С чем связано возникновение мегалитов. Древние мегалиты: Тайна «Больших камней». Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Все мегалитические сооружения были построены до разрушительного землетрясения и потопа

Перечисленные общие особенности мегалитических сооружений свидетельствуют об их очень древнем возрасте. Они были построены до разрушившего их землетрясения, которое сильно изменило рельеф местности и, вероятно, привело к изменению очертания контуров континентов и океанов. Присутствие одних мегалитических сооружений (Йонагуни, Понапе и др.) под водой, а других (Тиауанако, Куско, Саксауман и др.) на высоте более 3,5-4 км и обнаружение в них остатков древнего порта (Тиауанако) говорит о грандиозности происходивших тектонических подвижек, которые, по-видимому, сопровождались потопом .
Тектонические движения такой силы не могли быть обусловлены ни одним наблюдавшимся в историческое время землетрясением, которые даже не смогли полностью разрушить верхние, надстроенные в более позднее время, участки стен на мегалитическом основании . Самое позднее известное геологам событие такого масштаба - мессинское - произошло на рубеже миоцена и плиоцена , около 5,3 млн. лет назад.

Изучение после написания данной работы подземных сооружений, входящих в подземно-наземные мегалитические комплексы Израиля и Турции, дало мне основание считать, что 1) они несут на себе воздействие (следы) потопа и были построены до последнего великого потопа, который произошел 12 тысяч лет назад , 2) по характеру вторичных изменений стен они соответствуют естественным пещерам палеогенового и неогенового возраста, 3) подземные города Турции, по-видимому, были построены в диапазоне 14 - 4 млн. лет назад.

Читайте более подробно об этом в моих работах " Когда и кем был построен подземно-наземный мегалитический комплекс Израиля? " и " Когда и кем были построены подземные и скальные города Каппадокии (Турция)? ", а также в других работах в разделах " Подземно-наземный мегалитический комплекс Израиля " и " Подземные и скальные города Каппадокии (Турция) "

Древний возраст мегалитов не противоречит данным геологии


Но возможно ли, чтобы древние участки мегалитических стен сохранились со столь отдаленных от нас времен?
С позиций геолога в древнем возрасте мегалитов нет ничего невероятного.
В разных местах Земли обнажаются горные породы самого разного возраста - от нескольких тысяч лет до нескольких миллиардов лет. При этом крепкие и прочные породы - андезиты, диориты, базальты, многие известняки и другие - часто выглядят приблизительно одинаково, когда их возраст составляет несколько миллионов лет, несколько десятков миллионов лет и несколько сотен миллионов лет. Более древние породы, как правило, сильнее деформированы и изменены вдоль разломов и пронизывающих их трещин. Но такие различия бывают почти не заметны, когда мы имеем дело с небольшими обнажениями горных пород или с платформенными образованиями.
Мегалитическая кладка по своей прочности и однородности незначительно уступает покровам базальтов и пластам известняков, в чем мне не один раз приходилось убеждаться лично. Более того, мегалитические блоки порой так плотно подогнаны друг к другу, что с первого взгляда даже невозможно понять, являются ли они искусственными образованиями или отдельностью в известняках .
На основании этого можно предположить, что фрагменты мегалитических построек, как и горные породы, могли сохраниться практически в неизменном виде с любых времен. Их присутствие в том или ином месте (горах, равнинах или морском дне) обусловлено лишь направлением тектонических движений, разрушением и выветриванием горных пород и, не в последнюю очередь, раскопками, вскрывающими вышележащие толщи.

Мегалитические сооружения появились и широко распространились в эпоху бронзы. К мегалитам можно отнести такие сооружения:

  • менгиры;
  • дольмены;
  • алиньеманы;
  • кромлехи;
  • крытые проходы;
  • и другие постройки из крупных каменных глыб и плит.

Мегалитические сооружения можно встретить в любом уголке земного шара: на Кавказе, в Крыму, в Западной и Северной Европе (Англия, Франция, Дания, Голландия), в Индии, Иране, на Балканском полуострове, в Северной Африке и других странах.

Рисунок 1. Мегалитические сооружения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

История появления мегалитических сооружений и виды

Появление различных видов мегалитических сооружений зачастую связывают с культами почитания предков, солнца или огня, тотема. Масштабная работа по обработке и перемещению каменных глыб производилась при помощи огромного количества людей при первобытной общине организации труда. Самыми распространенными памятниками такого типа являются дольмены.

Определение 1

Дольмены – это погребальные сооружения, которые состоят из нескольких плит, расположенных вертикально, и накрытых горизонтальной плитой.

В весе плиты достигали нескольких десятков тонн. Изначально дольмены достигали в длину двух метров, высота их не превышала 150 сантиметров. Однако со временем им размер их становился больше, подход к ним был устроен в виде каменной галереи. Протяженность таких галерей могла достигать 20 метров. Другим видом мегалитических сооружений являются менгиры.

Определение 2

Менгиры – это вертикально установленные каменные столбы, которые имеют округлое сечение, высоту до 20 метров, вес порядка 300 тонн.

Менгиры находятся вблизи дольменов, поэтому существует предположение, что связывают их погребальные обряды. Менгиры часто можно встретить в виде небольших групп, которые расположены параллельными рядами. Бывает, что протяженность таких рядов достигает 30 километров.

В качестве примера можно привести Карнак в Бретани, где количество менгиров достигает 3000. Считается, что каждый менгир – это памятник усопшему человеку.

Замечание 1

Менгиры возникли не из-за жизненной необходимости, когда человеку нужно было строить жилище или склады. В создание менгиров была заложена идея, которая не связана с борьбой за существование. Но, несмотря на это, были приложены немалые усилия для того, чтобы добыть, доставить и водрузить эти глыбы, которые достигали внушительных размеров и немалого веса.

Факт столь стремительного распространения данного вида мегалитических сооружений указывает на то, что менгиры были неким выражением идей, которые были одинаковыми для людей той эпохи, независимо от них фактического местонахождения.

Эти камни не случайно имели огромные размеры и вес. Если учитывать их историческую взаимосвязь с последующими сооружениями, которые обладали архитектурными чертами, то менгир – это надгробный монумент или памятник, что подобен по своей мемориальной колонне, а вот дольмен – это склеп, гробница или саркофаг. Кромлех в Стоунхендже – это уже, своего рода, храм, пусть и весьма примитивный.

Определение 3

Кромлехи – это крупные группы менгиров, которые располагаются замкнутыми кругами. Иногда круги состоят из нескольких рядов вертикально расположенных камней.

В качестве примера сложного мегалитического сооружения можно привести Стоунхендж. Это круг диаметром 30 метров, который состоит из вертикально поставленных камней. Сверху они перекрыты горизонтальными плитами. В средине сооружения размещены два кольца невысоких камней, а между ними располагается третье кольцо из попарно составленных высоких глыб. В центре расположен одиночный камень, который предположительно считается алтарем. Стоунхендж – это известное мегалитическое сооружение, в котором уже имеются такие архитектурные элементы, как центр, ритм, симметрия.

В этом типе можно увидеть сооружение, в котором техническая задача отыскала не только определенный вид решения, но и получила эстетическое воплощение, что свидетельствует об овладении архитектором чувством ритма, пространства, формы, масштаба и пропорций. Другие мегалиты такими качествами не обладают, поскольку по всем вышеуказанным признаками все они ближе к аморфным природным созданиям, нежели к произведению человеческих рук.

Несмотря на это, кромлех, что расположен в Стоунхендже, также нельзя назвать архитектурным сооружением. Он излишне массивен, по отношению к горизонталям, его вертикали слишком тяжелые. Техничность облика в данном случае преобладает над его художественной композицией. Точно так же, как и во всех других сооружениях, что предшествовали формированию кромлеха:

  • землянки;
  • полуземлянки;
  • шалаши;
  • наземные глинобитные сооружения, что имели утилитарное назначение.

Художественная форма возникла лишь тогда, когда утилитарная форма достигла совершенства. Так же была на завершительном этапе бронзового периода, когда активно возникают ремесла и художественная промышленность.

Огромное количество мегалитических сооружений собрано на Кавказе. Тут широкое распространение получили каменные аллеи, которые в Армении получили название каменное войско. Также встречаются каменные изображения рыб, что были олицетворением божества плодородия.

Волшебная архитектура мегалитических сооружений

Истоки архитектуры свое начало берут еще со времен позднего неолита. Тогда камень уже использовался для создания монументальных сооружений. Все мегалиты древности можно разделить на две большие группы:

  • Древние архитектурные сооружения доисторических обществ: кромлехи, менгиры, дольмена, храмы Мальты. Для постройки таких сооружений использовались практически необработанные камни. Культуры, которые применяли такие сооружения, называются мегалитические. К данной культуре также можно отнести лабиринты из небольших камней, а также отдельные каменные глыбы с петроглифами. Также к мегалитической архитектуре можно отнести дольмены корейской знати и гробницы японских императоров.
  • Мегалитические сооружения более развитой архитектуры. Это сооружения из крупных каменных глыб, которые имеют правильную геометрическую форму. Подобная мегалитическая архитектура характерна для ранних держав, которые не строились в поздние времена. Сюда можно отнести памятники Средиземноморья: мегалитические сооружения микенской цивилизации, пирамиды в Египте, храмовая гора, что расположена в Иерусалиме.

Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Гёбекли-Тепе, Турция. Комплекс, что расположена на Армянском нагорье. Данное мегалитическое сооружение считается самым древним в мире. По историческим данным, оно было сформировано в X–IX тысячелетием до нашей эры. Люди в то время занимались собирательством и охотой. Форма этого мегалитического храма напоминает окружности, которых насчитывается более 20 штук. По словам специалистов, этот архитектурный комплекс намеренно был засыпан песком. Его высота достигала 15 метров, а диаметр – 300 метров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция. Многие мегалитические сооружения были представлены в виде церемониальных центров, в которых проводились культу по захоронению мертвых. Сюда можно отнести комплекс мегалитов в Карнаке (Бретань), что расположен во Франции. Он насчитывает около 3000 камней. Мегалиты достигали высоты 4 метров, они были расставлены в виде аллеи, ряды шли параллельно друг другу. Этот архитектурный комплекс можно датировать V–IV тысячелетием до нашей эры. Ходили легенды, что Мерлин приказал, чтобы шеренги римских легионеров окаменели.

Рисунок 8. Мегалиты в Карнаке (Бретань), Франция. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Обсерватория Набты, Нубия , что расположена в Сахаре. Некоторые мегалитические сооружения использовались ранее для определения астрономических событий (равноденствие и солнцестояние). В то время в нубийской пустыне в районе Набта-Плайя было найдено мегалитическое сооружение, которое использовалось для астрономических целей. Благодаря специальному расположению мегалитов можно было определить день летнего солнцестояния. Археологи полагают, что люди тогда жили сезонно, только лишь, когда была вода в озере. Именно поэтому они нуждались в календаре.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери . Стоунхендж – это мегалитическое сооружение, которое представлено в виде 82 колонн, 30 каменных блоков и пяти огромных трилитов. Вес колонн достигает 5 тонн, каменные блоки – 25 тонн, а огромные камни имеют вес 50 тонн. Сложенные блоки формируют арки, которые ранее указывали на стороны света. По мнению ученых, это сооружение было возведено в 3100 году до нашей эры. Древний монолит был не только лунным и солнечным календарем, но и был точной копией солнечной системы в поперечном разрезе.

Рисунок 9. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сравнивая математические параметры геометрических фигур кромлеха, удалось установить, что все они отражают параметры различных планет солнечной системы, а также моделируют орбиты их вращения. Удивительно то, что Стоунхендж – это отображение 12 планет солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно считают, что существует еще две планеты за внешней орбитой Плутона, а пояс астероидов – это останки ранее существовавшей 12-ой планеты. Как же об этом могли знать древние строители кромлеха?

Существует еще одна интересная версия о предназначении Стоунхенджа. Во время раскопки тропы, по которой производились ритуальные процессии, в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что кромлех был выстроен вдоль рельефа ледникового периода. Это место было особенным: природный ландшафт был расположен вдоль оси солнцестояния, соединяя небо и землю.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова . Изначально это сооружение имело 60 элементов, но на сегодняшний день сохранились лишь 27 скал. Место, где расположен кромлех, ритуальное. Она «нашпигована» различными курганами и захоронениями. Все памятники тут объединены в единый архитектурный комплекс, который сохранен ЮНЕСКО. На сегодняшний день на островах проводятся археологические раскопки.

Храмы Джгантия в Шаре . Он расположен в центральной части острова Гозо и является одной из важнейших мировых достопримечательностей. Мегалитическое сооружение представлено в виде двух отдельных храмов, каждый из которых имеет вогнутый фасад. Перед входом расположена платформа из каменных блоков. Самый древний храм архитектурного комплекса состоит из нескольких полукруглых комнат, что расположены в форме трилистника.

Рисунок 10. Храмы Джгантия в Шаре. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Ученые полагают, что такая троичность – это символ прошлого, настоящего и будущего. По версии историков, храмовый комплекс – это святилище для поклонников богини плодородия. Однако существует версия, что храм Джгантия – это гробница, ведь население мегалитической эпохи соблюдали традиции. Они почитали предков и возводили гробницы, а уже позже эти места становились святилищами, на которых поклонялись богам.

О назначении мегалитов учёные спорят не меньше, чем о том, кто их построил. Но в этом вопросе в наши дни всё же сложилось единое мнение. Мегалиты, как предполагают исследователи, имели три основные функции.

Одиночные мегалиты, менгиры, характерные для самого раннего периода этой эпохи, как полагают некоторые археологи, служили своеобразными символами, которые выделялись на фоне сельскохозяйственного пейзажа, и, возможно, были пограничными знаками в условиях растущей нехватки пригодной для пашни и пастбищ земли.

Самые распространённые европейские мегалиты - дольмены, или каменные ящики, являлись усыпальницами для богатых вождей или целых общин. Одними из самых ранних были простые гробницы, состоявшие из вертикально поставленных плит, перекрытых горизонтальной плитой. Доступ в такую могилу ограничивался совсем узким проходом, который перекрывался каменной или земляной насыпью. Даже при том, что проход часто был очень низок и узок, он обеспечивал доступ к могиле для совершения обрядов. Более сложные сооружения состояли из целых аллей камней. Под длинной насыпью располагался коридор с боковыми каменными камерами. Там, где камня не хватало, камеры сооружали из дерева.

Многие из подобных коллективных каменных усыпальниц использовались в течение десятилетий, даже столетий, а такое большое кладбище, как, например, Бутон в Западной Франции, - в течение более 2 тыс. лет и содержало останки сотен погребённых.

Самые сложные каменные строения, аллеи и кромлехи, по мнению учёных, представляли собой своего рода астрономические обсерватории. Эти мегалитические постройки сооружали коллективно - целыми родами и племенами, ведь их возведение требовало огромной затраты мускульной силы.

Рабочая сила, необходимая для создания даже самых небольших кромлехов и галерей, была несопоставима с возможностями отдельной общины. Рытьё рвов, транспортировка и установка громадных камней предполагали сотрудничество между общинами. Оценки человекочасов, требуемых для строительства этих памятников, показывают интересную прогрессию: самые древние мегалиты в Уэссексе, судя по расчётам исследователей, требовали около 50 - 70 тыс. человекочасов, в то время как для более поздних и крупных сооружений было необходимо уже около полумиллиона человекочасов. А для строительства Стонхенджа на третьей стадии потребовалось уже 2 млн! Грандиозность таких построек и колоссальные затраты на их возведение свидетельствуют об огромном значении религии и ритуальных центров в жизни древних европейцев. Хотя нам мало известно о религиозных верованиях строителей мегалитов, несомненно, что важную роль в них играли небесные светила: Солнце, Луна, звёзды. Наблюдения за астрономическими и сезонными явлениями природы были основными функциями древних обсерваторий - ритуальных центров.

Кромлех Ньюгрейндж в Ирландии ориентирован так, что солнечный свет попадает в центральную камеру внутри каменного круга именно в день зимнего солнцестояния в середине зимы. На день летнего солнцестояния был ориентирован Стонхендж. При помощи этих сооружений можно фиксировать и другие астрономические явления, в частности расположение звёзд на небе.

Мегалитическая гробница под длинным курганом в Вест-Кеннет. Англия

Представления об образе жизни и мировоззрении строителей мегалитов дают и сотни разнообразных высеченных рисунков, которыми покрыты многие мегалиты. Самые ранние примеры - это простые оси и пересечения, однако с течением времени на них появляются более сложные элементы: спирали - символы Солнца, волнистые линии - символы водной стихии. В Скандинавии открыты целые галереи таких «гравюр». Здесь и изображения человеческих фигур, и сцены охоты, и фантастические существа. Они свидетельствуют о том, какими сложными были религиозные представления предков европейцев.

Старые сельскохозяйственные символы неолитической эпохи, особенно женское божество, связанное с изобилием и Землёй, постепенно уступили место мужской мифологии, в большей степени согласующейся с новым порядком: богатством, выраженным в количестве скота и металла, ценностях, захваченных на войне. Старый миф о Богине-Матери уступил место новым. Круги, колёса, спирали и похожие элементы отражают бесконечное движение, связанное с огнём, Солнцем и их противоположностью - водой, источником жизни. Эти элементы стали основными объектами почитания в Центральной и Западной Европе.

Около середины VI тысячелетия до н. э. строительство каменных кругов и галерей в Испании, Португалии, Северо-Западной Франции и на Британских островах прекращается. На смену старым культам приходят новые, связанные с эпохой войн и обогащения. Объектами поклонения становятся Земля и вода. Им посвящают дары - клады, зарытые в землю или затопленные в болотах и озёрах. На смену коллективным усыпальницам - дольменам приходят иные формы могильных сооружений. В Европе наступает новая эпоха воинов и героев, эпоха курганов, под которыми хоронили рядовых общинников и знатных вождей.

Мегалиты долины реки войн

Эта небольшая река протекает в Ирландии, в приморском районе, расположенном к северу от Дублина. В её долине обнаружено несколько могильных курганов, а также отдельно стоящих каменных глыб, относящихся к так называемой культуре бойн. По-видимому, в давние времена эту долину считали священным местом. Центром всего здешнего мегалитического комплекса, безусловно, является Ньюгрейндж.

Ирландцы, обнаружившие Ньюгрейндж в самом конце XVII в., долгое время считали его гробницей кельтских королей.

Только потом было доказано, что это захоронение относится к IV тысячелетию до н. э., т. е. оно старше египетских пирамид. В списке объектов всемирного наследия Ньюгрейндж охарактеризован как самое большое и наиболее важное из мегалитических сооружений Европы того периода.

Действительно, это огромное сооружение-дольмен, имеющее в длину 60-80 м и в высоту 11 м, сложено из 200 тыс. т камней, а сверху покрыто землёй и белой кварцевой галькой. От входа в глубь дольмена ведёт 18-метровый коридор, сложенный из каменных плит. Он скрывает путь к собственно погребальной камере с ритуальной чашей и тремя нишами, украшенными каменной резьбой. Над входом, ориентированным на юго-восток, находится отверстие - окно, через которое солнечные лучи могут проникать во внутреннюю камеру, но только один раз в году - в день зимнего солнцестояния, да и то лишь на 17 мин. С чем это связано? Почему в Ньюгрейндже захоронены всего пять человек? Как древние люди смогли доставить сюда такие громадные каменные блоки? Ответов на эти вопросы пока нет.

Древняя обсерватория?

Пожалуй, самый известный мегалитический памятник Европы - это гигантский кромлех Стонхендж (в переводе с кельтского его название означает «висячие камни»), неподалёку от города Солсбери в Южной Англии. Стонхендж стал любимым объектом изучения не только для археологов, но и для астрономов. Подсчитано, что работы по воздвижению Стонхенджа в общей сложности заняли треть миллиона часов. Оказалось, что кольцо гигантских валунов служило астрономической обсерваторией. За 2 тыс. лет до Евклида и Пифагора строители Стонхенджа использовали открытые ими математические законы на практике.

Это сооружение дошло до наших дней в виде подковы из пяти пар вертикальных камней из песчаника, перекрытых сверху такими же каменными глыбами (трилитами). Эта подкова была окружена кольцом из 30 каменных монолитов массой по 25 т и высотой 4,5 м. Внутри неё находился каменный алтарь.

Камни Стонхенджа чётко указывают на восход и заход Солнца в разное время года. Очевидно, что этот культ был самым тесным образом связан с наблюдениями за циклическими изменениями природы, движением Солнца, Луны и звёзд. Стонхендж выполнял много функций. Это был монумент, воплощавший энергетическую мощь Земли. Это была астрономическая обсерватория. И, наконец, это был храм, построенный для людей, которые здесь молились и отмечали религиозные праздники.

Мегалит в соседнем со Стонхенджем Эйвбери также представляет собой гигантский кромлех. Современные исследователи считают, что внешний круг насчитывал около 100 каменных глыб и был опоясан очень широким рвом. Вместе с двумя внутренними кругами и ведущей к памятнику дорогой общее число камней достигало 274. Камни неотёсанные и не украшенные узорами. Считают, что они установлены примерно в 2600 г. до н. э., хотя культовые обряды осуществляли здесь и раньше. Тайны каменных колец Эйвбери также до конца ещё не разгаданы. Возможно, что древние люди в этом месте поклонялись Солнцу и Луне.

Среди перечисленных руин наибольший интерес представляют развалины трех стен («крепости») Саксаумана длиной около 600 м. Первая и вторая стены достигают высоты 10 м, третья – 5 м. Нижняя (первая) стена состоит из андезитовых и диоритовых блоков весом от 100 до 200 тонн. Самый большой из них имеет размеры 9 х 5 м х 4 м. Блоки второй и третьей стен немного меньше, чем блоки первого яруса.

Но и те и другие так точно подогнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа. Кроме того, все блоки представляют собой многогранники довольно сложной формы. Они вырубались в каменоломне, лежащей в 20 км от Саксауамана. На протяжении этих 20 км находятся несколько ущелий, крутых подъёмов и спусков!

Куско
В Куско имеются остатки циклопических стен, сложенных из огромных каменных блоков, также филигранно подогнанных друг к другу. Одним из таких зданий является дворец Инки.

Ольянтайтамбо
В Ольянтайтамбо гигантские строительные блоки из андезита и розового порфира находятся в основании храма Солнца, сохранившихся фрагментах задней стены и ворот храма 10 Ниш, «священной зоне» (в разбросанном виде) и первом ряду террас. Они также встречаются в разных труднодоступных местах долину р. Урубамбы. Местные жители называют их «утомленные камни» (исп. piedras cansadas).

На сайте «Живая этика в Германии» приводится поистине фантастическая гипотеза о том, что древние строители южноамериканских мегалитических сооружений размягчали скальную материю до желеобразного состояния с помощью своей психической энергии. Затем они нарезали её на огромные блоки произвольной формы, транспортировали их по воздуху к месту постройки с помощью телекинеза, и там укладывали их в стены, подгоняя один к другому посредством того же метода размягчения скальных блоков до пластичной субстанции, придавая им нужную форму на месте. Только таким способом можно объяснить ту странную форму, которую имеют великанские постройки Ольянтайтамбо, дворца Инки в Куско, стен Саксауамана, развалин Тиауанако, постаментов аху на острове Пасхи и другие аналогичные постройки.

Читайте мою работу " Силы-сиддхи и причины сверхчеловеческих способностей предшественников людей "

Гигантские монолитные скульптуры Южной Америки и о.Пасхи


Кроме развалин, важной составной частью мегалитичекой культуры Южной Америки являются гигантские монолитные скульптуры в Чили, Боливии, Перу, Колумбии, на о. Пасхи, а также «ольмекские головы» в Мексике. Высота таких скульптур достигает 7-10 м, а вес 20 и более тонн. Высота голов колеблется от 2 до 3 м при весе до 40 тонн.

Моаи и аху – мегалитические сооружения острова Пасхи


Особенно большое количество скульптур – моаи – находится на о. Пасхи . Их 887. Самые большие из них стоят на склоне вулкана Рано Рараку. Они по шею погружены в отложения, накопившиеся на острове за его долгую историю. Некоторые моаи раньше стояли на каменных постаментах – аху. Общее количество аху превышает 300. Их размер составляет от нескольких десятков метров до 200 м.
Самый большой моаи «Эль Джианте» (El Gigante) имеет высоту 21,6 м. Он находится в карьере Рано Рараку и весит около 150 тонн (по другим данным, 270 тонн). Самый большой моаи «Паро» (Paro), стоящий на постаменте, расположен на аху «Те Пито Кура» (Ahu Te Pito Kura). Его высота достигает 10 м, а вес - около 80 тонн. Высота моаи, разбросанных по склону вулкана Рано Рараку тоже составляет около 10 м.

Изваяния голов людей и животных на плато Маркагуаси


В один ряд с развалинами и гигантскими скульптурами можно поставить громадные изваяния голов людей с чертами европейцев и негров, а также изображения обезьян, черепах, коров, лошадей, слонов, львов и верблюдов на расположенном на высоте около 4 км плато Маркагуаси в Перу. О древнем возрасте этих изображений свидетельствуют, как минимум, два факта. Во-первых, «выгравированные» на плато животные никогда не жили на такой высоте. Во-вторых, большинство из них исчезло с Американского континента задолго до появления там европейцев – от 10-12 до 150-200 тыс. лет назад.

Каменные шары из гранита и обсидиана Центральной Америки и Мексики


Следующим свидетельством существования высокоразвитых цивилизаций в доколумбовой Америке являются каменные шары из гранита и обсидиана в Мексике, Коста-Рике, Гватемале и США (штат Нью-Мексико). Среди них встречаются настоящие гиганты диаметром до 3 м. Проведенное определение абсолютного возраста мексиканских обсидиановых шаров показало, что они образовались в третичный период «еще до появления человека» (не позднее 2 млн. лет назад ). Пытаясь найти объяснение этому, американский ученый Р. Смит высказал гипотезу, что они возникли естественным путем из вулканического пепла.

Мегалитические сооружения Ближнего Востока

Баальбек в Ливане
Развалины мегалитических сооружений и других древнейших археологических памятников известны и далеко за пределами Американского континента. Наиболее величественными из них являются руины Баальбека в Ливане. Вес каждого из трех каменных блоков в Трилитоне, находящемся в основании построенного древними римлянами храма Юпитера, составляет 750 тонн. Поверхности блоков идеально обработаны, а их размеры просто поражают: 19,1 х 4,3 х 5,6 м. Причем эти монолиты находятся … на восьмиметровой высоте! Они покоятся на блоках чуть меньшего размера.

В полкилометре к югу от храма Юпитера из земли под углом 30 град. торчит самый большой в мире обработанный камень - Южный или Материнский - весом около 1200 тонн и размерами 21,5 х 4,8 х 4,2 м
Автор книг «Боги нового тысячелетия» и «Путь Феникса» Алан Элфорд поинтересовался у специалистов по большегрузым кранам, можно ли поднять такую громадину. Те ответили утвердительно, но при этом добавили, что передвигаться с блоком можно будет лишь в том случае, если поставить подъемный кран на гусеничный ход и сделать хорошую дорогу. Значит, подобная техника была у строителей основания Баальбека?

Каменные сооружения, возраст которых насчитывает тысячи лет, разбросаны по всему миру. Очень многие из них появились еще до изобретения письменности, поэтому о строителях и целях возведения этих сооружений не осталось никаких свидетельств. Однако, несмотря на отсутствие письменных исторических источников, специфика структуры древних мегалитов позволяет ученым сделать достаточно основательные предположения насчет того, с какой целью строились эти сооружения и какую функцию выполняли.

На северо-западе Ирландии, недалеко от городка Рафо, находится простой на вид круг, который в прошлом мог выполнять самые разные функции — от ритуальных до научных. Вокруг насыпи, по окружности диаметром 45 метров расположены 64 камня, высота которых в среднем составляет два метра. По оценкам ученых, каменный круг был построен примерно в 1400-1800 году до нашей эры. По свидетельствам Оливера Дэвиса, который занялся исследованием древнего памятника в 30-е годы, в зоне каменного круга присутствовали признаки того, что кто-то пытался вести раскопки кустарным способом, но внезапно, возможно от страха, покинул это место.

Несмотря на изучение каменного круга Белтани, его предназначение выяснить пока не удается. Согласно одной из версий, разгадка кроется в названии мегалита. Слово Белтани, возможно, связано с названием языческого праздника Белтайн, во время которого на вершине холма зажигали костры, символизировавшие обновление сил Солнца. Другие гипотезы связывают каменный круг Белтани с кругами на Кэрроуморском кладбище, полагая, что круг Белтани использовался в ритуалах захоронения усопших. Некоторые считают, что весь комплекс из камней и насыпи, которую они обрамляют, скрывает под собой нечто вроде гробницы, но что там на самом деле, никому пока выяснить не удалось.

Мегалиты долины Бада

В индонезийской можно увидеть интересные мегалиты, которые напоминают статуи моаи и отличаются высоким скульптурным мастерством. Ученые не могут назвать ни точный возраст каменных изваяний, ни их предназначение. Расспросы местных жителей не помогли пролить свет на загадку мегалитов, аборигены утверждают, что «они всегда здесь были». Однако с этими каменными статуями у местных жителей связан целый ряд легенд.

Некоторые утверждают, что мегалиты установлены на местах массовых человеческих жертвоприношений. Другие говорят, что каменные статуи стерегут злых духов. А еще существует поверье, что эти статуи – окаменевшие злодеи, и некоторые даже верят, что они способны передвигаться. Ставит в тупик и еще один удивительный факт, связанный с мегалитами Бада: дело в том, что статуи изготовлены из камня, который не добывается в округе.

Колесо духов

Руджм эль-Хири или «колесо духов», представляет собой мегалитическую структуру, расположенную на территории Голанских высот, на границе Сирии и Израиля. Структура состоит из четырёх концентрических кругов и центрального каирна. Наибольший внешний диаметр равен 158 м (520 футов). Круги выложены из камней базальтовой породы. Кольца связаны между собой перемычками. Были предположения, что место в центре предназначалось для захоронения, но при изучении постройки никакого захоронения внизу обнаружено не было. Существует версия, что в далеком прошлом здесь хранились драгоценности, которые были разграблены мародерами.

Ученые считают, что каменное колесо не строилось как крепость или место, в котором могли жить люди. Судя по структуре строения и тому, как восход солнца и солнцестояние соотносится со «спицами» колеса», была выдвинута версия, согласно которой данное сооружение выполняло функцию календаря.

Некоторые исследователи полагают, что в круге проводились обряды освобождения усопших от всего плотского, предполагающие отделение плоти от костей. Кости после проведения ритуала перемещались в другое место, этим можно объяснить отсутствие в круге захороненных останков. Однако никаких доказательств проведения подобных мероприятий в Руджм эль-Хири не найдено. Какое бы ни было предназначение «колеса духов», видно, что на его строительство было потрачено немало сил и времени, и этот объект был очень важен для людей, которые им пользовались.

Радстонский монолит является самым высоким одиночным камнем в Британии. Такие каменные монолиты называют менгирами. Этот менгир расположен на церковном кладбище деревушки Радстон и его высота составляет 7,6 метров. Возраст монолита относят к 1600 году до нашей эры. Учитывая размеры и почтенный возраст монолита, нет ничего удивительного в том, что местные люди из поколения в поколение передают предания и легенды, связанные с этим камнем. По одной из них, этот камень прежде был копьем, которое дьявол метнул в церковь, но попал в землю церковного кладбища. Другая история рассказывает о том, что каменное копье метнули сверху, целясь в кладбищенских вандалов.

Сэр Уильям Стриклэнд ископал всю округу в поисках каких-либо археологических свидетельств истинной истории камня. По его данным, половина монолита находится глубоко под землей, соответственно, реальная его высота вдвое выше известной цифры. Также исследователь обнаружил немало человеческих черепов, намекающих на то, что это место могло использоваться для человеческих жертвоприношений и отправления религиозных ритуалов. Однако как бы там ни было, ни черепа, ни местный фольклор не проливают свет на то, что в действительности происходило у камня в Радстоне.

Отдельные стоящие мегалитические памятники в Корнуолле носят название Пайперс и Веселые Девы. Пайперс – это два отдельно стоящих камня, а Веселые Девы неподалеку от Пайперс образуют каменный круг совершенной формы. В восточной стороне сооружения находится вход, что теоретически может указывать на использование мегалитов в астрономических целях. В окрестностях мегалитического комплекса расположено множество могильников, что в свою очередь позволяет ученым предположить, что камни имели отношение к духовным ритуалам или похоронным обрядам. Возможно, что установленные в строгом порядке камни выполняли сразу несколько функций.

Несмотря на то, что Пайперс и Веселые Девы стоят отдельно друг от друга, эти сооружения неизменно упоминаются в едином контексте. Согласно одной из местных легенд, два волынщика играли для танцующих девушек в одно из воскресений, но так как подобное поведение было запрещено в такой день, то музыканты и веселые танцовщицы превратились в камни. Звучит красиво, но правда ли это?

В графстве Голуэй, что в Ирландии, все желающие могут полюбоваться на удивительный камень, которой в свое время был помещен в область кольцевого форта Фирвор. Позже камень был перемещен в окрестности дома Туруа. Камень имеет округлую форму и украшен узорами, выполненными в старинной кельтской технике «ла тене». Камень Туруа представляет собой наиболее яркий и хорошо сохранившийся образец этой декоративной работы по камню на территории Европы.

Однако каким целям служил этот камень? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Учитывая характерную, близкую к фаллической, форму камня, некоторые эксперты предполагают, что камень использовался в ритуалах, направленных на повышение плодородия во всех его проявлениях.

Другая версия связывает английское написание названия Туруа (Turoe) со словосочетанием «Cloch an Tuair Rua», которое означает «камень красной пустоши». Присутствие слова «красный», по мнению исследователей, может намекать на то, что у камня практиковались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Существует мнение, что этот камень изначально находился во Франции, а в Ирландию попал позже.

На территории высокогорной равнины в центре Иберийского полуострова, а также на севере Португалии и Галисии можно встретить больше 400 гранитных, довольно грубых, но реалистичных скульптур животных – чаще всего, кабанов, поэтому испанцы называют их «веррако» (от исп. verraco – дикий кабан), а также медведей и быков. Ученые датируют их IV-I вв. до н. э. Предполагается, что создателями веррако были веттоны — древний кельтский народ Испании.

Быки Гисандо являются, пожалуй, самыми известным из веррако. Это скульптурный комплекс из 4 изваяний, датированный примерно II веком до н. э. Считается, что когда-то у этих быков были рога, но под действием атмосферных осадков и ветра они разрушились. Некоторые историки полагают, что каменные фигуры быков изготовлены отдельно друг от друга, а собраны вместе были много позже.

Ученые не уверены в истинном предназначении каменных быков, но замечено, что веррако расположены в местах, где их хорошо видно окружающим. Возможно, скульпторы просто хотели привлечь внимание к своим работам. Расположение быков на хорошо обозримом месте также могло быть связано с какими-то религиозными моментами. Некоторые верят, что веррако защищают деревни и фермы от злых духов.

Серые бараны — уникальная в своем роде мегалитическая структура. Ее оригинальность состоит прежде всего в том, что это сооружение представляет собой два круга, расположенных рядом друг с другом. В каждом круге насчитывается по 30 камней, диаметр каменных кругов составляет 33 метра. При раскопках каменных кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, что может свидетельствовать об обширных пожарах в этом месте. Очевидно, что внутри кругов что-то происходило, но что именно – неизвестно.

Есть версия, которая связывает круги с духовными концепциями. То есть, один круг связан с миром живых, а другой — представляет тех, кто отошел в мир иной. Ритуалы, отправляемые в «круге живых», были направлены на создание порталов между двумя мирами. Другая теория не делает акцента на духовной природе каменных кругов, а связывает их с половой принадлежностью их посетителей: один круг предназначался мужчинам, другой — женщинам. Есть и те, кто считает, что в этом месте встречались представители разных племен, здесь они торговали, пировали и решали насущные вопросы. А причем же тут бараны, спросите вы.

Местная легенда объясняет название мегалитов следующим образом: как-то в Дартмур приехал один фермер и сразу начал критиковать качество овец на местном рынке. После пары стаканчиков местным удалось убедить приезжего фермера в том, что у них есть товар, способный удовлетворить его изысканный вкус. Подвыпившего фермера вывели на поле, где, якобы, паслись овцы. Погода была туманная, и фермер, увидев в тумане неясные силуэты, поверил продавцам. Расплатившись, наутро бедняга обнаружил, что купил он не настоящих овец, а камни, стоявшие в поле.

Местные называют этот мегалитический комплекс «алтарем друидов». Дромберг состоит из 17 менгиров, происхождение которых неизвестно. Но о предназначении этих камней можно сделать определенные предположения: один из камней ориентирован по точке заката солнца во время зимнего солнцестояния. Возможно, это был календарь.

Кроме этого, в Дромбрге обнаружили еще одну интересную находку: в разбитом сосуде были найдены останки кремированного человека, причем сосуд был намерено разбит во время погребения. Возраст захоронения датируется 1100-800 годом до нашей эры. Археологами было установлено, что в окрестностях каменного круга когда-то жили люди, которые по каким-то причинам приходили в Дромберг и вынуждены были там оставаться на некоторое время.

На севере Монголии можно увидеть покрытые удивительной резьбой мегалиты, которые устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений, и служили своеобразными памятниками погребенным. В общей сложности было найдено 1200 отдельно стоящих камней, высота которых составляет от одного до пяти метров. Датируются они поздним бронзовым и началом железного веками.

Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солнца, птиц, предметов вооружения, различные геометрические фигуры.

Некоторые историки полагают, что подобное взаимодействие природных элементов — оленя, солнца и птицы, может символизировать путь, который душа проходит при переходе в мир иной. Дух уходит с земли (олень), попадает на небо (птица), а за тем на небеса, то есть на тот свет (солнце). Возможно, изображения оленей на каменных глыбах обеспечивали защиту от злых духов.

Использованы материалы сайта: