Новый директор государственной третьяковской галереи. Зельфира Трегулова: «Музей, как и театр, начинается с вешалки Е.А.: А где деньги брать

Зельфира Трегулова

Окончила искусствоведческое отделение истфака МГУ, проходила стажировку в Музее Гуггенхайма, была завотделом зарубежных связей в ГМИИ им. Пушкина и замдиректора Музеев Кремля, руководила организацией «Росизо». В феврале 2015 г. назначена директором Третьяковской галереи.

Марина Лошак

Филолог, окончила Одесский государственный университет. Управляла Московским центром искусств на Неглинной и Галереей Татинцяна. В 2012 году по приглашению Капкова возглавила выставочное объединение «Манеж». В июле 2013 года стала директором Пушкинского музея.

Что такое оттепель? Почему выставки, посвященные этому времени, проходят синхронно в главных музеях города в этом году? Во многих областях происходит переосмысление модернизма - вплоть до признаний в любви к и . Этому есть рациональное объяснение?

Трегулова: Этому есть и рациональное объяснение, и иррациональное - как в любом явлении. и наш проект объединяет вектор на будущее. В Советском Союзе оттепель стала периодом взрыва креативности с прорывом в физике и атомной энергетике, исследованием космоса. Это была удивительная эпоха: казалось, что возможно все. Вместе с тем мы понимали, что происходило в нашей стране в 1920–1930-е, - но предпочитали об этом не говорить. И выброс креативной энергии эпохи оттепели удивительным образом продолжает оставаться актуальным до сих пор.

Наверное, к созданию двух проектов, посвященных этому периоду, нас так или иначе подтолкнул интерес к этому времени со стороны телевидения. А я недавно перечитала прозу Юрия Казакова и удивилась, до чего это хороший русский язык, как он современен. Конечно, эти выставки не привлекут толпы. Мы представляем серьезный анализ эпохи сегодня, когда можно взглянуть на оттепель спокойно - взглядом людей, которые не жили в это время, взглядом молодых кураторов.

Открытие выставки «Оттепель» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

1 из 6

«Оттепель» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

© Владимир Вяткин/РИА «Новости»

2 из 6

Виктор Попков. Двое. 1966.
Работа с выставочного проекта «Оттепель» в Государственной Третьяковской галерее

3 из 6

Ив Кляйн. Синий глобус. 1957

5 из 6

Михаил Рогинский. Стена с розеткой. 1965

6 из 6

Лошак: Я согласна с Зельфирой, хотя у Пушкинского была эмоционально другая задача. Мы хотели более субъективного взгляда, и сотрудники музея прошли тяжелый путь, отвечая на собственные вопросы. На нашей выставке - «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» - не так много вещей, радующих глаз. Те проблемы, с которыми столкнулась Европа и мир в целом после войны, рифмуются с событиями, происходившими исключительно в СССР. Художники искали разные пути, которые могли бы придать этому новые смыслы, от обнуления искусства до поиска чистой формы.

Важно, что мы говорим о людях с разной биографий и географией, которые идут в одном направлении. Некоторых из них мы знаем очень хорошо, им посчастливилось стать звездами: это Бойс, Фрейд, Рихтер, Пикассо. Но на нашей выставке они смешаны с не столь известными именами из Восточной Европы (Ханс Майер-Форейт, Ежи Новосельский, Лайош Кашшак, Эндре Тот. - Прим. ред. ), которые ничем не уступали звездам - просто жили в части мира, считавшейся более маргинальной. Да, у них не было таких возможностей, как у художников Западной Европы, но они представляют собой не менее мощное явление в искусстве. Это внушает надежду, ведь сегодня категории глобального и локального сосуществуют в той же мере, как тогда.

Весь прошлый год музейный мир провел в разговорах - общественной и государственной. Как вы взвешиваете риски? Когда показываете, например, японца , которого после скандала со и больное сознание могло бы счесть провокационным художником?

Лошак : Мы стараемся не думать об этом - и вместе с тем не можем не думать об этом. Как директора двух крупнейших музеев, мы ответственны за происходящее и не хотим, чтобы к нам приходили безумцы. В том числе и потому, что эти популистские реакции уничтожают выставки: всех привлекает скандал, а не сам проект. Безусловно, цензор сидит внутри нас, музей несет ответственность и за тех, кто тут работает, и за то влияние на общество, которое он оказывает.

Сейчас мы готовим выставку рисунков Эгона Шиле и Густава Климта - она будет показана осенью. Недавно мы общались с директором Альбертины (венский музей, где находится крупнейшее собрание работ Климта. - Прим. ред. ), и я внимательно изучила каждый рисунок, думая о том, как его увидит наш зритель. Это сложное искусство, но мы решили, что готовы на риск. Напишем на анонсах «25+» или «65-». Люди должны быть готовы к тому, что это искусство не принесет большой радости: оно про одиночество человека в мире, про страшное время. В этом отношении неважно, обнажен изображенный художником человек или нет.

Очередь на выставку «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Январь 2016 года

© ИТАР–ТАСС

Трегулова: Шиле - это прежде всего невероятная обнаженность внутреннего мира человека.

Лошак: И про саму суть человеческой жизни. Об этом задумываются директора музеев во всем мире, включая Бостон и Вашингтон.

В этом году в ваших музеях проходит фестиваль «Оттепель», в Третьяковке показывали проект , в Пушкинском - , были параллельные показы к юбилею Бакста, впереди - синхронные проекты мужа и жены Фриды Кало в ГМИИ и Диего Риверы в ГТГ. Складывается впечатление, что вы соревнуетесь. Или это пример согласованной работы? И второй вопрос: если учесть текущую выставочную активность всех московских музеев, есть ли у вас ощущение, что Москва начинает конкурировать в качестве центра искусства с другими европейскими городами? Ну или хотя бы с Петербургом?

Трегулова: В случае «Оттепели» случилось совпадение: проекты задумывались независимо друг от друга, но когда мы поняли, что открываемся параллельно, то решили, что должны объединиться.

Конечно, я внимательно смотрю за тем, что происходит в Пушкинском музее, но мы стоим на одной стороне баррикад, и в том, что мы делаем, много общего. Мы только выигрываем от сотрудничества, выигрывает и зритель. Все вместе мы держим оборону перед бездуховностью и массовой культурой - вместе с Пиотровским, вместе с другими нашими коллегами, в том числе и зарубежными. В связи с обострением отношений в мире наша миссия становится еще более важной для общества.

Лошак: Третьяковка и Пушкинский настолько разные институции, что конкуренция невозможна, и движение всегда будет разное. Точно так же и с Эрмитажем. Существуют некие общие планы, и, продумывая собственные проекты, мы размышляем о том, как интегрировать их на площадке двух музеев. Это предоставляет больше работы кураторам, которые могут взглянуть на одни и те же события по-своему. Это очень выгодный путь. Иногда мы согласуем действия с петербургскими коллегами: Пушкинский с Эрмитажем, а Третьяковка сотрудничает с Русским музеем.

Кроме того, Москва - невероятно оживленный культурный город, где спрос по-прежнему превышает предложение. А выставки, которые происходят в Москве, вызывают большое уважение наших зарубежных коллег. Мы чувствуем себя вполне адекватными игроками, наконец перестали беспокоиться о том, что наши зрители чего-то не получают. В Москве появилось так много пространств, которые работают на общее дело, а мы вместе с Третьяковкой можем дать человеку возможность получить удовольствие от национального искусства и узнать что-то новое. Это отличная почва для сотрудничества, а не конкуренции.

Открытие выставки «Лев Бакст. К 150-летию со дня рождения» в ГМИИ им. Пушкина

© Виталий Белоусов/РИА «Новости»

1 из 2

Айфон, занесенный над портретом Гриценко-Бакст работы Льва Бакста. Выставка «Л.С.Бакст и семья Третьяковых» в Третьяковской галерее

© Евгения Новоженина/РИА «Новости»

2 из 2

- Вам бы хотелось больше свободы?

Трегулова: Свободу можно понимать широко. Есть свобода от финансовых ограничений, внутреннего консерватизма, который в каждом музее присутствует, - и от него хотелось бы освобождаться с большей скоростью. Но ценнее всего, конечно же, свобода иметь в сутках в два раза больше часов.

Зельфира Трегулова сказала в одном интервью, что «сходит с ума от двух западных художников - Таррелла и Виолы». А кто вам нравится из отечественных современных художников?

Трегулова: Одного любимого всегда трудно назвать. Наверное, в моем случае это будет классика, а не актуальный художник, - Михаил Рогинский. Еще мне нравится , из более молодых - Дмитрий Гутов. Мне очень симпатичен , и я жалею, что в Третьяковке так мало его работ. Эрик Булатов и Кабаков - «наше все», и в следующем году мы собираемся сделать первую в России большую ретроспективу Ильи Иосифовича. Конечно, там будет и моя любимая инсталляция . В 1992 году она произвела неизгладимое впечатление на всех российских музейщиков, когда они осознали, что на первом этаже 20-этажного дома потолок течь не может. Я бы хотела повторить этот эффект с учетом протекающей крыши на Крымском Валу. Все тогда будут писать: «Когда Трегулова починит текущую крышу?»


Очередь на выставку «Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. Январь 2017 года

© Антон Денисов/РИА «Новости»

Как вы измеряете свою степень медийности? Ваше присутствие в художественной жизни Москвы и в самых разных общественных дискуссиях чувствуется сильнее, чем голос ваших предшественников.

Лошак: Я боюсь, что нас слишком много, и стараюсь сохранять уровень своего присутствия в медиа в той дозе, чтобы аудитория понимала, что происходит в музее. Борюсь с пиар-службой, прошу, чтобы меня поменьше использовали во всех событиях. Настаиваю, чтобы меня не снимали на открытиях. Считаю, что это неправильно. Может быть, я неправа. В любом случае мы ищем более сложные и опосредованные решения и надеемся, что они станут приносить больше результатов. Кроме того, нельзя забывать, что ни один проект не похож на другой: про одни выставки надо активнее рассказывать, другие требуют более сложных путей.

Трегулова: Я согласна с Мариной, но два года назад у нас были разные ситуации. Здание в Лаврушинском переулке не могло пожаловаться на маленькую посещаемость - туда приходило больше миллиона человек в год. Однако эта цифра складывалась не из тех москвичей, что шли по зову сердца, а скорее из школьных экскурсий и родителей с детьми.

А вот здание на Крымском Валу посещали 270 человек в день, и эта цифра говорила нам о полном отсутствии интереса к отечественному искусству XX века. Нужно было не только бросить все силы пиар-службы, но и переформатировать сами выставки. Когда меня спрашивали, неужели в здании ЦДХ находится Третьяковская галерея, я понимала, что нужно включать тяжелую артиллерию, чтобы люди узнали: здесь находится лучшее собрание отечественного искусства прошлого века, которое нужно знать и этим гордиться.

Мы стали использовать интернет-пространство и новые технологии, привлекали медийные лица, и это принесло сверхэффект: люди не просто так выстроились в очередь на Серова. Бесспорно, я бы тоже хотела реже мелькать на экране, хотя не могу отрицать, что директор сегодня должен быть очень социальным человеком.

Трегулова: Сложный вопрос, потому что красота может производить ощущение душераздирающее. Это нечто, что вызывает у тебя невероятное внутреннее движение всего - ума, души и сердца. Восприятие и опознание красоты - ощущение сродни тому, что можно назвать любовью. В этот момент испытываешь невероятное ощущение счастья… Можно ли найти более точное слово, выражающее предельное эстетическое наслаждение? Не знаю, но в любом случае я бы его поставила в параллель с чувством любви.

В конце новогодних праздников директор Третьяковки Зельфира Трегулова попала в центр скандала: "Аэрофлот" отменил рейсы из Нью-Йорка, и российский искусствовед застряла на чужбине. Как сообщает источник , женщина была очень зла и пообещала авиакомпании нагоняй от правительства.

Интересно в этой истории даже не то, что она отказалась ждать рейса – который был задержан из-за сильнейшего снегопада! – вместе с другими пассажирами. Такое поведение для российских деятелей, к сожалению, вполне привычно. В свое время из-за этого скандалил и любимец публики Леонид Якубович, и многие другие. А вот тот факт, что она угрожала "Аэрофлоту" "звонком из правительства" – явление почти уникальное. И опять же, важен не сам факт угроз, а то, что "крыша" в правительстве у нее, как выяснилось, действительно есть.

"Доверенный менеджер" Мединского?

Госпожа Трегулова до того, как возглавить один из главных музейных комплексов страны, занимала пост гендиректора музейно-выставочного центра РОСИЗО – с 2013 по 2015 год. Что можно сделать в такой должности за два года? Да много чего! Например, нанять на работу сестру министра культуры РФ Владимира Мединского…

Татьяна Мединская пришла на должность заместителя Трегуловой в декабре 2014 года. При этом, по сведениям СМИ, зарабатывала сестра министра гораздо больше руководителя организации – видимо, пригодилось образование финансиста.

Не было ли в таком назначении конфликта интересов? Все-таки РОСИЗО подведомственен Минкульту. А после назначения Татьяны Мединской в центр внезапно "влился" Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Причем, судя по слухам, "влился" насильно . При этом РОСИЗО – наверняка не без помощи Трегуловой и Мединской – активно работали над совместными проектами с любимым детищем Мединского, Российским военно-историческим обществом.

Но министр, конечно, узнал о назначении сестры последним – это его собственные слова. И это при том, что факт работы Мединской в РОСИЗО вскрылся спустя несколько месяцев, и до этого времени никто ни словом об этом не обмолвился.
Может быть, так Трегулова и заслужила себе пост гендиректора Третьяковки? Оказывать помощь министру культуры – весьма выгодное дело. И неоплаченным, видимо, не остается. Но одним министром Зельфира Исмаиловна не ограничилась – видимо, решила подстраховаться?

"Голодные" до работы?

В Третьяковскую галерею Трегулова перешла, скорее всего, именно по протекции господина Мединского – без министра подобные назначения вряд ли происходят. Но на новом месте она нашла еще один выход на правительство. Как иначе объяснить тот факт, что ее заместителем оказалась дочь вице-премьера Ольги Голодец ?

Можно, конечно, предположить, что Татьяна Мрдуляш честно трудилась и заслужила это место. Или все-таки Трегулова в новой должности действовала по старой, хорошо отлаженной схеме с предоставлением рабочих мест "нужным" людям.

Вот только использует имеющиеся связи она слишком мелко – вместо угроз авиакомпании могла бы полцарства попросить. А то это как золотую рыбку на сковородку бросить.

В итоге ситуация с Трегуловой и "Аэрофлотом" бросает тень именно на госпожу Голодец, которая, по идее, должна была вступиться за работодателя дочери. Впрочем, "теней" этих уже столько", что "темнее" от этого вице-премьер точно не станет…

Былые заслуги?

Голодец занимает пост вице-премьера вот уже почти семь лет. Но выделяться она начала, едва покончив с академической наукой и перейдя в бизнес-сферу. Так, после ее прихода в компанию "Реформуголь", которая занималась переформированием шахт, более 50 разрезов в одном только Кузбассе были закрыты, а голодные шахтеры отправились перекрывать Транссибирскую магистраль. Финансировалась компания, кстати, Всемирным банком – то есть из США.

Полный "Голодец" госпожа вице-премьер, впрочем, в принципе предпочитает устраивать на деньги , и лучше всего – из-за рубежа. Если раньше она хотя бы работала на небезызвестных Александра Хлопонина и Михаила Прохорова – и забрала из "Норникеля" одноименный НПФ! – то после, по некоторым сведениям, окончательно переключилась на зарубежье.

Например, в 2013 году Голодец объявила об отставке главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко в то время, как премьер-министр , который должен был увольнять чиновника, ничего об этом не знал. При этом стоит обратить внимание на то, что Онищенко считался "врагом" Петра Порошенко еще в бытность того всего лишь скромным главой кондитерской фабрики Roshen. И попытка инициировать отставку главы Роспотребнадзора вполне могла быть сделана Голодец в интересах украинского олигарха…
Естественно, помогать истинная леди должна не за свой счет. А, например, за счет обычного народа – да тех же пенсионеров! Так, видимо, решила Ольга Юрьевна. И речь даже не об НПФ "Норникель", а обо всех пенсионных накоплениях россиян.
Накопительная часть пенсий в России заморожена скоро уже четыре года как. И мало кто помнит, что инициатором заморозки выступала как раз Голодец – еще в самом начале своей карьеры в правительстве! Сбылась ее мечта, выходит?

А куда в итоге она сама пускает деньги? На защиту ЕГЭ от хакерских атак, которых не было? На разработку проектов школьных классов в форме круга, а не квадрата? Собственно, на "раздербанивание" Российской академии наук, которое она совершила вместе с экс-министром образования Дмитрием Ливановым и заканчивает теперь уже без него?

И если Ливанова в правительстве уже нет, то глава Минздрава Вероника Скворцова, которую тоже подозревали в "нездоровых" связях с Голодец, все еще на месте. По слухам, эти предприимчивые особы довольно легко умудрялись получать деньги с тендеров на медуслуги и поставки препаратов. И, возможно, столь же легко делили их между собой. А раз с наукой и медициной в стране, в общем-то, покончено, как и с пенсиями, Ольге Юрьевне ничего не остается, кроме как переключиться на культуру. Благо, и "засланный казачок" в виде дочери есть, и министра Мединского, если что, можно легко на путь истинный направить… В общем, забот у госпожи Голодец – полон рот. Главное, чтобы не подавилась.

Зельфира Трегулова родилась 13 июля 1955 года в городе Рига, Латвия. Ее мать работала звукорежиссером, а отец - кинооператором, в годы войны был фронтовым оператором, снимал Потсдамскую конференцию.

Со студенческих лет жизнь Трегуловой тесно связана с художественным творчеством. В 1977 году Зельфира окончила искусствоведческое отделение Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а в 1981 году - аспирантуру МГУ.

В 1984 году начинается профессиональная деятельность Зельфиры Исмаиловны. Около 13-ти лет Трегулова посвятила себя работе во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича. Была координатором и куратором международных выставок русского искусства за рубежом, в последние годы - помощником генерального директора.

В 1993-1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. С 1998 года по 2000 год заведовала отделом зарубежных связей и выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Затем была приглашенным выставочным куратором, в том числе в Музее Соломона Р. Гуггенхайма.

С 2002 года по 2013 год Трегулова Зельфира являлась генеральным директором по выставочной работе и международным связям музеев Московского Кремля. Последующие пару лет, с 14 августа 2013 года, была руководителем Государственного музейно-выставочного объединения «РОСИЗО».

Зельфира Исмаиловна 10 феврале 2015 года Трегулова возглавила один из трех ведущих музеев российской столицы - ФГБУК «Всероссийское музейное объединение - Государственная Третьяковская галерея». Это стало новым этапом в карьере музееведа.

Помимо основной деятельности, Трегулова Зельфира преподает на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA в Москве. Свободно владеет английским языком, владеет французским, немецким и итальянским языками. Является членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

Куратор крупных международных выставок в ведущих музеях России и мира, в том числе «Амазонки авангарда», «Художники «Бубнового валета», «Россия!», «Красноармейская студия», «Удиви меня!», «Социалистические реализмы», выставки «Казимир Малевич и русский авангард» и другие. Среди последних проектов, осуществленных под руководством Трегуловой - «Виктор Попков. 1932-1974» и «Палладио в России. От барокко до модернизма».

Зельфира Исмаиловна награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации, Орденом Звезды Италии степени кавалера за заслуги в проведении Года итальянской культуры и итальянского языка в России, крестом с короной ордена Заслуг pro Merito Melitensi. Лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей».

Трегулова Зельфира имеет огромный опыт организации выставочной деятельности. Занималась этим и в Пушкинском музее и в музее Кремля и до этого, в Советские времена, в других учреждениях. Кандидат искусствоведения, авторитетный специалист международного масштаба. Людей такого уровня в стране единицы. Человек с подобным опытом действительно может многое «предложить Третьяковской галерее».

Ко вторнику министерство культуры РФ приготовило сразу две информационные бомбы. Вначале было объявлено об увольнении с поста директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой. А затем коллективу ГТГ была представлена в качестве нового директора Зельфира Исмаиловна Трегулова, чуть более года назад вступившая в должность гендиректора Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО".

Что послужило непосредственным поводом для принятия решения Минкультом, трудно сказать. Но на взгляд не инсайдера, а стороннего наблюдателя ничто не предвещало грозы в начале февраля. Что касается отдаленных глухих раскатов в виде слухов, то кого сегодня слухами можно удивить?

Искусствовед, специалист по искусству русского авангарда Ирина Владимировна Лебедева, которая в 2009 году сменила на посту директора ГТГ Валентина Родионова, своей главной задачей считала "изменить отношение к Третьяковской галерее в публичном пространстве и внутри музея". Так, в 2013 году в интервью газете The Art Newspaper Russia она подчеркивала, что, если говорить о продолжении традиций, заложенных основателем Третьяковской галереи, то главная из них - отвечать на меняющиеся запросы современного общества на каждом историческом этапе жизни музея".

И нельзя сказать, что эта задача не решалась. Многие помнят очереди в 2012 на выставку Константина Коровина в залах ГТГ на Крымском валу. Причем это была не единственная ретроспектива, привлекшая внимание публики. Выставки последних лет высоко ценили эксперты. Достаточно сказать, что проект "Наталия Гончарова. Между востоком и западом", который впервые в России полно показал наследие "амазонки русского авангарда", был назван лучшей выставкой 2013 года и получил премию газеты "The Art Newspaper Russia".

Одним из самых значимых художественных событий прошлого года стала выставка "Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить…", приуроченная к 100-летию Георгия Костаки и позволившая увидеть масштаб деятельности этого уникального коллекционера. Нельзя не заметить, что именно выставочные проекты последних лет, сделанные во время руководства Ирины Лебедевой, стали фактически открытием заново наследия крупнейших отечественных художников: Николая Ге и Исаака Левитана, Михаила Нестерова и Александра Головина, Федора Федоровского и Павла Корина… Показ одной из самых легендарных серий Корина "Реквием. К истории создания "Руси уходящей" (2013) был сделан строго, сильно, эффектно.

Опять же, наряду с классикой в залах ГТГ показывали интересные проекты современного искусства. Сошлюсь на смелую и эффектную выставку Дмитрия Пригова "От Ренессанса до концептуализма и далее", которой сопутствовала богатая лекционная программа. Впрочем, культурно-образовательное "сопровождение" выставок в ГТГ сейчас не исключение, а правило. И если вспомнить, что, например, в 2012 году в ГТГ пришли полтора миллиона человек, то упреки теперь уже бывшего директора ГТГ в недостаточно хорошем менеджменте и в том, что не создана комфортная среда для посетителей, выглядят неоднозначно. Да, на Крымском валу нет буфета, и лучше бы, чтобы он был, но люди стоят в очереди не в буфет, а на выставки. И что-то незаметны очереди в кафе, которые находятся тут же, в двух шагах от входа в залы ГТГ на Крымском валу.

Понятно, что деятельность любого директора музея можно обсуждать, выбирая опцию "стакан наполовину полон" или "стакан наполовину пуст". Но, выбирая между ними, нельзя не вспомнить, что уже в 2014 году собрание ГТГ пополнилось работами нонконформистов из коллекции Леонида Талочкина: эти работы по решению вдовы коллекционера Татьяны Вендельштейн переданы из Музейного центра РГГУ в Третьяковскую галерею.

Иначе говоря, музейные дела, которые получает в "наследство" от старого директора Зельфира Исмаиловна Трегулова, человек очень опытный и известный в музейном сообществе, находятся отнюдь не в разоренном состоянии. Тем лучше для музея и нового директора. Выбор Министерством культуры именно Зельфиры Трегуловой на должность руководителя Третьяковской галереи вполне логичен. В 2013 году, объясняя назначение Зельфиры Исмаиловны на должность гендиректора "РОСИЗО", Владимир Мединский заметил, что "людей такого уровня компетенции в стране - единицы", и выразил надежду, что "под ее руководством "РОСИЗО" станет и эффективным органом, который реализует государственную выставочную политику".

Надо сказать, что его надежды оправдались. За полтора года "РОСИЗО" подготовило четыре заметных проекта. Это выставка Виктора Попкова, показанная в Венеции в залах университета Ка’Фоскари и в лондонском Сомерсет-хаусе (о московской ее версии см. "РГ"), а также проекты 2014 года "Палладио в России. От барокко до модернизма" (он был представлен в венецианском музее Коррер) и "Русская Швейцария" (показан в Женеве, о нем "РГ" писала). Кроме того, в Москве, в "Новом Манеже", показана выставка "Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах"… Но работа в "РОСИЗО" лишь часть богатого послужного списка Зельфиры Трегуловой. Среди проектов, в которых Трегулова принимала участие, - этапные выставки 1990-х "Великая утопия. Русский авангард 1915-1932", и "Москва - Берлин"/"Берлин - Москва".

О работе над этими проектами Трегулова вспоминала уже будучи директором "РОСИЗО": "Выставка "Великая утопия" стала для меня и моих коллег настоящим университетом. И еще один проект, на котором отточилось умение делать невозможное, - выставка "Москва - Берлин". "Утопия" состояла из полутора тысяч экспонатов из 56 музеев, а здесь экспонатов насчитывалось две с половиной тысячи, а количество собраний зашкаливало. Это был очень интересный проект: стык времен, поколений, стран. Такую выставку забыть невозможно, и когда смотришь на невероятный красный "кирпич"-каталог, то с трудом понимаешь, как можно было сделать два проекта - в Москве и Берлине".

Зельфира Трегулова известна также как куратор таких значимых международных проектов, как "Амазонки авангарда" (1999-2000, совместно с Джоном Боултом), "Россия!" (2005), - "Казимир Малевич и русский авангард" (2013-2014). К сожалению, выставку Малевича, показанную в амстердамском Музее Стеделик, лондонской галерее Тейт Модерн, а также в Бонне, в России не увидели. Что касается опыта работы в музеях, то у Трегуловой он тоже немаленький. В 1998-2000 годах она заведовала отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им А.С.Пушкина, и одиннадцать лет, с 2002 по 2013 была заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям Музеев Московского Кремля. Так что, можно сказать, на капитанский мостик Третьяковской галереи пришел опытный "морской волк".

Справка "РГ"

В 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в 1981-м - аспирантуру МГУ.

В 1984-1997 годах работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е.В.Вучетича как координатор и куратор масштабных выставок русского искусства, организованных за рубежом, в последние годы - в качестве помощника генерального директора.

В 1993-1994 - стажировка в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке.

В 1998-2000 - заведовала отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2002-2013 - зам. генерального директора по выставочной работе и международным связям Музеев Московского Кремля.

С 2013 по февраль 2015 - генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО".