быть украшены золоченым барельефом с монограммой Е I и императорской короной.

В конце 1750-х, в связи с отсутствием средств на постройку колокольни, Растрелли изменил форму пятиглавия собора и увеличил его высоту. Он приблизил диагонально расставленные ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - они теперь служат колокольнями. Два угла башенки вмонтируются в барабан, внешние грани усилены пучками колонн. Это готическая конструкция передачи распора купола, прикрытая роскошным барочным декором. Растрелли расчленил зрительно верхнюю и нижнюю части собора. Нижняя кажется слишком широкой, но при этом вписывается в разрыв боковых корпусов как нарядный павильон, акцентирующий центр фасада, зрительно составляя с ним как будто единое целое.

Последний вариант проекта монастыря был утвержден в 1750 г. Для удобства строителей была создана деревянная модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным... планам и профилям», которая изготовлялась с 1750 по 1756 г. Ныне хранящаяся в музее Академии художеств, она не только является произведением декоративного искусства, но и дает впечатление о замысле Растрелли, полностью не осуществленном, и возможность в течение двух с половиной веков продолжать работы в Смольном монастыре в соответствии с авторским проектом.

В модели можно разобрать купола храмов и рассмотреть растреллиевский проект их внутреннего убранства. Стены собора в модели отделаны под мрамор, капители колонн и все декоративные детали вызолочены.

Придворная и мемориальная

Для постройки Смольного монастыря устраивались кирпичные заводы, к которым приписывались деревни, отводились особые места для ломки ценных пород камня, куда отправляли команды солдат под руководством офицеров. Лепные работы в строящихся корпусах и храмах выполняли братья Джани, работавшие в 1753–1755 гг., П.Цег, Ф.М.Ламони и другие.

В 1753 г. уже начали делать церковные сосуды для монастыря, ставился вопрос о снабжении церковными книгами и колоколами. Но затем Елизавета охладела к замыслу, Растрелли начал возводить для нее новый Зимний дворец, куда были переброшены все строители, мастера, материалы.

В корпусах Смольного впервые в русской архитектуре был построен большой светлый коридор - застекленная монастырская аркада, опоясывающая соборный двор. По первоначальному проекту это были лоджии, но Елизавета пожелала зимой проходить в церкви и трапезную, не выходя из здания.

Основным элементом плана монастырских покоев является келья размером 3x2 сажени и примыкающий к ней отрезок коридора размером 2x2 сажени. Такая планировка была удобной и гибкой. Она давала возможность, сохраняя равномерность фасадных членений, создавать разнообразные по площади «квартиры».

Восточный корпус достроили к 1751 г. Это помещение первоначально предназначалось для кельи императрицы. Выполнение лепных и декорационных работ в монастыре началось именно в этих апартаментах. Парадная лестница украшена пилястрами, гирляндами роз, лепными наличниками и десюдепортами. В большом зале сохранился пышный лепной плафон работы Д.Джани с монограммой Е I (Елизавета Первая) в угловых резервах. Мощные рокайли связаны гирляндами роз и крылышками херувимов. В других комнатах плафоны украшают лепные корзины, заполненные цветами; рокайли расцветают ангельскими крыльями, парят ангелы. На плафоне последней комнаты невской анфилады изображены четыре пары обнаженных юношей. Плафоны в проходных комнатах предполагали и живописные вставки, выполненные К.Легреном и П.Градицци. Стены были обиты тканями.

К восточному корпусу примыкает просторная двусветная церковь, cтроившаяся как домовая при кельях настоятельницы монастыря. Она находится в северо-восточной башне Смольного на втором этаже и оформлена лепкой в пышном растреллиевском барокко. Вчерне церковь была закончена к середине 1750-х. Двухъярусный иконостас сделан по эскизу Растрелли братьями Колокольниковыми. Уже после смерти Елизаветы Петровны было решено освятить храм в честь святой великомученицы Екатерины. В 1762 г. из личной императорской казны по указанию Екатерины II на позолоту церкви отпустили двадцать две тысячи золотых голландских червонцев.

В храме находилось Царское место, как в кафедральных соборах, подчеркивавшее придворный и мемориальный характер церкви. Резной иконостас был украшен виноградными гроздьями с листьями и пшеничными колосьями - символами вина и хлеба, причастия, тела и крови Христовой, жертвы Господней. В дальнейшем эти символы стали знаком, непременным атрибутом Смольного монастыря, а затем - институтов. На церковной башне помещались часы с боем с двумя колоколами - часовым и получасовым.

Церковь Святой Екатерины была освящена 4 августа 1764 г. митрополитом Новгородским Дмитрием для монахинь новооснованного Воскресенского монастыря и воспитанниц института.

Церковь Праведных Захарии и Елизаветы, оформленная по проекту Растрелли, находится в северо-западной башне Смольного на третьем этаже, под куполом. Она была освящена 5 февраля 1765 г. архиепископом Гавриилом. Служили в ней только по большим праздникам. Иконостас был полотняный, двухъярусный, по преданию, происходил из походной церкви Петра I.

Возобновление строительства

Через два месяца после восшествия на престол императрица Екатерина II подписала указ об увольнении обер-архитектора графа Растрелли в отпуск на год для лечения в Италии. Спустя год он был окончательно уволен. C начала царствования Екатерины II руководство Канцелярией от строений перешло к И.И.Бецкому, главным архитектором Канцелярии был назначен Ю.М.Фельтен.

С. Торелли. Портрет Екатерины Великой. 1762

Работы возобновились в 1763 г. под руководством Фельтена в связи с планами организации в монастыре первого в России закрытого женского учебного заведения. В 1764 г. были основаны собственно Воскресенский женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, затем в 1765 г. - Мещанское училище. Фельтену было указано достраивать монастырские здания для Воспитательного общества благородных девиц и построить дом для Училища мещанских девиц. За недостатком средств внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню. В 1768 г. была закончена установка скульптурных украшений фасадов собора.

Квартира начальницы Воспитательного общества размещалась в восточном корпусе, здесь жили и пансионерки императрицы. Эти комнаты часто посещала Екатерина II. Коридоры были украшены специально написанными «нравоучительными картинами». В этом корпусе после 1777 г. стали жить и воспитанницы, не пожелавшие покинуть Смольный, например Хрущева. Апартаменты, имевшие выход прямо на лестницы, представляли собой небольшие, изолированные от общего коридора анфилады в 3–6 комнат. Комнаты Е.Нелидовой были украшены полихромной росписью стен и плафонов, романтическими пейзажами, оживленными изображениями птиц.

Д. Левицкий. Портрет воспитанницы императрицы
воспитательного общества благородных девиц
Екатерины Ивановны Нелидовой.
1773

Нелидова приезжала сюда сначала по согласованию с императрицей Екатериной II во время своих размолвок с великим князем Павлом Петровичем и его «малым двором». После воцарения Павла I она поселилась в Смольном окончательно, Павел I и Мария Федоровна регулярно ее навещали. Овдовев, Мария Федоровна оборудовала здесь собственные покои. В северном корпусе после урагана 1777 г. Фельтен перестроил старую трапезную в актовый зал в формах классицизма и устроил театр.

Остались недостроенными колокольня, западный корпус; собор не был оштукатурен.

Центром ансамбля был собор Воскресения Христа Спасителя (Смольный собор). Интерьер собора, не достроенного в XVIII в., был, по завещанию императрицы Марии Федоровны, оформлен В.П.Стасовым. Воскресенский кафедральный всех учебных заведений собор был освящен 20 июля 1835 г., в день тезоименитства императрицы Марии Федоровны, и стал приходским для всех обитателей Смольного.

Учреждения женского воспитания

В 1765 г. архитектор Ю.М.Фельтен спроектировал здания Мещанского училища (будущего Александровского института), расположив их на «смольном запасном дворе» к северу от монастыря. Фельтен смело создал сложную композицию с парадным фасадом на Неву; тремя перпендикулярными невскому фасаду флигелями; тремя одинаковыми прямоугольными дворами, боковыми - открытыми на Неву и средним - замкнутым; галереями в нижнем этаже для беспрепятственного перехода между корпусами и широким полукруглым корпусом, создавшим площадь с запада, со стороны Петербурга. Хотя интерьеры многократно перестраивались, здание внешне сохранилось в соответствии с проектом Фельтена.

Ф. Растрелли, Ю. Фельтен, В. Стасов. Воскресенский девичий Смольный монастырь

Небольшим каналом учебные заведения отделялись от зданий Градских богаделен, учрежденных Екатериной II для бедных и престарелых петербуржцев в 1781 г. и располагавшихся к северу от Смольного монастыря.

Воскресенский монастырь, не получивший развития, после смерти последней настоятельницы был приписан к Староладожскому Успенскому монастырю. Монахини, по повелению императрицы Марии Федоровны, выведены были из общих монастырских строений, для них в 1798 г. выстроили в саду со стороны Невы деревянный дом с церковью Марии Магдалины. В 1827 г. со смертью последней монахини монастырь прекратил свое существование; позже он был возобновлен на другом месте. Но в церкви еще восемь лет вел ежедневную службу один священник, получавший с причтом содержание Кабинета императорского двора. Она, по выражению В.П.Стасова, превратилась в «народную».

Возникнув как монастырь, Смольный до 1917 г. развивается как комплекс учреждений женского воспитания, благотворительности и медицины. К концу XVIII в. Воспитательное общество уже полностью занимало монастырские здания. Для расширения его помещений в связи с приемом большого числа воспитанниц в 1802 г. архитектор А.Порто на фундаментах недостроенной монастырской колокольни возвел каменный трехэтажный корпус, замкнувший каре монастырских построек с запада.

Дж Кваренги. Центральная часть главного фасада
и план наружной стены Смольного института

В 1808 г., по решению императрицы Марии Федоровны, учащихся Воспитательного общества перевели в новое здание, построенное Дж.Кваренги к югу от монастырского каре и соединенное с ним переходом к юго-восточной монастырской башне. Устроенную в ней Кваренги на средства Александра I новую домовую церковь Воспитательного общества освятили во имя Св. Александра Невского.

Смольный институт. Литография. XIX в.

Институтское здание выстроено «покоем», в виде традиционной усадьбы с парадным двориком и с регулярными садами со стороны Невы и перед фасадом. В этом здании воспитанницы спали в дортуарах на 50 кроватей, учились в просторных классах. Нарядным был только трехнефный, с коринфскими колоннами актовый зал, где проводили концерты и институтские балы. В описании нового дома упоминается «парадный вестибюль со сводами и плитным полом, из сеней парадная каменная лестница с чугунной решеткой и лепными кронштейнами, другая каменная лестница у подъезда начальницы. В «погребном» этаже 41 жилой покой (здесь жила прислуга); две ванные с сенями, окрашенные английскими белилами, по обе стороны здания с медными трубами для стока чистой воды с кранами. Здесь же баня из двух покоев, с большой изразцовой печью и чугунным котлом; кухня для начальницы с «аглицким очагом и русской печью». В первом жилом этаже - 43 комнаты, над дверьми из комнат в коридор - полукруглые окна...».

На первом этаже и в дворовых флигелях размещались хозяйственные службы, кухни, большая институтская столовая. На втором этаже - 49 комнат. Здесь располагались также комнаты начальницы и инспектрис, в центре - классы, зал Совета, библиотека, канцелярия. На третьем этаже - дортуары воспитанниц по возрастам, при них в отдельных комнатах жили классные дамы - всего здесь 44 комнаты.

На черном дворе к югу от институтского здания выстроили служебные флигели, ледник, деревянный коровник и кухню в отдельном каменном здании, соединенном коридором со столовой.

В 1813 г. при Воспитательном обществе для сирот - детей офицеров устроили Военное отделение, в дальнейшем возобновлявшееся в годы войны. Здесь же имп. Елизавета Алексеевна в 1816 г. основала институт военных сирот, в дальнейшем - Патриотический институт I категории. Действующая система благотворительных, воспитательных, попечительных учреждений способствовала возникновению новых богаделен и училищ. Основанные в Смольном учреждения затем разрастались и переносились или сливались с другими. В 1835 г. в память Марии Федоровны для малолетних сыновей вдов было открыто «Мариинское сиротское отделение для детей личных дворян».

Сады и площади

Комплекс Смольного со всех сторон был окружен садами. Старейшими, еще XVIII в., были сады на берегу Невы перед восточными фасадами монастыря и зданием Мещанского училища. Эти сады предназначались для прогулок воспитанниц. В царствование Екатерины II летом их украшали оранжерейными растениями, а цветы для клумб выписывались из-за границы. В начале ХIХ века в монастырском дворе вокруг собора был разбит кольцевой сквер, окруженный дорожкой, обсаженной боскетом, а перед зданием Дж. Кваренги - газон с двойной обсадкой боскетом.

«Адлерберговы сады», устроенные на личные средства императрицы Марии Федоровны, развели на берегу Невы и перед оградой института со стороны города. Невский фасад здания Дж.Кваренги с выступающими ризалитами «нужных мест» был скрыт высоким Адлерберговым садом для прогулок воспитанниц, отделенным каменными стенами от Невы.

18 августа 1808 г. Воспитательное общество благородных девиц отпраздновало торжественное освящение нового здания института. В этом здании и проходила вся жизнь Воспитательного общества. Но институт всегда сохранял за собой восточный корпус монастыря, где были апартаменты Марии Федоровны, Е.И.Нелидовой, а с середины XIX в. - лазарет для воспитанниц, размещенный в оформленных еще Растрелли парадных помещениях. В 1810 г. остальные келейные корпуса монастыря и церкви в северных башнях были переданы Вдовьему дому.

В 1834 г. Д.Адамини распланировал сады, площади и кварталы, примыкающие к Смольному собору, при этом, по требованию Николая I, он снес западный корпус каре, выстроенный А.Порто. Одновременно В.П.Стасов построил новые западные корпуса. Стасов же воздвиг замкнувшую соборную площадь решетку с изображениями виноградных лоз, хлебных колосьев и пальмовых ветвей - символами крови и плоти Христовой, ставшими эмблемой Смольного. В 1858 г. решетка, по проекту Стасова окружавшая собор, была перенесена к площади для ограждения сада у Дома девиц и сада Дома соборного причта. При этом оказалось необходимым превратить в сад всю соборную площадь. На площади перед парадным фасадом монастыря появился большой Лафонский.

Новое распределение зданий

К середине XIX в. благотворительные учреждения разрослись, а столетние растреллиевские корпуса перестали удовлетворять требованиям современного комфорта и просто обветшали. Поэтому 13 ноября 1851 г. вышло распоряжение «О новом распределении зданий вокруг Собора всех учебных заведений»: «П.С.Плавову, старшему архитектору Воспитательного дома, сделать исчисления расходов по реконструкции зданий (каре)». В 1852 г. Плавов представил на рассмотрение планы расширения зданий Вдовьего дома, которые были одобрены Николаем I.

Урок танцев в Смольном институте. Фотография 1913 г.

Архитекторы, работавшие в комплексе Смольного в XIX в., сохраняли целостность ансамбля благодаря применению соответствующих пропорций и архитектурных элементов, независимо от архитектурного стиля.

Градские богадельни на протяжении всего XIX в. также подвергались многочисленным перестройкам и расширениям. Рядом с ними в 1859 г. Александр II и императрица Мария Александровна в честь совершеннолетия их старшего сына основали женскую богадельню цесаревича Николая Александровича на триста человек (арх. Ф.И.Эппингер). Часть средств на содержание немощных - 20 тысяч рублей ежегодно - выдавались из личных средств императрицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в честь праздника, на который приходился день рождения наследника, была освящена 26 мая 1862 г. на втором этаже центрального ризалита. После ранней смерти цесаревича в храм была пожертвована ризница, сделанная из покрова, лежавшего на его гробе.

Вся топонимика района была связана с историей Воспитательного общества - впервые в России площади, улицы, сады получили имена начальниц Воспитательного общества - Лафон, Пальменбах, Адлерберг, Леонтьевой, женщин, не принадлежавших к царствующему дому.

Смольный Воскресенский собор

Смольный кафедральный всех учебных заведений собор во имя Воскресения Христа Спасителя, заложенный императрицей Елизаветой Петровной 30 октября 1748 г., был закончен спустя почти девяносто лет. Внешне Смольный собор представляет на сегодняшний день редкий образец крупного двусветного храма в формах елизаветинского барокко. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, подчеркнутыми по углам первого яруса пучками колонн, во втором ярусе - лопатками, украшенными внизу волютами, а сверху - лепными композициями. Так же - парными колоннами в первом ярусе и лопатками, опирающимися на двуизогнутые волюты во втором, - декорированы и диагонально расставленные колокольни.

Игра цвета и света на фасаде обогащена дополнительной разделкой плоскости стены, цоколя и раскрепованным карнизом. Сложное завершение собора является композицией из классического купола яйцевидной формы с русским лучковым пятиглавием, богато декорированным раззолоченными гирляндами, рокайлями и ангелами. Сонм ангелов в наличниках, фронтонах, в навершиях лопаток кажется зрителю небесными силами, взирающими на него.

Императрица Мария Федоровна задумалась о судьбе храма. В записке своему сыну, императору Александру, посвященной судьбе учреждений Смольного, она писала: «...чтобы находящаяся посреди монастырского двора недостроенная большая церковь оставалась по-прежнему принадлежащей Обществу благородных девиц, с тем, чтобы со временем, когда она достроена будет, была собором обоих заведений».

После смерти Марии Федоровны по ее завещанию об устройстве кафедрального собора «всех учебных заведений» был объявлен конкурс проектов оформления храма, и интерес к зданию возобновился. Через четыре года, в 1832-м, последовало повеление Николая I о достройке Смольного Воскресенского собора по проекту В.П.Стасова, возложенное на особую комиссию, учрежденную при Министерстве финансов. Комиссией руководил министр финансов Е.Ф.Канкрин.

В.П.Стасов сохранил рисунок фасадов собора, но пристроил к верхнему карнизу вместо парапета балюстраду. Он писал: «Если довершить внутреннюю архитектуру оного в испорченном вкусе, который существовал во время графа Растрелли, то тощие колонны из кусков гранита весьма нечисто выполненные, грубые карнизы и резные украшения, классической архитектуре противные, испортили бы эффект, ожидаемый от самой огромности церкви. Посему положено было окончить внутренность елико можно в чистом стиле, так, как оная видна ныне».

Стасов прокладывал улицы у стен монастыря, оформлял площадь новыми корпусами и решеткой, отделывал фасады и интерьеры Вдовьего дома и реконструировал соборную церковь. После сооружения огромных подмостков в интерьере были произведены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и «с величайшим трудом пробиты трубы для печей» - по проекту Растрелли собор должен был быть «холодным». В 1834-м Стасов, взяв за образец интерьер церкви Св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанную Дж.Кваренги, оформил интерьер собора, вмещавшего шесть тысяч человек, в формах классицизма. По проекту насыщенность лепного убранства была чрезмерна и вначале почти не уступала растреллиевской. Проект гризайльных росписей сводов был отменен самим императором.

Стены, пилоны и коринфские колонны облицевали белым стюком, стараясь не затенить внутреннюю структуру здания, построенного Растрелли. Искусственный мрамор «цвета самого чистого и неизменяющейся прочности по лекалам и отвесам» изготовил скульптор Н.П.Кампиони, а лепное убранство выполнено мастерской А.Иванова.

Зимой 1834/1835-го выполнили иконостасы, хрустальную балюстраду солеи, царское место, хоры, железные лестницы в боковых главах. Была заказана церковная утварь и огромная бронзовая вызолоченная люстра. Оклады икон, вырезанные Захаровым, изображали гроздья винограда. Иконостас, балдахин над царским местом и кафедра украшены резными и лепными узорами.

В это же время Стасов построил дома для причта собора и оформлял соборную площадь. Фасады собора выкрасили в желтый цвет, купола собора и угловых церквей по желанию Николая I - лазоревой краской с золотыми звездами. Все работы были выполнены в три года.

Высота собора до кровли - 14,5 саженей, а всего здания с крестом - 45 саженей, толщина наружных стен - от 1 сажени до 2,5 аршина. Большой колокол весил 600 пудов. Специальный сторож бил часы на колокольне собора.

31 мая 1835 года Николай I утвердил штат и положение Смольного собора. «Оконченный ныне... храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре назначен Собором Всех учебных заведений, а с тем вместе приходскою для окрестных церковью. В память в Бозе почившей императрицы Марии Федоровны распоряжением и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, в день св. Марии Магдалины собираются ежегодно в сем храме малолетние обоего пола воспитанники Санкт-Петербургских казенных заведений, от Правительства учрежденных, для торжественного богослужения».

Ещё до основания города на месте Смольного собора находилось Спасское село, от которого шла дорога в сторону Новгорода, через лес и болото.
История этого места очень богатая, к тому же нельзя пройти мимо и собора, и первого в России женского учебного заведения.
А ещё ходит легенда, что от подвалов Смольного было проложено метро, для эвакуации высших чинов Ленинграда.

На картах 1705 года Спасское село не отмечено, но есть упоминание о "развалинах древних шведских укреплений".


При Петре Первом на месте Смольного собора располагались смоляные дворы, которые поставляли смолу для строительства кораблей. К 1725 году выстроен большой Смольный двор.


Кирсанов Н., Смольный двор

Рядом также при Петре I был построен дворец (назван Девичьим дворцом) для дочери Петра, Елизаветы. Когда Елизавета Петровна взошла на трон, то со временем, согласно легендам, хотела постричься в монахини. И для своего монастыря она выбрала место смоляного двора.


По ее указу, в 1749 году Франческо Бартоломео Растрелли начал разрабатывать проект Воскресенского Новодевичьего монастыря (Смольный монастырь) для 120 девиц из благородных семей. Для каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. Для себя же императрица повелела выстроить отдельный дом.


Ф. В. Перро. Вид Смольного монастыря, 1841 год

Центром монастыря стал Смольный собор. В 1757 г. началась Семилетняя война и строительство собора практически замирает.
Работы были возобновлены лишь в 1762 году. Далее, в 1764 и 1765 годах были освящены храм и церковь (на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, на третьем этаже северо-западной башни состоялось освящение церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы). Тогда же в монастырь были назначены игуменья и штат.


К концу XVIII в. число монахинь стало сокращаться, и с 1797 года их стали перераспределять по другим монастырям. В 1822 году монастырь прекратил свое существование. В 1845 году Николай I подписал указ о возобновлении монастыря.


В течение многих десятилетий Смольный собор оставался неотделанным и не освящённым. Лишь в 1832 году по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны были продолжены работы по его достройке. В 1835 году Воскресенский собор был освящён митрополитом Серафимом.


Общее время строительства собора - 87 лет. Это самый большой срок строительства в Петербурге.


В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт. Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал. 21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.
В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой.

Существует легенда, что Смольный собор никогда не был освящён, потому что в нем повесился один из рабочих. Однако это не так. В соборе проходили службы, которые просто не могли бы проводиться, будь собор не освящён. Экскурсоводы утверждают, что смерть рабочего была случайной - всё-таки стройка, знаете ли, штука опасная.

Перейдём от собора и религии - к институту и наукам.
Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 год

Институт основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй в 1764 году и первоначально назывался "Императорское воспитательное общество благородных девиц". Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".


Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.

По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, "чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию". Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.


В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение "для мещанских девиц" (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).


В 1806-1808 годах для института по проекту арх. Джакомо Кваренги было построено специальное здание.
В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 - Александровский институт).









В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск.


После этого в здании Смольного института расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.


Военно-революционный комитет, руководивший восстанием в дни Октябрьской революции, занимал помещения в 3 этаже. Вечером 24 октября в Смольный прибыл Ленин, возглавивший подготовку к Октябрьскому штурму.


Ленин жил и работал в Смольном с ноября 1917 г. до 10 марта 1918 г. Он занимал две комнаты во 2 этаже с окнами на собор. Позже здесь была создана квартира-музей.





В здании Смольного до 1991 размещались Областной и Городской комитеты ВКП(б) (позже КПСС).





С 1991 здесь размещается Администрация Санкт-Петербурга.


Вид на Смольный собор, 2010-2013 гг


Смольный собор, 2010-1013 гг


Смольный собор, 2010-2013 гг

В следующих постах мы изучим территорию комплекса, с садами и зданиями, в т.ч. утерянными. И пройдёмся по диктатуре пролетариата - точнее, по соответствующим площади и улице.

Смольный собор.

Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.

По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.

На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.

Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром. Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон. Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор. Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения. Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам. Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Адрес: Растрелли площадь, 1.

К Смольному собору от метро путь не близкий. Сэкономить силы и время для осмотра достопримечательности позволит поездка на общественном транспорте:

  • от станции метро «Площадь Восстания» Вас доставят 5 и 7 троллейбусы и 22 автобус;
  • от станции метро «Чернышевская» идут в нужном направлении 15 троллейбус и 22 автобус.

При желании можно совершить пешеходную прогулку через Таврический сад, выйдя к нему от метро «Чернышевская» по улице Фурштатской. За парком свернуть влево на Таврическую улицу, пройти по ней до пересечения с ул. Шпалерной, которая приведет на площадь Растрелли к Смольному собору.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».