Экскурсия по памятникам византийской культуры. Культура византии. Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

Собор Святой Софии (Aghia Sovya)

Собор Святой Софии — главная достопримечательность бывшего Константинополя. Он послужил моделью для многих других зданий города. Собор был построен в 360 г. В 404 г. его разрушила и сожгла толпа, протестовавшая против изгнания патриарха Иоанна Хрисостоме, а восстановлен он был в 415 г. при правлении Феодосия. Второй раз собор сожгли во время восстания "Ника". При Юстиниане его снова восстановили. После нескольких землетрясений (553-557 гг.) купола нуждались в реставрации, что и было осуществлено в 563 г. В 1204 г. церковь разграбили крестоносцы. В 1453 г. султан Мехмед II приказал превратить собор в мечеть.

Последующие правители несколько изменили интерьер собора, украсив его мраморной кафедрой, хорами и султанской ложей. А снаружи были пристроены четыре минарета, опорные стены, мавзолеи и фонтаны. В 1847-1849 гг. султан Абдулме-Джид поручил реставрацию собора Гаспару Фоссати. В 1935 г. собор Св. Софии был объявлен музеем.

Раньше главный вход находился с западной стороны. Центральные ворота, через которые входили император и его свита, назывались Orea Porta . Позже они были перенесены на южную сторону нартекса. Пройдя в Orea Porta , вы попадаете в вестибюль, украшенный мозаикой времен Юстиниана. Все настенные росписи были уничтожены иконоборцами (729-843 гг.). Те, что мы видим сегодня, датируются более поздней эпохой. Над выходом к паперти видна красивая мозаика X в. На ней изображены Мария с младенцем Иисусом, который принимает дары двух императоров: справа Константин подносит ему миниатюрный город, а слева Юстиниан — миниатюрный храм. Десять дверей соединяют притвор с центральной частью храма. Над "императорским порталом" находится вторая мозаика, на которой изображен Христос на троне.

Войдя в главный зал, нельзя не восхититься гениальностью архитекторов. Им удалось создать впечатление, что украшающие базилику центральный купол и два купола поменьше парят над храмом. Это впечатление усиливают окна в нижней части центрального купола. Восемь зеленых медальонов с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов, добавленные Фоссати, не очень гармонируют с внутренней обстановкой. Церковные колонны украшены растительным орнаментом, напоминающим кружево. Одна из восьми колонн, находящаяся в северном крыле, считается чудодейственной. Здесь, по преданию, появился св. Георгий. Большая мозаика, где изображены Мария с Младенцем, символизирует победу иконопочитателей над иконоборцами. Фрески св. Игната, св. Иоанна Хрисостоме и св. Игнатия Теодороса.

В восточной части церкви еще различимы фрагменты изображений ангелов, датируемые XIV в. На галереях вы увидите также немало интересных мозаик. С центральной галереи открывается великолепный вид на всю церковь. На северной галерее — мозаика с изображением императора Александра, правившего всего лишь тринадцать месяцев. А на южной галерее находится портрет императрицы Зои и ее третьего супруга (Константина IX Мономаха). Справа — мозаичный портрет императора Иоанна II Комнина (1118-1143), его супруги Ирины и их сына Алексия. Во дворе слева находятся мавзолеи султанов и принцев.

Выходной день понедельник. Открыто с 9.30 до 16.30. Галереи закрыты с 11.30 до 13.00.

Церкви Стамбула (Константинополя):

ЦЕРКОВЬ СВ. ПОЛУЭКТА
На пересечении Sehzadebasi Cad . и Ataturk Bulv . находятся развалины одной из первых церквей времен Юстиниана, построенной в 527 г. После раскопок, проведенных Мартином Харрисоном, эти руины позволили представить былое величие и великолепие базилики.

ЦЕРКОВЬ СВВ. СЕРГИЯ И БАХУСА
Эта церковь была построена в 527 г. при правлении Юстиниана. Она также известна под названием "малая Св. София". Архитектурный план церкви представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Раньше церковь украшала богатая мозаика. Поднявшись наверх по лесенке около нартекса, можно оценить общий вид здания. В XVI в. церковь сделали мечетью. В саду захоронен евнух Хусейн-ага. Вероятно, это он в 1503 г. построил Cardakli Hammam , которая располагается немного севернее самой церкви.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Попасть к этой церкви, расположенной у подножия седьмого холма в квартале Kocamustafa , можно, пройдя по Samataya Cad. и повернув налево на одну из первых улиц. Эта самая древняя в Стамбуле церковь была основана римлянином Studius в 462 г. В монастыре жили 700 монахов, которые создавали удивительные иконы, гимны и манускрипты. В начале XV в. здесь разместился университет. К сожалению, после землетрясения в 1894 г. осталась лишь базилика. Церковь была превращена в мечеть в конце XV в. и также известна под названием Imrahor Cami.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИРИНЫ (AGHIA IRINI)

Topkapi Sarayi Sultanahmet. Одна из самых древних церквей Константинополя, находится в одном из дворов дворца Топкапы. Предположительно построена при правлении Константина. В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. Во время восстания "Ника" церковь была сожжена, а затем отстроена при Юстиниане в 537 г. Землетрясение 740 г. значительно повредило церковь. После падения города церковь служила арсеналом янычар, а в XIX в. — складом старых вещей. Эта церковь — классическая базилика в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви Св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Туда можно проехать на метро, соединяющем Aksaray с Edirnekapi. Открыто со среды по воскресенье с 9.30 до 16.30. Если вам нравится византийское искусство, советуем посетить эту церковь, которая называется сейчас Kariye Cami. Нужно поехать в Edirnekapi и пройти по Hocacakir Cad. Раньше монастырь, при котором находилась эта церковь, был за стенами города. Церковь построена мачехой императора Флексиоса I Комнина.

МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОР (PANTOCRATOR)

Поблизости с Ataturk bulv., на маленькой площади, находится древний монастырь Пантократор, который сейчас называется Zeyrek Cami. Монастырь, имевший важное значение в византийскую эпоху, был окружен множеством помещений, ныне уже не существующих.

ТЕОТОКОС КИРИОТИСА (THEOTOKOS KYRIOTISSA)
Эта церковь была превращена в мечеть Фатихом и теперь носит название Kalenderhane Cami. Как показали археологические раскопки, церковь была построена на фундаменте более древней церкви. Здесь найдена фреска, изображающая картины из жизни Франциска Ассизского. Другим сокровищем церкви является мозаика VII в., где изображено Сретение Господне. Мозаика датируется доиконоборческим периодом.

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ
В квартале Fener, недалеко от Патриархата, находится церковь Богородицы. По преданию, церковь основала принцесса Мария Палеологина, которая вышла замуж за монгольского принца и прожила 14 лет в Монголии. После смерти мужа Мария вернулась на родину, основала монастырь, где и провела остаток своей жизни. Внутри находится восхитительная мозаичная икона XI в., изображающая Деву Марию.

Патриархат

В самом сердце квартала Fener с начала XVII в. находится Всемирный Патриархат. Этот квартал, где некогда жили богатые греки, сейчас населен мусульманской беднотой. Главный вход, Orta Kapi , закрыт и никогда не открывается. Он покрашен в черный цвет в память о казненном здесь 22 апреля 1821 г. Георге V . В 1941 г. пожар уничтожил здание, но потом его отреставрировали. В церкви, датируемой 1720 г., хранится прах святого Омония, св. Те-офана и св. Юфемия.

Ипподром (At Meydani)

Ипподром, сердце бывшего Константинополя, представляет собой широкую площадь, находящуюся за сералем и ограниченную внешними стенами мечети султана Ахмета. Это место сбора "синих" и "зеленых", поднявших впоследствии восстание "Ника". Раньше ипподром был украшен статуями и мог вместить сто тысяч зрителей.

Сегодня здесь сохранилось лишь три памятника. Первый, из розового гранита, был создан при египетском фараоне Тутмосе III (1549-1503 гг. до н.э.) в честь его победы в Сирии. Разбитый обелиск был привезен в Константинополь Феодосией в IV в. и в 390 г. установлен на ипподроме. Мраморный пьедестал, на котором он стоит, украшен барельефами. Вторым памятником является бронзовая колонна дракона, привезенная из храма Аполлона в Дельфах. Эта колонна — самый древний памятник эллинистической культуры в Стамбуле. Третьим монументом является колонна Константина. К сожалению, время наложило на нее неизгладимый отпечаток. Колонна, созданная примерно в IV в., была отреставрирована Константином Порфирородным.

Цистерна (Yerebatan Saray)

Расположена на Yekebatan Cad., рядом с Голубой мечетью. Открыто ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 19.00. Знаменитая подземная цистерна построена в 532 г. Юстинианом. Ее длина 140 м, а ширина 70 м. Потолок подпирают 336 колонн, украшенных коринфскими капителями.

Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.

Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов-Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, - представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом - грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.

Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.

Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой - непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли - Афинская высшая школа - существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.

В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» - обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. - обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.

Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.

Своеобразным памятником византийской культуры - литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.

Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.

В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.


На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.


Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.


Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.


В результате слияния обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.


Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.


В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.


Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.


Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу и мировоззрение древнего народа.

Искусство Византии - ярчайший тому пример. После раздела великой на престол взошли цари Константинополя, которые оставили после своего одиннадцативекового правления гигантское количество Сложные и тяжелые этапы исторического развития не только не усугубили рост и совершенствование искусства цивилизации, но и подарили миру незабываемые артефакты, небольшая часть из которых доступна для визуального знакомства и теперь.

Искусство Византии начало свое развитие с рабовладельческого строя. Плавный переход от античности к средневековью также наложил на совершенствование культуры свой неизгладимый отпечаток. Этому периоду присущи великолепные памятники архитектуры и Именно в то время зодчие государства старались сохранить огромное наследие, которое досталось народу от великой Римской империи.

Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т.д. Данному периоду присуще широкое распространение установки купольного перекрытия при строительстве храмов. На средневековый период приходится развитие таких направлений, как создание мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В соответствии со средневековыми представлениями народа, император являлся наместником Господа. Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом.

Изобразительное искусство Византии также претерпело некоторые изменения. Художники первых веков нашей эры отображали в своих творениях яркие образы, которые были пронизаны аллегорическими чертами. Пластичность и отвлечение от христианского начала - вот основные черты картин того времени. Им на смену пришло творчество, главным признаком которой стало божественное начало. Экспрессия духовного величия сделалась неотъемлемой частью каждого предмета искусства.

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра. Фон мерцающего золотого цвета, искрящиеся грани камней и смальты, яркие орнаменты - вот главные черты практически любого произведения творцов той эпохи, которой на весь мир прославилась Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Первым из них являлся раннехристианский этап (с 1-го до 3-го века нашей эры). За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и Следом за ним на полтора века наступает иконоборческий этап, на смену которому пришло Македонское Возрождение, продолжавшееся до 11 века. Предпоследним периодом стала эра консерватизма, а закончилось развитие великого искусства Византии эллинистическими началами и антикризисными тенденциями, что нашло отражение в Палеологовском Ренессансе.

В современном мусульманском Стамбуле вы можете запросто перемещаться с помощью машины времени, совершив экскурсию по практически неизвестными для большинства туристов христианским византийским храмам средневекового Константинополя. О существовании некоторых из них не знают даже многоопытные гиды. Тем не менее, во время поездки по Стамбулу мне удалось посетить ряд уникальных памятников христианской архитектуры, чья история и великолепие не оставят равнодушным даже самого искушенного знатока.

Всякий путешественник, интересующийся историей великой христианской державы — Византийской империи, обязательно приедет на берега Босфора, в Стамбул. Ведь именно здесь можно прикоснуться к шедеврам лучших средневековых зодчих и оценить во всей красе величие православия Византии. Но как обнаружить храмы и святыни той давно ушедшей эпохи в огромном, многомиллионном современном городе, наполненном повседневной суетой? Безжалостное время и перипетии судьбы сильно изменили облик того Константинополя, который был когда-то величайшей столицей мира. А от его многочисленных храмов и монастырей до сегодняшнего дня сохранилось считанные единицы. Конечно, любому человеку, оказавшемуся в Стамбуле, не составит труда обнаружить главную туристическую жемчужину Византии, ставшей затем визитной карточкой османской империи, - Святую Софию.

Это - великий храм ушедшей державы ромеев, как называли себя византийцы Полюбоваться, также, к примеру, на пусть и не являющуюся общедоступной для посещения туристов церковь Святой Ирины, или насладиться великолепными мозаиками церкви Христа Спасителя в Хоре, расположенной вдалеке от центра города, но уже давно манящей туристов своими достопримечательностями.

Но ведь кроме этих мировых и общеизвестных памятников, в Стамбуле есть и не такие известные, и даже вовсе практически неизвестные, но не менее исторически важные и значимые святыни ушедшей империи. Доныне они живописно укрываются в переулках города. К счастью, благодаря замечательному экскурсоводу Иларии, нам удалось совершить преинтересное путешествие по некоторым из них.

Относительно недалеко от центра, немного южнее Святой Софии расположился удивительный храм, в византийское время нарекшийся во имя Сергия и Вакха. Тогда именно в этом районе располагались самые великолепные дворцы византийского Константинополя. И лишь этот храм сохранился до нашего времени целиком, практически в первозданном виде. Когда приближаешься к этому замечательному памятнику, невольно создается впечатление, будто видишь нечто знакомое, и это чувство охватывает неспроста. Храм во имя Сергия и Вакха представляет собой практически копию великой Святой Софии в миниатюре, ведь даже на турецком языке она ныне носит название Küçük Ayasofya, что и переводится как Малая Святая София. Церковь была построена по повелению императора Юстиниана (527-565), который пообещал возвести храм после печально известного (532 г.), в ходе которого императорские войска жестоко расправились над восставшими жителями столицы.

Постройку завершили до 536 г. и назвали в честь достаточно популярных в то время святых мучеников Сергия и Вакха. В целом храм поражает своим убранством и красотой интерьера, а зодчие, кроме того, потрудились применить и некоторые новаторские идеи. Например, поражает купол необычного очертания, напоминающего некую ребристую раковину, разделенную на доли, некоторые из которых имеют оконные отверстия.

Внутренняя часть здания имеет два этажа, а многочисленные колонны из зеленого и красного мрамора, с роскошными капителями, могут только еще раз напомнить о колоннах Святой Софии и заставляют поразиться великолепию и богатству Византийской империи.

Поднявшись на помост, можно увидеть рельефную надпись на греческом, прославляющую это деяние Юстиниана. И это неспроста, ведь в VI веке храм был ослепительно богат, владел несметными сокровищами, не только духовными, но и материальными, в нем принимали почетных иностранных послов, более того, при храме останавливались римские папы, когда приезжали в Константинополь. Конечно, церковь уже давно представляет собой действующую мечеть и при ее посещении нужно помнить, что во время проведения службы не удастся рассмотреть всё, что хотелось бы.

Однако радушие местных хранителей не заставит себя долго ждать в те моменты, когда мечеть практически пуста. Местный муэдзин с радостью готов показать достопримечательности, скрытые от глаз обыкновенных посетителей, в том числе и остатки первоначального пола церкви, которые для сохранности закрыты прочным стеклом. На этом оставим церковь Сергия и Вакха и переместимся к северу от нее.

Следующей нашей остановкой будет церковь Богородицы, основанная в начале X столетия . Ныне - это действующая мечеть Fenari İsa Camii. Однако в византийское время на этом месте располагался монастырь, получивший своё название благодаря основавшему его Липсу. Перед нашим взором предстает сооружение, которое представляет собой как бы две церкви, сросшиеся в одну.

Первоначально была построена та часть, которая находится далее от проспекта (северная церковь), и уже значительно позднее, - в конце XIII столетия, благодаря заботе и попечению императрицы Феодоры Палеологини, пришедший в запустение к тому времени монастырь был возрожден и к первоначальному храму пристроили южную церковь, во имя Иоанна Предтечи. Примечательно, что именно в этом храме были упокоены многие представители последней правящей династии Византии (Палеологов). Среди них - сама императрица Феодора и её сын, император Андроник II. Удивительно, что хотя практически сразу после падения Константинополя в 1453 г. церковь была обращена в мечеть, турки вынесли из храма не все останки столь знатных ромеев. Так, в 1929 г., в северной церкви были обнаружены нетронутыми неизвестные дотоле захоронения. Храм имел нелегкую судьбу, часто горел, переживал архитектурные и утварные утраты и лишения. Часть прекрасных убранств церкви с течением времени погибла.

Не сохранились полностью и надгробные надписи. После страшного пожара в XVII в., церковь лишилась колонн. В дальнейшем, на некоторое время храм находился в ведении музея Святой Софии. Однако ныне это уже полноценная, действующая мечеть. Примечательно, что в ней существует что-то наподобие школы для изучения ислама и во время нашего посещения храма как раз проходили занятия для детей по разъяснению сур Корана. Бывшие христианские святыни стали неотъемлемой частью облика современного мусульманского Стамбула.

Но покинем церковь Богородицы и отправимся к кварталу Христа Вседержителя, где некогда, в византийское время, находился величественный монастырь Пантократора (Вседержитель - греч. ), а ныне перед нашим взором возникает величественное строение, комплекс, состоящий из трёх соединенных между собой церквей. Этот храм, который теперь носит звание мечеть Зайрек, является вторым по величине (после Святой Софии) священным памятником византийского зодчества в Константинополе. По праву он был главной церковью обители Пантократора. Возведение храма пришлось на XII столетие, - время владычества династии Комнинов.

Строительство проходило в 1118-1136 гг., по указанию императора Иоанна II (1118-1143) и его царственной супруги Ирины. Южная церковь построена первой и являлась главным монастырским престолом, основанным Ириной. Именно она была посвящена Вседержителю. Примечательностью этого храма были изумительные колонны красного мрамора, которые погибли с течением времени. Обветшал и внешний облик этого грандиозного строения, но, тем не менее, в целом постройка дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Эта южная церковь сегодня также используется в качестве мечети. После смерти императрицы Ирины в 1143 г. её венценосный супруг построил рядом с храмом северную церковь, посвящённую Богоматери Элеусе (Умиление - греч. ). Здесь, в отличие от первого храма, несли службу не черное (давшее обет безбрачия - ред. ), а белое духовенство. Со стороны Богоматери Элеусе родственники могли навещать пребывающих там монахов.

Впоследствии в архитектурном церковном комплексе была возведена и третья часть, посвященная архангелу Михаилу и получившая название Ироон. Собственно говоря, Ироон служил как бы соединяющим звеном между северной и южной церквами. Здание это имеет достаточно причудливую форму, на её вершине возвышаются два купола и с одной из точек обзора может показаться, будто оно вдавлено внутрь. Вообще, постепенное строительство всего этого храмового комплекса, повлияло на необычный внешний вид церкви, которая тем самым еще больше опьяняет взор своей необычностью и величественностью. Именно здесь нашли после смерти своё последнее пристанище уже упомянутые царские особы Ирина и Исаак II, а также ряд других величественных византийцев, в том числе одни из последних императоров Ромейской державы: Мануил II († 1425) и Иоанн VIII († 1448). К сожалению, побывать внутри храма, имеющего столь знаменательную историю, нам не удалось. Как видно по фотографиям, практически весь комплекс закрыт строительными лесами, реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Завершая наше путешествие, хотелось бы остановиться еще на одной удивительной христианской достопримечательности. На самой окраине византийского Константинополя, в знаменитом районе Влахерны, служившем в последние столетия истории Византии резиденцией императоров, находилась некогда знаменитая церковь Влахернской Божьей Матери, построенная в V столетии, благодаря стараниям императрицы Пульхерии и императора Маркиана. Славу она обрела после событий 626 г., от наступавших на него славян, .

В византийское время это место пользовалось огромным почтением у православных благодаря обилию чудес, происходивших в стенах церкви Влахернской Божьей Матери. К сожалению, судьба была безжалостна к храму. После целого ряда пожаров она окончательно погибла в XV веке и долгое время на этом месте оставались лишь руины. Только во второй половине XIX века греческая община Стамбула смогла выделить средства и построить на этом месте небольшую церковь. Каменная купель с источником — последнее, что напоминает о великом прошлом Влахернской церкви.

Несмотря на то, что от древней постройки сейчас не осталось и следа, это место имеет особое значение для православия и для России. Именно здесь в течение долгих столетий находилась знаменитая Влахернская икона Богородицы. Эта икона пользовалась у русских паломников особым почтением. Считается, что именно её преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу (отцу Петра I - ред. ). Она и доныне хранится в Успенском соборе московского Кремля.

Вот таким необычным получилось наше путешествие по византийским храмам Стамбула, которое лишь отчасти передает исконную святость этих мест.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Восстание Ника (в переводе с греческого «Побеждай!») — одно из самых знаменитых и грозных восстаний в истории Византии; нашло отражение в сообщениях многих византийских авторов. Оно произошло в Константинополе и началось 11 января 532 г., во время праздника — дня основания Константинополя. Восстания длилось в течение восьми дней. Главную роль в нём сыграли две наиболее влиятельных цирковых партии столицы: венеты (голубые) и прасины (зелёные). Несмотря на то, что эти две группировки были враждебными по отношению друг к другу, в эти январские дни они забыли разногласия и объединились в едином порыве, недовольные политикой императора Юстиниана (527-565). Сенаторская аристократия, которая поддерживала партию венетов и опиралась на неё, была возмущена политикой императора, направленной на ограничение политических прав сенаторов, а также претензиям к их земельным владениям. Прасины были недовольны высокими таможенными пошлинами и значительными ограничениями, стесняющими свободу торговли. Определённую роль в восстании сыграли и религиозные противоречия, существовавшие в то время внутри государства.

Восстание носило стихийный характер. Объединившиеся партии напали и разгромили резиденции крупных государственных чиновников. Начались уличные беспорядки, переросшие в прямые бои, восставшие выпустили заключённых из тюрем, сожгли налоговые списки. Практически весь город горел. Сенаторская оппозиция выдвинула нового императора - Ипатия, - который был торжественно коронован на ипподроме в присутствии толпы. Ситуация была настолько критической, что Юстиниан был готов оставить Константинополь. Но императрица Феодора, выступив на заседании императорского совета с пламенной речью, смогла вразумить своего супруга. Юстиниан предпринял наступление на восставших. В город были стянуты верные императору войска, часть заговорщиков подкупили золотом. Только ценой больших жертв полководцам императора удалось подавить мятеж. Ипатия и его брата казнили, сенаторов, замешанных в восстании, сослали, а их имущество конфисковали.

Константин Липс (липс — это также название юго-западного ветра - прим. автора ) - византийский сановник X века. Знаменит благодаря тому, что отреставрировал один из константинопольских монастырей, и основал там церковь, которая получила название в его честь. К сожалению, наука не располагает точными данными о его биографии и жизнедеятельности. Невозможно даже определить, жил ли он в начале или в середине X века, источники приписывают человеку с таким именем разные политические карьеры. По одной из них, он участвовал в мятеже Константина Дуки в 913 г. и был убит в одной из битв в 917. По другой — в 950-е гг. занимал важные государственные посты и участвовал, по крайней мере, три раза в дипломатических миссиях в Армению и даже отдал свою дочь замуж за представителя армянской знати.

Влахернскую икону отправили в дар царю Алексею Михайловичу непосредственно из Константинополя, по поручению служителя иерусалимской церкви Гавриила, вероятно, по просьбе самого русского государя. Она была доставлена в Россию торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. Относительно даты прибытия иконы в науке долгое время существовали некоторые разногласия, но сейчас доказано, что это событие произошло в октябре 1653 г. По причине недостаточной сохранности источников, тем не менее, невозможно узнать, когда икона точно пересекла границу России, но, по всей вероятности, это произошло не позднее сентября. Еще в то время, когда икона находилась в Константинополе, патриарх Паисий I и синод составили специальную грамоту. Согласно этому документу, патриарх заверял, что подаренная икона является непосредственно той самой святыней, которая защищала Константинополь ещё во времена императора Ираклия (610-641) и патриарха Сергия (610-638). После прибытия святыни, была проведена торжественная служба и с этого времени Влахернская икона включается в церемониальный царский обиход и литургическую практику московского Успенского собора.

Осада Константинополя 626 года — одно из знаковых событий в ходе ирано-византийской войны, продолжавшейся с 602 по 628 год. К 626 году ситуация была наиболее сложной для Византии. Император Ираклий (610-641) уже долгое время отсутствовал в Константинополе, проводя боевые действия на границе с Ираном. Правитель Ирана - Хосров - надеялся провести решающую кампанию против империи, воспользовавшись сложившейся обстановкой и попытаться завладеть Константинополем. (часть персидских войск находилась в Халкедоне, недалеко от византийской столицы). Заручившись поддержкой аваров, и таким образом блокировав город с суши, персы рассчитывали в скором времени одержать верх. Обороной Константинополя руководили патриарх Сергий (610-638) и патрикий Бонус. В конце июня авары начали штурмовать город (известно, что среди их союзников были и славяне). Активные боевые действия продолжались больше месяца, но благодаря умелой обороне город оставался неприступен. Кроме того, в эти тяжелые дни патриарх Сергий совершал обходы по стенам города с иконой Влахернской Богоматери, показывая тем самым, что Константинополь находится под божественной защитой. Решающее наступление произошло в начале августа в районе Влахерн, когда авары с суши, а славяне на лодках и челноках со стороны Бухты Золотой Рог надеялись прорвать оборону столицы. Однако авары были отбиты, а славяне были уничтожены византийскими кораблями. Потерпев сокрушительное поражение, аварам пришлось отступить от стен Константинополя, а свою победу византийцы усмотрели в заступничестве Божьей матери, покровительнице Влахерн.

Мнение:

Изучение характерных признаков для «не живой формы» материи привело к открытиям Всемирных законов сохранения массы и энергии. Но рядом с двумя атлантами, на плечах которых покоился «ньютоновский свод» классического мира науки, - Массой и Энергией, обнаружен третий гигант, - Информация. Теория подобия позволяет сделать рабочее допущение о виртуально-информационной форме, как третьей форме материи. Другими словами, по аналогии отношений, информация не появляется и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Всемирный, ОСНОВНОЙ ЗАКОН - всегда прост и стремится к ЕДИНИЧНОСТИ: Масса - Энергия - Информация - триедины. И, если рассматривать культовые византийские храмы, как объект исследования в данных стереометрических координатах, то автор статьи дает читателям и специалистам современную информационную координату этого объекта.

κόσμος - украшение, мир, мировой порядок (ср. косметика).