Лувр (Париж) - подробная информация о музее. Краткая история лувра Когда был построен лувр

В 1190-1202 годы, за-щи-щав-шей под-сту-пы к острову Си-те (от неё со-хра-нил-ся т. н. Ниж-ний зал, около 1230-1240; ны-не от-дел «Сред-не-ве-ко-вый Лувр»). В 1364 году под руководством Р. дю Там-п-ля, ар-хи-тек-то-ра ко-ро-ля Кар-ла V Муд-ро-го, Лувр был рас-ши-рен и пре-об-ра-зо-ван из кре-по-сти в ко-ро-лев-скую ре-зи-ден-цию. По-сле сно-са кре-по-ст-но-го дон-жо-на в 1527 году на-чал-ся дли-тель-ный про-цесс воз-ве-де-ния ны-неш-не-го зда-ния на мес-те по-сте-пен-но раз-би-рае-мых среденевековых час-тей. В 1546 оду Фран-циск I на-зна-чил главным ар-хи-тек-то-ром но-во-го ко-ро-лев-ско-го двор-ца П. Лес-ко, ко-то-рый на мес-те среденевекового западного кры-ла воз-вёл но-вое (1548-1556), в сти-ле французского Ре-нес-сан-са, ук-ра-шен-ное скульп-тур-ным де-ко-ром Ж. Гу-жо-на и став-шее пер-вым эле-мен-том бу-ду-ще-го Квад-рат-но-го дво-ра Лувра (Cour Carrée). При Ген-ри-хе II на-ча-лось воз-ве-де-ние южного кры-ла, при-мы-каю-ще-го к западному кры-лу, и па-виль-о-на Ко-ро-ля в мес-те их пе-ре-се-че-ния. При Ген-ри-хе IV был со-став-лен ге-не-раль-ный план, пред-по-ла-гав-ший уве-ли-че-ние пло-ща-ди Лувра в 4 раза; на-ча-лось строи-тель-ст-во Боль-шой га-ле-реи (1595-1610, ар-хи-тек-то-ры Б. А. Дю-сер-со, Ж.II А. Дю-сер-со и Л. Ме-те-зо), свя-зы-ваю-щей Лувр с не-дав-но по-стро-ен-ным двор-цом Тю-иль-ри (с 1564 года, архитектор Ф. Де-лорм; сго-рел в 1871 году). По-сле дли-тель-но-го пе-ре-ры-ва в ра-бо-тах Лю-до-вик XIII в 1625 году вер-нул-ся к осу-ще-ст-в-ле-нию ге-не-раль-но-го пла-на. В 1639 году Ж. Ле-мер-сье уд-во-ил западное кры-ло Лес-ко и воз-вёл Па-виль-он ча-сов (Па-виль-он Сюл-ли); к 1652 году Ле-мер-сье и Л. Ле-во соз-да-ли ук-ра-ше-ние внутренних апар-та-мен-тов; в 1660-1664 годы Ле-во за-вер-шил Квад-рат-ный двор, про-длив южное кры-ло Лес-ко и по-стро-ив северное и восточное кры-лья, а в 1668 году бы-ли сне-се-ны по-след-ние час-ти средневковых строе-ний.

Оформ-ле-ние вос-точ-но-го, вы-хо-дя-ще-го в го-род, фа-са-да Лувра вы-зва-ло ост-рую дис-кус-сию, к его про-ек-ти-ро-ва-нию в 1665 гду при-вле-чён итальянский архитектор Дж. Л. Бер-ни-ни, чьи пред-ло-же-ния, од-на-ко, бы-ли от-верг-ну-ты в поль-зу про-ек-та, раз-ра-бо-тан-но-го со-вместно Л. Ле-во, Ш. Леб-ре-ном и К. Пер-ро. По-след-ний счи-та-ет-ся ав-то-ром по-стро-ен-но-го в 1667-1672 годы фа-са-да с 3 ри-за-ли-та-ми и за-клю-чён-ной ме-ж-ду ни-ми во 2-м яру-се ко-лон-на-дой со сдво-ен-ны-ми ко-лон-на-ми - про-грамм-но-го па-мят-ни-ка французского клас-си-циз-ма XVII века.

В свя-зи с пе-ре-ез-дом ко-ро-лев-ско-го дво-ра в Вер-саль в 1674 году стро-ительные ра-бо-ты в Лувре бы-ли при-ос-та-нов-ле-ны, а его по-ме-ще-ния за-ня-ты различными уч-ре-ж-де-ния-ми (в 1692 году ту-да въе-ха-ли Ака-де-мия над-пи-сей и изящ-ной сло-вес-но-сти и Ко-ро-лев-ская ака-де-мия жи-во-пи-си и скульп-ту-ры, с 1699 года про-во-ди-лись вы-став-ки Са-ло-нов). Строи-тель-ст-во во-зоб-но-ви-лось толь-ко в 1756 году при Лю-до-ви-ке XV , ко-гда бы-ли за-вер-ше-ны кры-лья Квад-рат-но-го дво-ра, а Восточная ко-лон-на-да ос-во-бо-ж-де-на от за-кры-вав-ших её при-стро-ек. Не-смот-ря на то, что в даль-ней-шем к Лувру про-дол-жа-ли при-страи-вать-ся но-вые час-ти, его об-лик был оп-ре-де-лён клас-си-ци-стическими по-строй-ка-ми XVII века.

ЛУВР (Louvre) в Париже - памятник архитектуры и богатейший музей, не знающий равных себе по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности.

Первоначально Лувр - это королевский дворец (1546-19 в., арх. П.Леско, Лево, К.Перро и др.; скульптурный декор Ж..Гужона, оформление интерьеров Ш.Лебрена и др.), построенный на месте замка.

Откуда взялось название Лувр - Louvre - не совсем понятно. Самая известная версия сводится к тому, что название родственно слову "Loup" - "Волк". Как будто бы здесь держали и разводили специальных собак для охоты на волков - "луврье". Другие исследователи привлекают для сравнения древнесаксонское слово "Lower" - "Крепость". Кроме того, в текстах XII века упоминается деревня Лувр - Louvres, находившаяся к северу от парижского пригорода Сен-Дени, так что название это не было редким или необычным.

Король Филипп Август, достойный противник знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце, был крупным фортификатором. За время его правления во Франции было построено много крепостей по образцу столичной. Парижский же замок имел квадратную планировку, на каждом углу находилось по башне, а в центре вздымалась мощная цитадель тридцатиметровой высоты. Стены были окружены рвом. Цитадель служила одновременно главным укреплением крепости, арсеналом, сейфом, где хранились главные ценности королевства, архивом, где ревностно сохранялись документы, тюрьмой для важных заключенных. Кстати сказать, и документы, и пленники могли быть приравнены к ценностям - за них было можно получить немалую цену...

А сам Филипп II жил еще в королевском дворце на островке Ситэ. Королевской резиденцией Лувр стал позже. Столица разрасталась. В начале XIII века в ней жило сто двадцать тысяч человек, насчитывалось триста улиц, основные из которых были замощены.

В середине XIV века король Карл V приказал окружить Париж новой крепостной стеной, и Лувр полностью потерял свое значение в системе обороны города. Туда переехал сам венценосец и перевез свою знаменитую библиотеку. Появилась специальная библиотечная башня. В ней хранилась тысяча рукописных книг, собранных королем, которого современники прозвали Мудрым. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. Карл V Мудрый стремился придать жилой и уютный вид мрачному детищу Филиппа Августа. Были пристроены новые крылья дворца, над тяжелыми боевыми башнями вознеслись изящные остроконечные крыши и флагштоки.

Но запустение снова поселилось здесь - после смерти Карла V, и полвека замок стоял заброшенным. Короли и двор предпочитали парижские дворцы Сен-Поль и Турнель или же уютные замки в долине Луары. Тур, нынешний центр департаментов Эндр и Луара, мог в те годы реально вырвать пальму первенства у Парижа и победить в борьбе за право стать столицей Франции

Следующая важная дата в истории Лувра - 1527 год. Король Франциск I, находясь в отчаянном положении, искал способ пополнить пустую казну и нашел его: он решил взять контрибуцию с парижан. Но чтобы подсластить пилюлю, король решил польстить тщеславию горожан. Он объявил, что иной столицы для прекрасной Франции не видит и возвращается жить в Париж.

В Лувре начались работы. Цитадель была снесена, внешняя крепостная стена тоже - на ее месте разбили сад. Однако лишь через двадцать лет Франциск I отдал приказ приступить к строительству нового дворца на месте срытой крепости. Дальнейшую историю Лувра можно - при желании - свести к тому, при каком короле какой архитектор что пристроил, что перестроил и что снес. Всякий монарх делал это непременно, и по крайней мере этим входил в историю Франции. Великая Французская революция, например, и впрямь оказалась революцией для Лувра - она-то и превратила его в музей. Якобинцы решили устроить здесь "Центральный музеум искусств". А в годы революции и наполеоновских войн коллекция Лувра быстро разрослась за счет реквизиций у аристократов и конфискаций в ходе военных кампаний за границей... Вот так ход истории пополнял фонды музея! Коллекции музея "хорошели", чего нельзя было сказать о прилегающем к Лувру квартале, ставшем известным парижским гнездом преступности и нищеты. "Всякий человек, пусть даже приехавший в Париж на несколько дней, заметит покосившиеся фасады десятков домов, обескураженные хозяева которых не производят никакого ремонта. Эти здания остались от старинного квартала, который постепенно разрушается...", - так описал этот квартал Бальзак в романе "Кузина Бетта". Прошла пара лет после выхода книги в свет - и по приказу императора Наполеона III "рухлядь" снесли, квартал полностью уничтожили, а на месте его расположился новый центральный двор Лувра - "двор Наполеона". Именно этот свободный от строений двор и был раскопан археологами в последней четверти ХХ века, и оказалось, что круг замкнулся. Самая "молодая" часть ансамбля Лувра оказалась как раз над самой древней - над фундаментом того самого "заурядного средневекового замка".

Нужно признаться, что неуемные "строители Лувра" не остановились. После раскопок место "двора Наполеона" заняло весьма экстравагантное современное административное здание музея, и едва ли это последняя пристройка к дворцу.

В 1563 вдова Генриха II, Екатерина Медичи, поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца. Он стал называться Тюильри, так как находился на месте бывшего черепичного завода (tuilerie). В 1871 дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался. При Генрихе IV (годы правления 1589-1610) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в 4 раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.

Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л.Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К.Перро (1613-1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм, которому отдавали предпочтение во Франции. П.Лево(1612-1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш.Лебрен. По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки - все, вплоть до малейших деталей.

С 1674 Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.

В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.

Мы с вами идем в Лувр (le Louvre). Некогда крепость, затем дворец, а теперь музей, Лувр – одно из наиболее известных в мире, третье по величине (160 тысяч квадратных метров) и самое посещаемое собрание произведений искусства. В год здесь бывает больше 9 миллионов человек. В Лувре хранится свыше 300 тысяч экспонатов, но мы можем увидеть лишь 35 тысяч из них. Причина и в том, что для всех этих богатств не хватит никаких выставочных площадей при всех гигантских размерах музея, и в том, что многим культурным бесценностям требуются особые условия хранения: долго показывать их публике нельзя, могут не выдержать повышенного к себе внимания, и тогда уж никакая реставрация не поможет.

Переполненные запасники музея сподвигли его сотрудников открыть филиалы Лувра в городке Лансе на севере Франции и в столице Объединенных Арабских Эмиратов .

История. Дворец искусств на волчьем месте

Конец XII века – время для Европы, Парижа в том числе, неспокойное. Особенно донимали французов налетчики-викинги. Ходили они на своих ладьях-драккарах по морям, по волнам и в устья рек заглядывали, грабили, а после жгли те города и веси, что беспечно располагались на берегах. Париж потому с ужасом и трепетом ждал, что однажды и до него опять доберутся скандинавские грабители.

Филипп II Август (Philippe II Auguste), известный также как Филипп Кривой, стал первым монархом страны, назвавшим себя против обыкновения не королем франков, а королем Франции. В 1190 году, дабы варяги, а также его зарившиеся на французский престол английские родственнички из династии Плантагенетов не застали парижан и других подданных врасплох, достроил (понятно, не сам) на правом берегу Сены донжон – Большую башню Лувра. А напротив, на левом берегу, появилась Нельская башня. Обе они замыкали крепостную стену, опоясавшую столицу. Позже рядом с Луврской башней выстроили замок-крепость. Из него, по замыслу короля, до́лжно было вести постоянное наблюдение за отрезком Сены от Парижа до впадения реки в пролив Ла-Манш, откуда и могли нагрянуть ушкуйники на драккарах. А сам Филипп, отдав распоряжения, в хорошей компании – с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом I Барбароссой – убыл в Крестовый поход.

Шли годы. Викинги изменились, бросили грабежи, постепенно стали достойными членами общества, некоторые даже монархами. И крепость на берегу Сены, в местности, названной Люпарой то ли потому, что там водились волки (на латыни – lupus, на французском – le loup), то ли ведущей свою этимологию от франкского слова «leovar» (укрепление), спустя век с четвертью стала резиденцией короля Карла V. А еще здесь хранили государственную казну и личную библиотеку самодержца, насчитывавшую аж 973 тома – громадное по тем временам собрание сочинений.

В 1528 году Большую башню Лувра разрушили по приказу короля Франциска I (François I ) – как обветшавшую и морально устаревшую (ее прекрасно сохранившееся основание можно увидеть сейчас в музее, посмотрите на фото внизу). А на ее месте спустя пару десятилетий начали строить королевскую резиденцию. Три с лишним века прошло, не один десяток монархов сменился, пока при императоре Наполеоне III в 1852 году архитекторы и строители не поставили точку в деле создания Лувра, начатом Франциском – храбрецом, воякой, покровителем муз, пригласившим в страну итальянских мастеров во главе с Леонардо да Винчи, которые дали волшебный толчок французскому Ренессансу.

Все эти годы короли и императоры из своих походов привозили в Лувр скульптуры, древности со всех концов света, выкупали работы у художников. Конечно, сначала коллекция была доступна только аристократии, но после Великой французской революции, в 1793-м, двери Лувра открылись для представителей всех сословий.

К 1989 году, к 200-летию революции, президент Франции Франсуа Миттеран (François Mitterrand) распорядился выстроить во дворе Лувра четыре стеклянные пирамиды и фонтаны по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея. По-другому его имя пишется как Бэй Юймин (кстати, в апреле 2017 года ему исполнится 100 лет). Не всем понравилась эта идея, многие сочли кощунством появление хай-тека на фоне зданий в стиле классицизма. Но, как и в случае с Эйфелевой башней, пирамиды Лувра очень скоро стали для парижан родными. И не только для парижан. Впервые увидев это стеклянное чудо, я понял, насколько правильным и уместным было решение соорудить пирамиды здесь: их четкие линии прекрасно оттеняют старые стены дворца.

Как добраться

Лувр находится неподалеку от . Я, например, начинаю каждое новое свидание с Парижем под глухие и глубокие голоса колоколов Нотр-Дам, и вам советую. А чтобы попасть отсюда в Лувр, нам с вами надо всего-то перейти с острова Ситэ на правый, северный берег Сены по одному из трех мостов (всего их на острове девять): мосту Нотр-Дам (pont Notre-Dame), мосту Менял (pont au Change), а еще лучше по Новому мосту (pont Neuf).

Новый мост, вопреки названию, как раз самый старый в Париже – его открыли еще в 1606 году при короле Генрихе IV. У французов он даже вошел в поговорку. О чем-то давно и хорошо известном они говорят: эта история так же нова, как Новый мост. Интересен мост тем, что пересекает оба рукава Сены и «нос» похожего очертаниями на корабль острова Ситэ, соединяя сразу четыре берега.

Перешли на правый берег и видим перед собой не что-нибудь, а «Самаритэн» («Samaritain»). Это наряду с «Галери Лафайетт» и «Прэнтан» один из трех знаменитейших и старейших больших магазинов Парижа, явлению которых Эмиль Золя посвятил свой роман «Дамское счастье». Но за покупками заглянем попозже, ведь сейчас мы с вами идем в Лувр.

А он уже совсем рядом – от Нового моста налево, затем несколько шагов по набережной Лувра, переходящей в набережную Франсуа Миттерана, и вот уже перед нами Квадратный двор (le Cour Carée) музея. Двигаясь дальше по набережной, можно войти во двор Лувра через Львиные ворота, а можно обойти дворец справа и попасть сюда же с улицы Риволи – самой роскошной и дорогой улицы не только Парижа, но и, пожалуй, Европы – через пассаж Ришелье или через галерею Каррузель.

Если же вы будете добираться до Лувра на метро, то ехать вам следует до станции «Пале-Рояль – Мюзе дю Лувр» («Palais Royal – Musée du Louvre»), из которой можно выйти напрямую в торговый центр под зданием музея, а оттуда – под сень большой пирамиды, которая и есть вход в музей. Еще один вариант – доехать до станции «Лувр Риволи» («Louvre Rivoli»). Если не хотите спускаться под землю, выбирайте один из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа в музей.

Дни посещения и цены

Музей Лувра открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00, в среду и пятницу – до 21.45. За 15 минут до закрытия вас попросят освободить помещение. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – музей закрыт.

С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям Лувра бесплатный, как и 14 июля, в День взятия Бастилии. Вечерами в среду и пятницу с молодежи до 26 лет тоже не спросят денег, только покажите удостоверение личности (думаю, загранпаспорт сойдет), в котором записана дата вашего рождения.

Билет в Лувр стоит 15 евро, но если вы хотите прогуляться по музею с русскоговорящим гидом, то будьте готовы расстаться с 45 евро. Правда, гид работает только с группой, поэтому либо приходите с друзьями, либо ждите, пока соберется необходимое число любителей искусства из России и стран СНГ. Но, мне кажется, тому, кто хоть немного знаком с историей искусства, экскурсовод в Лувре не понадобится – настолько известны его экспонаты.

Что можно увидеть

Каждый приходит в Лувр за чем-то своим: мне, скажем, интересны клинописные таблички из Месопотамии, которым исполнилось 6 тысяч лет (на фото внизу), другим не терпится взглянуть на египетские саркофаги, папирусы, фаюмские портреты, третьего манит искусство Древней Греции и Рима. А еще здесь есть экспозиции артефактов из Персии и Леванта, коллекция живописи европейских художников – от XIII века и эпохи Возрождения до середины XIX века (полотна позднейших живописцев представлены в музее Орсэ. Он находится на одноименной набережной на другом берегу Сены, прямо напротив Лувра).

Что нужно увидеть

Но нельзя не побывать в Лувре и не увидеть трех гранд-дам мировой культуры.

Во-первых, это, конечно, Венера Милосская. Прекрасная статуя белого мрамора (ученые относят ее к 130 – 100 годам до нашей эры), когда французский моряк Оливье Вутье и местный житель Йоргос Кентротас откопали ее в 1820 году на греческом острове Милос, была еще с руками. Но после началась склока между французами, добивавшимися разрешения вывезти находку домой, и турками, чьими владениями был тогда остров… Словом, мировой культуре осталось то, что осталось.

Во-вторых, вы не пройдете мимо Нике (иногда говорят Ника) Самофракийской. Эта богиня победы, причем морской, потому что стоит на пьедестале в виде носа мраморного корабля, прекрасна даже без головы. Куда делась голова обнаруженной в 1863 году на острове Самотраки (Самофраки) на северо-востоке Эгейского моря скульптуры II века до нашей эры – история на этот раз умалчивает. В честь чьей именно победы и в каком морском сражении был создан шедевр, историки спорят до сих пор. Не станем им мешать, пойдем дальше коридорами Лувра...

…И придем в отдел живописи, коллекция которого началась с собрания картин все того же короля-мецената Франциска I, была пополнена стараниями Людовика XIV, которого мы помним по его афоризмам «государство – это я» и «точность – вежливость королей». Франциск выкупил все доступные работы Леонардо да Винчи после смерти мастера, включая «Джоконду», а Людовик собирал при своем дворе таких живописцев, как, например, Шарль Лебрен и Пьер Миньяр, чьи полотна мы видим теперь в Лувре рядом с картинами Николя Пуссена, Клода Лоррена, великих художников XIX века Эжена Делакруа с его «Свободой, ведущей народ на баррикады» и Теодора Жерико с его ужасающим «Плотом “Медузы”».

Когда мы с вами минуем всех этих живописцев, окунувших свои кисти в вечность, нас ждет встреча с самой загадочной женщиной всех времен. Да, вы угадали – с Джокондой. Никакие, даже самые качественные репродукции не передают обаяния Моны Лизы. До своего первого свидания с ней я недоумевал: что люди нашли в этой пухловатой даме. И лишь когда увидел ее своими глазами, понял: да она просто очаровательна! Убедитесь сами.

Шедевр Леонардо в пуленепробиваемой витрине с постоянным контролем температуры и влажности висит на отдельной стене. Ни одной картины на стене больше нет. Плотная толпа, кажется, вовсе без движения стоит перед самым знаменитым полотном в истории человечества. Только глаза. Только вспышки и треск фотоаппаратов. Короткий выдох, и еще один встретившийся взглядом с Джокондой осторожно выбирается из толпы.

Некоторые в волнении встречи забывают обо всем. Для таких рядом с «Джокондой» поместили табличку: «Осторожно! Опасайтесь карманников!» Словом, держите карман у́же и в виду прекрасной дамы не теряйте головы. Вы ведь не Нике Самофракийская, правда?

Переполненные прекрасным, выйдем из музея, пройдем к триумфальной арке на маленькой площади Каррузель, замыкающей открытый к западу двор Лувра, и встанем перед ней. В проеме арки откроется потрясающая главная историческая ось Парижа: от Лувра к саду Тюильри, а далее - площадь Согласия, Елисейские поля и Триумфальная арка на площади Звезды, с 1970 года носящей имя Шарля де Голля, а там, за Сеной, – суперсовременная Большая арка в деловом квартале Дефанс.

Так далеко мы с вами, может, и не заберемся, но на показаться надо.

Лувр (Париж) - подробная информация о музее с фото. Режим работы Лувра, планы (схемы) и коллекции музея, где купить билеты, официальный сайт.

Музей Лувр в Париже

Лувр - художественный музей в Париже , один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек.

Первоначально здание дворца Лувра - это оборонительная крепость в низовьях Сены, превратившаяся впоследствии в один из главных королевских резиденций.

Лувр был основан в 1793 году. Музей представляет собой 73 000 кв. метров произведений искусства от времен Средневековья до середины 19 века, а также античных времен. В нем хранится около 35 000 экспонатов, некоторым из которых 7 000 лет.

В непосредственной близости от Лувра расположен сад Тюильри - один из крупнейших и старейших парков центра Парижа. Замечательный образец ландшафтного искусства и музей скульптур под открытым небом, а также отличное место для отдыха и релаксации в сердце большого города.

Отделы Лувра

Лувр разделен на 8 отделов:

  • Отдел египетских древностей
  • Отдел греческих, этрусских и римских древностей
  • Отдел восточных древностей
  • Отдел искусства исламских стран
  • Отдел живописи
  • Отдел скульптур
  • Отдел графики
  • Отдел предметов искусства

Коллекции

  1. Искусство Древнего Ближнего Востока (7500 год до н.э. - 500 год н.э.) - экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок, распределены по географическому признаку (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.). Собрание включает элементы отделки дворцов и храмов, статуи, таблички с надписями и предметы роскоши и знакомит с одним из первых очагов великих цивилизаций. Уровень 0 - крыло Ришелье и крыло Сюлли
  2. Искусство Древнего Египта (4000 - 30 гг. до н.э.) - скульптурные и живописные произведения, фрагменты храмов и гробниц, ритуальные и обиходные предметы из долины Нила - от Египта до Судана - представлены в рамках тематической экспозиции (уровень 0), а также в рамках хронологической экспозиции от конца доисторического периода до установления римского господства (уровень 1). Уровни 0 и 1 - крыло Сюлли
  3. Искусство Древней Греции (6500 - 30 гг. до н.э.) - экспозиция, расположенная на уровнях -1 и 0, строится по хронологическому принципу и отражает развитие древнегреческого искусства от конца доисторического периода до установления римского господства. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима (предметы из бронзы, золота и серебра, керамики, стекла). Уровни -1, 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  4. Искусство Древнего Рима (100 г. до н.э. - 500 г. н.э.) - на уровне 0, вокруг дворика французской королевы Анны Австрийской (1615-1643), собрание представлено в хронологическом порядке от конца Римской республики до падения Римской империи. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Уровни 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  5. Искусство Древней Италии и Этрурии (900 - 200 гг. до н.э.) - скульптуры, вазы, саркофаги, оружие, украшения, предметы внутренней обстановки - как правило, найденные в гробницах - дают представление о цивилизациях, предшествовавших римлянам на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э. Уровень 0 - крыло Денон
  6. Искусство Ближнего Востока и Египта (30 г. до н.э. - 1800 г. н.э.) - мозаики, воспроизведенные церковные интерьеры, живописные портреты, глиняные изделия и предметы роскоши дают возможность ознакомиться с искусством Восточного Средиземноморья, в период со времен Римской империи до эпохи мусульманских завоеваний. Этот ряд продолжает искусство христианских общин Египта и Судана эпохи Средневековья и Новой истории. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  7. Искусство исламского мира (700-1800 гг.) - предметы из керамики, стекла и дерева, миниатюры, ковры и парадное оружие, представленные в хронологическом порядке от возникновения ислама до XVIII в., отражают великолепие цивилизации, простиравшейся от Испании до Индии. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  8. Скульптура / Франция (500-1850 гг.) - расположенная вокруг внутренних двориков Марли и Пюже, в которых представлены садовые скульптуры XVII-XIX вв., хронологическая экспозиция охватывает период от Средневековья до эпохи романтизма и знакомит с творчеством крупнейших французских скульпторов, таких как Гужон, Кусту, Пигаль, Гудон или Бари. Уровни -1 и 0 - крыло Ришелье
  9. Скульптура / Европа (500-1850 гг.) - европейская скульптура представлена географически: Италии и Северной Европе посвящены хронологические экспозиции на двух уровнях, где можно увидеть творения Донателло, Микеланджело, Кановы и др. В отдельном зале расположены образцы испанской скульптуры. Уровни -1 и 0 - крыло Денон
  10. Живопись / Франция (1350-1850 гг.) - самое полное в мире собрание французской живописи представлено в хронологическом порядке и включает картины таких мастеров, как Пуссен, Жорж де ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и др. Монументальные полотна XIX в. (Давид, Делакруа) выставлены на уровне 1 в крыле Денон. Уровень 2 - крыло Ришелье и крыло Сюлли / уровень 1 - крыло Денон
  11. Живопись/ Северная Европа (1350-1850 гг.) - живопись Северной Европы представлена в хронологическом порядке, а также в соответствии с географическими очагами культуры: Фландрия, Германия, Нидерланды и т.д. Посетители смогут увидеть шедевры Ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Вермеера. Уровень 2 - крыло Ришелье
  12. Живопись / Италия (1250-1800 гг.) - собрание итальянской живописи, одно из богатейших в мире, выставлено в Квадратном Зале, в Большой Галерее и в прилегающих залах. Картины представлены в хронологическом порядке и в соответствии с географическими очагами культуры. Среди них - шедевры Фра Анжелико, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др. Уровень 1 - крыло Денон
  13. Живопись / Испания (1400-1850 гг.) - экспозиция располагается в небольших помещениях вокруг центрального зала с монументальными полотнами. Собрание представлено в хронологическом порядке с XV по XIX в. и включает творения таких знаменитых живописцев, как Эль Греко, Сурбаран, Рибера, Мурильо, Гойя. Уровень 1 - крыло Денон
  14. Живопись / Великобритания / Соединенные Штаты (1550-1850 гг.) - собрание британской и американской живописи Лувра состоит главным образом из портретных и пейзажных полотен. Представлены такие художники, как Гейнсборо, Уэст, Реберн, Лоуренс, Тёрнер и Констебль. Уровень 1 - крыло Денон
  15. Декоративное искусство / Европа (500-1850 гг.) - представленная хронологически от Средневековья до середины XIX в. коллекция предметов роскоши (ювелирные украшения, оружие, гобелены, изделия из стекла, керамика, художественная эмаль, изделия из золота, серебра и бронзы, драгоценные камни и сокровища француской короны, предметы внутренней обстановки), а также воссозданные интерьеры отражают высокий уровень прикладного искусства, развивавшегося, в частности, благодаря королевским заказам. Уровень 1 - крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло Денон
  16. Рисунки, гравюры, эстампы / Европа (1350-1850 гг.) - это богатейшее в мире собрание выставляется частями, поочередно, по причине чувствительности экспонатов к свету. На временных выставках можно увидеть рисунки, гравюры, эстампы, пастели, акварели, а также рукописи величайших европейских художников. Уровень -1 - крыло Сюлли (Ротонда Сюлли)
  17. Искусство народов Африки, Азии, Океании и Америки (700 г. до н.э. - 1900 г. н.э.) - собрание, включающее в себя около ста шедевров из коллекции Музея на набережной Бранли, представлено географически. В этом отделе можно увидеть выдающиеся произведения ряда внеевропейских цивилизаций доколумбовой Америки, Африки, Юго-восточной Азии, Океании. Уровень 0 - крыло Денон

Павильон Часов: ознакомление с Лувром - предваряет осмотр коллекций и знакомит с историей дворца и музейного собрания. Вокруг руин средневекового замка представлен процесс постепенного превращения дворца в музей. Далее, на уровне 1, избранные произведения позволяют оценить разнообразие коллекций. Уровень 2 посвящен современной жизни музея. Этот ознакомительный маршрут был назван в честь Его Королевского Высочества шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов, в знак благодарности за неоценимую поддержку, оказанную музею Объединенными Арабскими Эмиратами.

Малая Галерея - здесь можно научиться лучше понимать художественные произведения и почерпнуть знания в области истории искусства и различных
художественных техник. Каждый год предлагается новая тема, которая становится отправной точкой для ознакомления с коллекцией музея.

Планы Лувра







План Лувра на русском языке - скачать в PDF

Правила посещения

  1. Соблюдать тишину.
  2. Запрещено принимать пищу и пить спиртные напитки.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой. Некоторые экспозиции вообще запрещено снимать.

Официальный сайт


Режим работы Лувра

Музей Лувра работает ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00 Залы закрываются в 17.30. Внимание, музей не работает 1 мая и 25 декабря.

В среду и пятницу музей работает до 21.45

Стоимость билетов и где их купить?

Стоимость билета в Лувр - 15 евро. В среду и пятницу после 18.00 молодежь (до 26 лет) может попасть в музей бесплатно. Для этого нужно только удостоверение личности.

Лувр с детства ассоциировался у меня с романами Дюма — еще бы, там служила Констанция. Позже прибавился образ легендарной Моны Лизы. Лувр — старая королевская резиденция и великолепный музей. История здания не менее интересна, чем сам музей.Первое здание на территории современного Лувра было построено еще во времена французского короля Филиппа-Августа . Король, перед отбытием в крестовый поход, решил укрепить свою столицу от возможный вторжений и построил вокруг Парижа крепостную стену. Крепость Лувр была частью крепостных сооружений Филиппа Августа, она защищала город с запада. Остатки крепости можно и сейчас увидеть в основании Лувра, а также перед входом в Лувр из метро Лувр-Риволи, из торгового центра Карузель.
Первый король, который сделал Лувр своей резиденцией был Карл V . При нем были перестроены крепостные стены вокруг Парижа, и крепость оказалась внутри стен, тогда Карл перестроил крепость во дворец. Дальнейшее развитие Лувра связано с Франциском I. Этот король был большой любитель искусств, . Франциск решил сделать своей главной резиденцией Лувр. Дворец в стиле возрождения строил архитектор Пьер Леско. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Затем было построено еще одно крыло, которые полностью копировало павильон Леско. При Генрихе IV возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный Павильон Часов.

Людовик XIV Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием. Король сделал своей основной резиденцией Версаль.

Однако он строил и в столице. При Людовике был построен восточный фасад Лувра. Этот фасад работы архитектора Перро до сих пор считается шедевром классицизма и послужил образцом для многих архитекторов. В частности, в Петербурге по образу и подобию была построена арка главного штаба.

После того как королевский двор переехал в Версаль, работы приостановились и только в XIX веке были продолжены.

Двор Лувра, в центре которого находится пирамида, называется Двором Наполеона.

Строительство двора было завершено в середине XIX в. В целом архитекторы повторили стиль павильонов Леско и Часов. Однако были добавлены колонны, аркады и статуи великих людей Франции. Среди статуй есть памятники: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле, Ришелье, Мазарини, Декарта и др. .

Стеклянная пирамида была построена уже в XX веке. До сих пор по поводу нее идут споры, кто-то считает ее шедевром, а кто-то кощунством. Съездите в Париж и составьте свое мнение. Что касается меня, то я считаю, что пирамида прекрасно вписалась в ансамбль Лувра и совершенно не выглядит как что-то инородное.

История того как разростался Лувр

История Музея Лувра.

Создать музей в королевской резиденции повелело революционное правительство. Декрет был издан в 1793 году. На самом деле музей возник не на пустом месте. Созданием музея озаботился еще Людовик XVI, им была создана специальная комиссия, которая провела опись королевской коллекции.
В основу музея легла королевская коллекция живописи, которую начал собирать еще Франциск I. В королевскую коллекцию входили работы Рафаэля, Леонардо да Винчи, итальянских, фламандских и голландских мастеров. В коллекцию будущего музея вошли также античные древности, собранные Генрихом IV.
Во времена первой республики коллекция пополнилась отобранными у аристократов и церкви произведениями искусств. Затем по Европе прошлись войска Наполеона Бонапарта, который конфисковывал произведения искусства в качестве военных трофеев.
Многие конфискованные произведения затем пришлось вернуть, однако музей Лувр уже никогда не закрылся и продолжал собирать коллекцию, которая в итоге стала одной их самых крупных и интересных в мире.
Египетский отдел Лувра собирал великий Жан Франсуа Шампольон. А в 1843 году Поль Эмиль Ботта проводил раскопки в Хорсбаде его находки легли в оснву ассирийской экспозиции. В последующее время музей постоянно пополнялся новыми произведениями искусства и древности.

Как ориентироваться в Лувре

Главный вход в Лувр осуществляется через стеклянную пирамиду. Здесь находятся кассы, гардероб и магазины. В сезон для прохода в Лувр выстраиваются очереди. Лувр делится на три части: крыло Ришилье, крыло Сюлли и крыло Денон, во все части можно попасть из главного входа под пирамидой. Лучше заранее изучить схему Лувра, чтобы не тратить время на длительные переходы. Например, Мона Лиза находятся в крыле Данон. Схема Лувра.