Большая мечеть в дамаске. Мечеть Омейядов в Дамаске: описание, реликвии и святыни Правила посещения храма

…Это место с незапамятных времен служило для культовых целей. Древние арамейцы построили здесь храм в честь своего бога Хадада. В начале III столетия н.э. римляне воздвигли вместо него весьма внушительный храм Юпитера. Он занимал прямоугольник шириной 380 м и длиной 310 м. Сохранившиеся до наших дней огромные колонны, некогда украшавшие входные ворота храма, поднимаются на высоту 16 м, а над ними, над изумительно красивыми коринфскими капителями, высится, как бы венчая все сооружение, богато украшенный фрагмент фронтона, который сохранился лишь частично.

Спустя 150 лет после того как храм Юпитера был построен, император Феодосий приказа! его разрушить, а на его месте воздвигнуть христианскую базилику, позднее посвященную Иоанну Крестителю. Но и эта постройка долго не просуществовала - в 661 г. Дамаск был завоеван арабами и стал первой столицей огромного халифата, простиравшегося от Пиренейского полуострова до границ Индии.

По приказу халифа Валида I в 705-715 гг. старая византийская церковь была полностью перестроена в мечеть. Строительство по требовало колоссальных расходов: по своим масштабам и роскошному убранству Великая мечеть должна была служить своеобразным памятником торжества ислама и затмить блеск находившейся на ее месте христианской церкви.
Форма ранних мечетей восходит к древнеарабскому типу построек: каменная стена окружает большой внутренний двор, к которому примыкают несколько отдельных помещений. На одной стороне двора расположен молитвенный зал с помещениями для омовения; вдоль другой стороны тянется колоннада. Великолепные образцы архитектурного искусства этого периода - мечеть в Медине, мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме. Но Большая мечеть Омейядов, аль-Джамия-аль-Умейи, построенная в зените славы и могущества Омейядского халифата, стала первым крупным культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. В средние века эта мечеть считалась чудом света, и, хотя она многократно подвергалась ограблению и пожарам, она и сегодня остается одним из самых удивительных памятников арабского строительного искусства.
При строительстве мечети были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий византийского и даже римского времени. Арабские зодчие полностью изменили ориентировку здания: продольные колоннады христианской церкви превратились в колоннаду молитвенного зала мечети, а план и внутреннее пространство получили совершенно новые черты. Византийская базилика перевоплотилась в колонную мечеть, тип которой к тому времени уже стал каноном мусульманских построек, предназначенных для молитвы.

Мощные глухие стены высотой с дом отделяют молящихся от шума и суеты окружающего города. Колоннада, сохранившаяся от римского храма, подводит к западной двери мечети. Взгляд, брошенный через портал, обнаруживает громадный внутренний двор, справа ограниченный молитвенным залом, а слева - колоннадой. Главная дверь открывается в вестибюль. И здесь посетителя ожидает неожиданная встреча с самым драгоценным украшением мечети Омейядов - ее знаменитыми мозаиками. Первоначально они целиком покрывали внутренние и внешние простенки, своды и купольный потолок до самого верха, дворовый фасад молитвенного зала. Сейчас мозаики лишь частично сохранились на стенах и сводах. Они пережили столетия под толстым слоем строительного раствора, которым пуритански настроенный халиф приказал их замазать, боясь, что предметные изображения человеческого мира могут разгневать Аллаха. А может быть, все было наоборот - халиф оказался мудрецом, считавшим, что со временем, возможно, изменится взгляд на вещи. И он приказал не разрушать великолепные произведения искусства, а лишь убрать их с поля зрения.

Скрытые на протяжении столетий под слоем штукатурки, мозаики сохранились до наших дней и в 1927 г. стараниями реставраторов снова увидели свет. Перед восторженными взглядами людей XX века открылись сотканные из смальтовых и золотых кубиков картины одновременно сказочного и реального мира, с дворцами и хижинами, струящимися реками и плодоносящими деревьями, мира, лишенного присутствия человека, но постоянно напоминающего о неустанной деятельности Творца. Фантастические сооружения с колоннадами, портиками и куполами были навеяны образами позднеантичного искусства. Техника же смальтовой мозаики и характер расположения мозаичных панно заимствованы из Византии. Для исполнения этих мозаик омейядский халиф приказал, по преданию, призвать художников из Константинополя.
Особенно интересны мозаики входного портика. На золотом фоне в зеленых и коричневых тонах изображены деревья и причудливой архитектуры сооружения с полукруглыми двухэтажными колоннадами, башнями и коническими, слегка изогнутыми куполами. На переднем плане во всю длину картины изображена река - по-видимому, это Барада, орошающая Дамаск. На ее берегах - замки, сады, дома, деревья, дарящие благословенную тень. Некоторые исследователи считают, что здесь изображена не только панорама Дамаска, но и наиболее характерные виды других городов Востока, например Иерусалима, Антиохии, Константинополя. В других композициях на стенах портиков представлены различные страны и места паломничества. В простенках между окнами помещены изображения фруктовых деревьев, вырастающих из ваз колосьев, изящно изогнутых стеблей и листьев аканта. Эти сложные и разнообразные композиции составляли многокрасочный мозаичный ковер, мягко мерцающий в тени и ярко сверкающий на солнце.

Поражает исключительное качество мозаик. Это касается не только великолепной техники исполнения, но и художественного уровня. На золотой основе, составляющей общий фон, развертывается великолепная гамма цветовых тонов. Их богатство особенно проявляется в изображении деревьев с различными оттенками листвы - от зеленого до серо-голубого; взор восхищает также изображение реки в лазурных и аквамариновых тонах, как бы окаймленной серебряной пеной прибоя. В высшей степени хороши живые рисунки деревьев - кипарисовых, оливковых, яблоневых, грушевых и цитрусовых, причем фрукты, выполненные с помощью тончайших цветовых нюансов, почти пластичны.
Столь же совершенные мозаики, «прекрасные, как сад», по словам арабского географа Ибн-Джубайра, покрывают стены Куббат аль-Хазне, общественной сокровищницы, построенной во дворе мечети в конце VIII в. Это прелестное миниатюрное купольное сооружение лишено непосредственного входа с земли и стоит на восьми колоннах, перед большой стеной, украшенной мозаикой. Стволы колонн глубоко ушли в землю, как бы под тяжестью стен, которые они поддерживают. На восьми стенах сокровищницы современные мастера восстановили прекрасную мозаику, весьма близкую к оригиналу: роскошные орнаменты чередуются в ней с изображением финиковых пальм.

Огромный прямоугольный внутренний двор мечети с трех сторон обрамляют портики с каменными двухъярусными аркадами на украшенных резьбой столбах. С южной стороны двор замыкает здание многоколонного молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду; высокие полукруглые арки как бы приглашали молящегося укрыться в тени и прохладе зала от опаляющего двор солнца. Теперь окна и арочные пролеты закрыты деревянными стенами и цветными витражами.
Со двора в молитвенный зал ведут 22 входа с воротами. Размеры зала огромны: длина 136, ширина 37 м. Его архитектура, как архитектура и всей мечети, несмотря на прошедшие столетия, в основном сохранила первоначальный облик. Два ряда стройных мраморных колонн с коринфскими капителями делят его в продольном направлении на три нефа, каждый неф венчает конструкция с остроконечной крышей. Благодаря значительному (около 5 м) расстоянию между колоннами пространство зала свободно просматривается во всех направлениях. Продольные нефы посередине разделены на две части широким поперечным нефом, превышающим их по высоте и перекрытым двускатной кровлей, а в середине увенчанным куполом Куббат-ан-Наср. Громадные колонны поддерживают купол, унося его далеко в небо. Этот архитектурный образ развился во времена Омейядов, и с тех пор его можно обнаружить во многих мечетях мира.
Три других архитектурных нововведения в конструкции мечетей также восходят ко времени Омейядов: михраб - ниша для молитвы, мимбар - кафедра для чтения Корана и проповедей, и минарет.

Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, называемая арабами «михраб», первоначально предназначалась как почетное место для халифа или людей высокого положения. В мечети Омейядов михрабов четыре. Они устроены в южной стене молитвенного зала. Три из них - михраб Спутников пророка. Большой михраб и михраб Ханифитов - построены одновременно с мечетью, а четвертый, западный, создан уже в наши дни. Интереснее всего богато украшенный Большой михраб с орнаментами из цветного мрамора, инкрустированного перламутром: он венчается куполом, украшенным сталактититами - этот декоративный прием часто встречается в арабской архитектуре и даже в мебели.
Кафедра проповедника, называемая «минбар», или «мимбар», обычно устанавливается в нескольких шагах слева от молельной ниши у стены. От кафедры в зал ведет лестница. С кафедры по пятницам проповедник читает еженедельную молитву.

Рождение минарета - высокой узкой башни, с вершины которой муэдзины призывают мусульман на молитву - явилось, видимо, результатом случая. Строители мечети Омейядов обнаружили фундамент римского храмового сооружения, который использовался и для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом из четырех углов башню. Зодчему, строившему мечеть, эта идея понравилась, и он приказал построить для мечети четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в привычку созывать верующих на молитву с башни-минарета. С тех пор ни одна мечеть мира немыслима без хотя бы без одной такой башни.
Обширный двор мечети Омейядов осеняют поднимающиеся над ее стенами три минарета. Северный, самый древний - минарет Невесты, или аль-Арук (XI-XII вв.), представляет собой простую четырехугольную башню. Изящный круглый юго-западный минарет - башня Мухаммеда, или аль- Гарбия - был построен в 1488 г. в стиле архитектуры египетских мамлюков. Его прямоугольная башня, увенчанная стройной башенкой с шатром и острым шпилем, воздвигнута над западным входом во двор мечети против центральной части ее фасада. Минарет Иисуса Христа сооружен в 1340 г.; оно носит это имя, потому что, согласно преданию, в последние дни Иисус Христос (мусульмане называют его «пророк Иса») должен именно здесь сойти с небес на землю, чтобы помочь немногим оставшимся верным в решающей битве со злом. Все три минарета являются основными архитектурными ориентирами старого Дамаска.

У муэдзина, созывающего верующих на молитву, служба нелегкая. Прежде пять раз в сутки он должен был взбираться по винтовой лестнице, чтобы с площадки минарета выполнить свои обязанности. Уже ранним утром. еще до восхода солнца, его крик пронзает тишину ночи. Правда, теперь муэдзин сидит в маленькой каморке на первом этаже и вверяет свой голос микрофону; его зов разносится репродуктором, укрепленным на вершине минарета. Это удобнее, а главное, громче, чем раньше.
Мечеть Омейядов обладает еще одной особенностью, которой нельзя пренебречь: в ее молитвенном зале, между двумя колоннами, стоит большое мраморное сооружение в виде куба, увенчанного куполом. Это гробница Св. Иоанна Крестителя, которого мусульмане знают под именем пророка Яхьи и которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане. Здесь особенно много молящихся. Некоторые из них касаются решетки, останавливают перед ней своих детей, целуют ее.
Интерьер мечети прежде имел очень богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. В XIX в., особенно при реставрации после пожара 1891 г., молитвенный зал несколько изменил свой вид. Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа. Но и после этих перемен архитектура мечети Омейядов сохранила присущие ей особенности.
Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. Она привлекает не только молящихся. Сюда приходят студенты, чтобы в тиши мечети готовить свои задания, уставшие от забот горожане, ищущие вдохновения художники и ученые. В одном из многочисленных помещений мечети работает реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением древних мозаик.


Омейядская мечеть, сердце Старого города Дамаска.
Мечеть Омейядов (по-арабски Джами аль-Омауи) – одно из самых святых мест ислама, уступающая святостью только мечетям Мекки и Медины, и иерусалимской Аль-Аксе. Но превосходящая всех их грандиозностью. Священным это место было задолго до проповеди Пророка. В 9 веке до нашей эры на этом месте был построен храм арамейского бога Хаада, размерами сравнимый с храмом Бела в Пальмире. Римляне перестроили его в грандиозный храм Юпитера, сравнимый уже с баальбекским. В конце IV века император Феодосий превратил языческое капище в базилику Св.Захария, позднее переименованную в честь Иоанна Крестителя. В 636 году Дамаск заняли арабы и восточную часть базилики сделали мечетью. При этом её западная часть ещё 70 лет оставалась христианской. Потом христиан выгнали и халифы занялись грандиозной перестройкой мечети, угрохав на неё 7-летний сбор налогов со всего государства. Вызванное этим опустошение казны и стало одной из причин падения Омейядов. С тех пор мечеть дошла практически в неизменном виде, последний раз её обновляли и реставрировали Османы в 1893 году.
Дорого к мечети много, но обычно используют две. С ас-Сауры прямой путь ведёт к мечети через крытый рынок Хамидия.

Заканчивается он кораническими лавками


у коринфских колонн античных западных врат теменоса (священной территории) храма Юпитера.


После них выходим на площадь перед западной стеной мечети, где всегда многолюдно и многоголубно.


На эту же площадь выводит другая дорога – с Прямой по Шария Сук аль-Бзурия, мимо дворца Азема, к южной стене мечети, свернуть налево.
Почему на площади многолюдно? А потому что на неё выходит западные врата мечети (Баб аль-Барид), через которые внутрь ходят правоверные.


Ходят, разумеется, бесплатно. Прочие же должны ходить платно и через другой вход. За чем и следит стоящий у ворот полицейский.


Прежде чем войти внутрь, стоит обойти саму мечеть, пройти вдоль мощнейшей стены, больше напоминающую крепостную, посмотреть на высоченные минареты.
Мечеть в плане имеет вид прямоугольника – соответственно минаретов три:) Причём возведены они в разные эпохи и в разных стилях. С площади у западных врат видны два – на севере минарет Невесты, самый старый, построенный в 705 году, на юге – минарет Аль-Гхарбия, самый красивый, в мамлюкском стиле.


Пройдя вдоль южной стены, по Шария Сук аль-Аббасия (торгуют сувенирами), мимо закрытых южных врат (Баб Зияда), увидим минарет Исы (Иисуса), построенный в 1347 году, из остатков башни храма Юпитера – местные верят, что именно на него снизойдёт Иисус в Судный день. Разумеется, этот минарет самый высокий.
Завернув за угол, выходим на ту самую улочку Калмания с кафешками. Начинается она от эффектно-закрытых восточных врат мечети (Баб аль-Нафура). Рядом имеется и что-то античное – остатки восточных ворот теменоса храма Юпитера.


Вообще, восточнее храма в античную эпоху была агора – торговые ряды древнего Дамаска, и там кое-где попадаются встроенные в дома античные колонны.
Ладно, пора внутрь – для этого вернёмся к западным вратам. Мечеть Омейядов открыта для посещения неверными все дни с утра до вечера (точнее с утренней до вечерней молитвы, так что, если есть желание, можно прийти и в 4-ре утра:)), кроме времени главного пятничного намаза (с 12:30 до 14:00).
Заход в мечеть немного мудреный, ибо билёт продают не там, где надо заходить. Итак, идём на север вдоль западной стены и сворачиваем в воротца – там и находится небольшое здание тикит-офиса, над которым возвышается купол мадрасы Захарии. Билет стоит 50 фунтов.


По его получению не стоит сразу бежать в мечеть – стоит пройтись по небольшой территории за тикит-офисом. За ним расположен небольшой парк, в котором есть мавзолей Саладдина, а так же могилы трёх турецких лётчиков, погибших в 1914-м при перелёте из Стамбула в Каир. Правда, в парк не пускала железная решётка, кажется, и тут что-то реставрируют. Или просто я поздно пришёл?


Ещё восточнее находится симпатичная мамлюкская мадраса Джакмакия (XV век), в которой размещается Музей арабской эпиграфики (75 фунтов вход) – коллекция образцов арабской письменности и предметов для письма.
Ладно, пора уже и в мечеть. Идём по Шария ас-Садрия, мимо железной решётки сада и мадрасы, где уже побывали. У решётки валяются несколько римских колонн, собранных по окрестным кварталам.


Кстати, насчёт дрыхнущего на колонне рыжего кота. Типичных домашних кошек видел только в христианских районах Восточного Бейрута. В остальных же местах постоянно попадались на глаза тощие бродячие коты, кормящиеся с многочисленных местных свалок и прячущиеся от жары под припаркованными машинами. Естественные их враги – собаки – в арабских городах не водятся, посему местные кошки особой пугливостью не отличаются.
Иноверцы входят в мечеть через северные врата (Баб аль-Амара). При приближении к ним справа видны остатки колоннады храма Юпитера.


В мечети положено разуваться. Так что желательно для похода в мечеть подобрать носки чистые и не дырявые:) Туристы могут носить обувь в руках, а могут сдать в стеклянную будочку контроллёру.


При возвращении обуви за это просят бакшиш, но можно и послать:) Местные же обычно просто оставляют обувь у порога, или кладут в чёрные полиэтиленовые пакеты и носят с собой. Туристкам же приходится одевать накидки-абайи с капюшоном и длинными рукавами какого-то грязно-зелёного цвета.


Входы ведут в обширный внутренний двор мечети. Ярко блестит начищенный пол, играют дети – тут им позволяют бегать, в отличие от молельного зала.
По центральной оси внутреннего двора возвышается парочка восьмиугольных сооружений на колоннах, парочка античных колонн со светильниками века XIX наверху, ну и бассейн для омовения в ротондочке.


С восточной стороны внутреннего двора мечети находится вход в святилище Хусейна, где хранится голова внука Пророка и главного мученика шиизма. Именно её присутствие тут и является причиной обилия иранских паломников в мечети Омейядов, убивших Али и Хусейна. Но при мне святилище был закрыто и огорожено киперной лентой светло-зелёного цвета.


С западной стороны внутреннего двора мечети идёт 37-метровая арочная крытая галерея, в которой и находится главный вход для правоверных.
Галерея и главный вход украшены замечательными мозаиками VIII-XIII веков.


Изображают они то ли рай, то ли долину Бароды в окрестностях Дамаска.


Короче, одно и тоже, если верить реплике пророка Мухаммеда, который по преданию не стал входить в Дамаск, сказав, что в рай можно войти только однажды.
Фасад молельного зала тоже украшен мозаикой (с позолотой) и имеет 22 двери и вечно закрытые главные врата.


Входят в молельный зал через некоторые из этих дверей, которые открыты. Большинство – через крайние западные, которые прямо около главного входа в мечеть для правоверных.
Внутри, у входа висит вот такое электронное табло, на котором обозначены время восхода-заката солнце, а также намазов.


Обширный и высоченный молельный зал разделён двумя рядами коринфских колонн на три громадных нефа.


Пол выложен мягкими красными кровами, с потолка свисают огромные люстры. В центре зала на высоте 36 метров возвышается гигантский купол, построенный после пожара XI века.


В южной стене имеются михрабы – ниши, указывающие молящимся направление на Мекку, а посредине южной стены находится минбар – кафедра имама.
В восточной части молельного зала расположено святилище Иоанна Крестителя (пророка Яхьи в исламе),


за зелёным стеклом которого можно разглядеть саркофаг с головой Иоанна Крестителя.


Правда, великие пророки не похожи на обычных людей. Например, судя по количеству голов Иоанна Крестителя, почитаемых в разных местах Ближнего Востока, их у него было не меньше десятка:) Но дамасская голова – одна из самых почитаемых мусульманами.
Место, как и всё в Старом городе, удивительно атмосферное. Приятно неспеша побродить по залу, посидеть на мягком ковре у одной из колонн, наблюдая за собравшимися. Рядом с минбаром сидит имам, вокруг него (тоже сидят) – небольшая толпа. Голос имама разносит по всей мечети громкоговоритель – но не слишком громко, так идёт звуковым фоном, вплетающимся негромкой нотой в общую атмосферу.


Ещё одна группа людей сидит в центральном нефе, ближе к святилищу Иоанна Крестителя, слушают кого-то другого, в шапочке хаджи. В различных местах о чём-то молятся по одиночке. Бродят туристы – особенно бросилась в глаза толпа то ли японок, то ли кореянок в абайях.


Наибольшая концентрация народа – у святилища Иоанна Крестителя. Кто-то, приложившись лбом к железной решётке и закрыв глаза, неслышно шепчет молитву. А рядом компания молодых и современно одетых парней и девушек, явно местных. Фоткаются на мобильники на фоне святилища, громко болтая.
В общем, квинтэссенция жизни. Действительно, стоит побывать и посмотреть – не обежать все достопримечательности, а именно посидеть и отдохнуть, остановится и оглянутся.
В следующий раз - прогулка по .

Мечеть Омейядов в Дамаске считается третьей по значимости в исламском мире после Каабы в Мекке и «Мечети Скалы» в Иерусалиме.

Первый каменный храм на этом месте построили арамейцы три тысячи лет назад. С тех пор храм только немного перестраивался из тех же камней и, соответственно, переименовывался. При арамейцах это был храм Хадада, при римлянах — храм Юпитера Дамасского, при византийском императоре Феодосии — базилика Св. Захарии, а затем — базилика Иоанна Крестителя. Ну а после прихода арабов в 635 г. храм был перестроен в одну из самых великолепных в мире мечетей.

На площади перед мечетью — римская колоннада и фрагмент портика Храма Юпитера.

Анекдот из жизни — в Сирии довольно широко развит внутренний туризм, плюс еще много религиозных туристов едут в Дамаск из Ирана и прочих окрестных государств. Ну и вот — стоим на площади, щелкаем клювом — подходит дяденька приличного такого вида и просит его сфотографировать на фоне мечети. Слово за слово, дядя спрашивает, откуда мы. Мы гордо отвечаем, что из Руссии.
— О, Руссия — вери колд! А я из Ирака — ну знаете, Ирак — ПЫЩ-ПЫЩ! — размахивает руками дядя.
Тут кагбэ стоит заметить, что в Сирии больше 2 млн. иракских беженцев, пыщ-пыщ.

Мы больше привыкли к однообъемным турецким мечетям, построенным по образу Святой Софии. Арабские же мечети выглядят совсем иначе и представляют собой скорее просторный открытый двор, обнесенный стенами, у одной из которых размещается молельный зал.

В мечеть приходят не только помолиться, но и отдохнуть от городской суеты. Двор внутри мечети, по сути, является своеобразным «парком», единственным свободным местом внутри тесно застроенного города — в тени галерей можно отдохнуть и поваляться с книжечкой под визги носящихся по мраморному полу детей. В мечети, как видно на фото, нельзя находиться в обуви, а теткам — еще и без мусульманской униформы.

Часть стен мечети покрыта позолоченной мозаикой VIII-XIII вв., расчищенной из-под слоя штукатурки в начале двадцатого века. Ранний ислам не запрещал изображение пейзажей:

Один из углов двора занимает поднятая над землей сокровищница. Такие сооружения стали строить в мечетях после участившихся случаев краж общинных денег, хранившихся «под защитой Аллаха» =)).

Есть мнение, что именно Омейяды придумали строить в мечетях минареты для призыва на молитву. В дамасской мечети Омейядов наиболее знаменит минарет Исы — согласно преданию, именно по нему спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Оказывается, в Коране точно определена дата конца света — он случится примерно через 50 тысяч лет.

В молельном зале особенно хорошо заметно, что мечеть «недавно» была римским храмом:

В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира — Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.

В античные времена на этом месте римляне построили храм Юпитера с окружающим его архитектурным ансамблем. В IV в. в пришли византийцы и, разрушив языческий храм, построили из его обломков православный собор во имя христианского пророка Иоанна Крестителя, казненного царем Иродом.

В начале VII в. арабы-мусульмане, захватив Сирию с ее церквами и монастырями, изумились их роскоши и пышности религиозных ритуалов покоренных византийцев. Полководец Халед бен Валид, войскам которого сдался в 636 г. гарнизон Дамаска, письменно гарантировал «неприкосновенность жителей города, их имущества, церквей и городских стен». Главный собор города стал местом молитвы мусульманских воинов, допускались сюда для своих молитв и христиане. Одним словом, места хватало всем. Таким образом, несколько десятилетий в сохранялась атмосфера религиозной терпимости и взаимного уважения христианской и мусульманской общин; звон колоколов над гигантской базиликой, посвященной Иоанну Крестителю, чередовался с молитвенным пением муэдзина.

Но шло время, и Дамаск из заурядного города времен пророка Мухаммеда и первых его преемников превратился в столицу огромного халифата, основанного династией Омейядов (661—750 гг.). Число приверженцев ислама возросло настолько, что грандиозная базилика Св. Иоанна с ее тремя 140-метровыми пролетами-нефами не могла вместить всех, а христиане здесь и вовсе оказались лишними. К тому же новая столица богатела, расцветала, и омейядские халифы справедливо решили, что она должна иметь собственное святилище, подобное первым мечетям в Мекке, Медине, Куфе, Басре... И шестой халиф из рода Омейядов аль Валид ибн Абд аль-Малик (705—715 гг.), владения которого простирались от на востоке до Пиренеев и Атлантики на западе, начал переговоры с представителями христианской общины Дамаска, предложив им уступить мусульманам территорию базилики в обмен на разрешение беспрепятственно пользоваться пятью храмами в городе. Христиане заупрямились. Тогда халиф пригрозил, что прикажет разрушить церковь Св. Фомы, которая по размерам была еще больше, чем храм Св. Иоанна. Христианским старейшинам пришлось покориться. К слову сказать, впоследствии все храмы христиан были разрушены или превращены в мечети, кроме церкви Св. Марии, которая в наши дни является главным собором Антиохийского патриарха.

Аль-Валид приказал разрушить базилику, убрать остатки римских сооружений, на месте которых она была возведена, и начал строительство мечети, «прекрасней которой не было и не будет». По свидетельству арабского историка Абд ар-Рашид аль-Бакуви, строительство продолжалось все десять лет правления халифа при участии 12 тысяч рабочих. Правитель истратил на него семилетний харадж (доход) государства. Когда на восемнадцати верблюдах ему доставили бумаги со счетами, он даже не взглянул на них и сказал: «Это то, что мы израсходовали ради Аллаха, так не будем жалеть об этом».

Творение «ради Аллаха» было поистине грандиозным. То, что создали арабские архитекторы в начале VIII в., на протяжении столетий служило образцом всему мусульманскому миру. При строительстве мечети Омейядов использовались технические и художественные приемы сасанидского и византийского зодчества, были даже сохранены многие элементы древних храмов, на месте которых шло строительство. Однако план мечети и внутреннее устройство получили совершенно иную трактовку. А ее декор славился несравненным совершенством.

Ансамбль мечети представляет собой в плане прямоугольник 156x97 метров. Молитвенный зал свободно просматривается во всех направлениях — древние колонны, сохранившиеся от римлян и византийцев, отстоят друг от друга на пять и более метров. На них опираются двухъярусные арки, подчеркивающие высоту зала, увенчанного в центре куполом на четырех опорах, который называется «куббат ан-наср» — «купол победы».

Зал мечети освещают массивные хрустальные люстры европейского типа. В XIX в. молитвенный зал несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.
Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди в настоящее время транслируются по радио по всей стране.

У Большой мечети три минарета, и каждый стоит на фундаменте римско-византийских времен. Все они имеют названия: минарет Невесты (четырехугольная башня, поскольку древнее основание квадратное), минарет Исы, то есть Иисуса Христа (возвышается над юго-западным углом мечети), и минарет Мухаммеда — западный (возведен в 1184 г.).

Мусульмане верят, что накануне Страшного суда Иса (Иисус Христос) спустится на землю возле «своего» минарета для борьбы с Антихристом. И когда это произойдет, из минарета Невесты выйдет девушка из племени гассанидов: она была невестой Иисуса, но красавицу замуровали в стены башни, стоявшей когда-то на этом месте.

В этой огромной мечети множество таинственных и загадочных мест. В глубине ее двора среди колонн галереи скрывается маленькая дверь, ведущая к так называемой Мешхед Хусейн — часовне Хусейна: все в Дамаске знают, что здесь, в капсуле под покрывалом, расшитым кораническими надписями, покоится голова внука пророка Мухаммеда — Хусейна, мученика ислама, убитого в сражении при Кербеле в 681 году. Голова его была отсечена, доставлена в Дамаск правителю Сирии Муавии и повешена на городских воротах — на том самом месте, где когда-то царь Ирод велел выставить голову Иоанна Крестителя. Соловьи, повествует легенда, запели в садах города так печально, что все его жители рыдали. Тогда Муавия, полный раскаяния, приказал поместить голову в золотой саркофаг и установить его в склепе, который позднее оказался внутри мечети Омейядов. Говорят, что там же хранятся волосы Мухаммеда, которые он остриг перед последним паломничеством в Мекку. Около склепа день и ночь мулла читает Коран.
Мечеть Омейядов в Дамаске
И капсула с головой Иоанна Крестителя, известного на Руси как Иоанн Предтеча (в Коране он именуется Юханн), тоже находится здесь, в мечети Омейядов. Она хранится в центре храма, в маленьком изящном павильоне с куполом, повторяющим по форме перекинутую над ним арку, и за решетчатыми окошками. Как она здесь оказалась? Она всегда была здесь, но нашли ее, как рассказывают, несколько веков назад, во время реставрационных работ.

Сквозь знаменитый айван (колоннаду) Омейядов хорошо просматривается внутренний двор мечети. В центре двора — фонтан для омовения, ибо храм — это место очищения.
Пожалуй, нигде в мире не найти такой мозаики, как в мечети Омейядов. Панно общей площадью 35x7,5 метра выполнены вдалбливанием стеклянных или позолоченных смальтовых кубиков в связующую массу — так создавали мозаику и в Римской империи. По преданию, это панно сделали мастера, выписанные аль-Валидом из Константинополя. Что тут только ни изображено: и сельские пейзажи, и цветущие уголки Дамаска, и река Барад с замками на берегах. Наследники аль-Валида, боясь гнева Аллаха, приказали замазать известковым раствором эти изображения — образцы культуры раннеисламского периода, объединившие орнамент и изображение, символ и реалистическое воспроизведение земного мира. Сейчас они реставрированы.

Когда посланцы Византии впервые увидели Большую мечеть, они не могли сдержать восхищения, произнеся при этом историческую фразу: «Прекрасная мечеть заставила нас убедиться в том, что арабы окончательно закрепились в этой стране и мы никогда не сможем сюда вернуться».

К сожалению, несчастья и бедствия не обошли стороной этот шедевр архитектуры — между 1068 и 1893 годами мечеть и отдельные ее части бессчетное число раз горели. Трижды — в 1157, 1200 и 1759 годах — ей причиняли большой ущерб землетрясения. С тех пор как Дамаск перестал был столицей халифата, Сирия подвергалась опустошительным набегам то сельджуков, то монголов, то Османов. Но всякий раз мечеть восставала и снова радовала мусульманский мир своим великолепием.

К мечети Омейядов и сегодня стекаются мусульмане всего мира. В Дамаске она самая посещаемая. Мусульмане приходят сюда, чтобы очиститься и совершить молитву, услышать и увидеть там Слово Аллаха, приобщиться к красоте, ибо, как сказал пророк: «Аллах любит красивое», — только с Его помощью, с Его благословения могло появиться на земле такое чудо гармонии — храм в центре мусульманского мира, открытый для всех верующих.

Мечеть Омейядов в Дамаске

Дамаск – один из древнейших городов мира. Он возник приблизительно в XI веке до н. э. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и храмы одних богов сменялись храмами богов других…

Джамия аль Умейи, иначе – Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера Дамасского (еще раньше здесь располагался арамейский храм). О красоте и величии этого античного храма сегодня можно судить по немногим пощаженным временем и людьми фрагментам – например, шестиколонной Триумфальной арке высотой 16 м. Предполагают, что архитектурный ансамбль храма Юпитера сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление императора Феодосия (379–395 гг.), он был частично разрушен. Из обломков его южной стены византийцы построили собор во имя Иоанна Крестителя. В нем, по преданию, хранилась голова Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, убитого по приказу царя Ирода.

Византийцев сменили арабы. В 705 году халиф Валид бен Абд-эль-Малик из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск великолепным памятником, достойным блеска правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ислама, первым культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман.

Новую мечеть было решено построить на месте византийского храма. Он был разобран, и его материалы употреблены на строительство мечети. Из всех тогдашних центров мировой культуры – Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока – были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.

Мечеть Омейядов

На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированная резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть Омейядов поражает своим величием и великолепием форм. Можно представит себе, какой она была в первые годы своей истории! В то время мозаики покрывали даже стены внутреннего двора мечети.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор храма ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи Омейядов. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника длиной 125, а шириной 50 м. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном из углов находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями. Это «Куббат эль-Хазне», сокровищница халифов. По преданию, здесь хранилась казна Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом.

В противоположном конце двора располагается каменная беседка с солнечными часами. Ее купол тоже опирается на восемь колонн, причем ни одна из колонн непохожа на другую – вероятно, в свое время они были взяты из разных построек. Посредине двора, как это принято, устроены традиционный фонтан и бассейн для омовений.

С южной стороны двора находится здание молитвенного зала. Когда-то его фасад представлял собой открытую аркаду, теперь окна и арочные пролеты закрывают деревянные стены и цветные витражи.

Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 м, а ширина – 37 м. Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на сорок мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол. На южной стороне расположены четыре михраба, указывающие направление на Мекку. Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором.

Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда проповеди транслируются по радио по всей стране. В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон, украшенный двумя зелеными знаменами ислама. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам!

Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных мозаичных панно можно видеть Дамаск эпохи Омейядов – дворцы, фруктовые деревья, цветы, прозрачная полноводная река.

Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.

Над мечетью в горячее голубое небо устремляются три минарета. Самый древний из них расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук – минарет Невесты и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена уже в современном стиле. Западный минарет, Ал-Гарбия, построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети.

Минарет, стоящий в юго-восточном углу, носит имя… Иисуса Христа! Нонсенс? Отнюдь. Ислам, как известно, не отвергает Христа, но отвергает его Божественное происхождение и считает его лишь пророком. Арабы называют его «Исса бен-Мариам» – «Иисус, сын Марии». Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет вид четырехугольной башни, а верхняя напоминает граненый карандаш. Существует легенда, что именно на этот минарет спустится с небес Иисус Христос в час Второго пришествия, для последней схватки с антихристом накануне Страшного суда, а потом отсюда, с вершины минарета, будет вершить свой суд над миром…

Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают черные накидки, чтобы закрыть ими лицо, а при входе в мечеть, по традиции, необходимо снять обувь. Но разве можно, побывав в Дамаске, не побывать в овеянной легендами Джамие аль Умейи – мечети Омейядов, жемчужине Ближнего Востока?

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

«Голубая мечеть» в Стамбуле (Мечеть Ахмедийе) После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращенный в мечеть грандиозный собор Святой Софии. И только в начале XVII столетия султан Ахмед I приказал

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть

автора Коллектив авторов

УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Основоположник династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьан (661–680), как и Мухаммад, происходил из племени курайш, но был не хашимитом, а выходцем из родаулшйа. Род Омейядов принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Восстановив единство государства, Абд ал-Малик провел кардинальные реформы, благодаря которым в Халифате сформировалась собственные фискальная и административная системы. Все делопроизводство в канцеляриях было переведено на арабский язык.

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Династия Омейядов С 756 по 1031 год под властью сильных и образованных правителей, сменявших друг друга мирным путем, Аль-Андалус достиг уровня процветания, образования и терпимости, которым восхищались и завидовали современники из всех известных частей света, несмотря на

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Фиаско в Дамаске Дамаск – самой большой город малой Сирии. Он является ее столицей, ибо сказано: «Глава Сирии – Дамаск». Город также известен как Ливанская Финикия и назван в честь некоего слуги Авраама, который, как утверждают, его основал. Название означает

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора

16. Еще раз о Булате и Дамаске, вышедших из Руси-Орды Ввиду важности истории Булата для понимания «античных» источников, вернемся к нему еще раз. Сегодня иногда говорят о двух видах стали – Булате и Дамаске. Мы цитируем современную энциклопедию «Холодное оружие». Конечно,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

СВОЙ ЧЕЛОВЕК В ДАМАСКЕ 18-го января 1965 года в 8-30 утра в квартиру местного предпринимателя Камаля Амина Табета ворвались три сотрудника сирийской контрразведки. Как раз в тот момент, когда он, лежа в постели, принимал радиосообщение из Тель-Авива.При обыске нашли

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Омейядов в Дамаске В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира – Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.В античные времена на этом месте римляне

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Мухаммеда Али (Алебастровая мечеть) в Каире При слове «Египет» возникает множество ассоциаций, связанных прежде всего с глубокой древностью. Это вполне объяснимо с исторической точки зрения: Египет – колыбель мировой цивилизации, величайшая империя Древнего

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ УСАМЫ В ДАМАСКЕ Затем обстоятельства потребовали моего приезда в Дамаск. Гонцы от атабека являлись к владетелю Дамаска один за другим, требуя меня. Я провёл в этом городе восемь лет и участвовал во многих битвах. Владетель его , да помилует его Аллах,

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ОХОТЫ В ДАМАСКЕ Я видел в Дамаске во дни Шихаб ад-Дина Махмуда ибн Тадж аль-Мулука охоту за птицами, газелями, дикими ослами и козулями. Однажды я был с ним, когда мы выехали в заросли Банияса . Земля была покрыта густой травой. Мы убили большое число козуль и разбили

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Арабское нашествие началось в момент охватившего Византию и Иран экосоциального кризиса: к этому времени 26-летняя война между великими державами опустошила весь Ближний Восток. Нашествие довершило это опустошение. Ктесифон был разрушен,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи