Музей-памятник «Исаакиевский собор. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Исаакиевский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Исаакиевский собор - крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского - византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены - серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось - по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Исаакиевский собор

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи - есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими. 


Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

«Музей четырех соборов»

Т|ри столетия архитектуры Санкт-Петербурга сегодня представляют четыре уникальных храма-памятника: Сампсониевский и Смольный соборы (XVIII в.), Исаакиевский собор (XIX в.) и храм Воскресения Христова (Спас на крови) (нач. XX в.). Их объединяет музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — многофункциональное музейное учреждение, создающее у посетителей ощущение особой атмосферы современного музея Санкт-Петербурга. Эти объекты являются визитной карточкой Северной столицы, общепризнанными всероссийскими центрами культуры, осуществляющими свою деятельность как многофункциональные музейные учреждения XXI века. За последние пять лет расширяется инфраструктура музея, внедряются новые информационные технологии, осуществляются масштабныеархитектурные проекты, направленные на реставрацию и воссоздание уникального исторического облика соборов.

Эти учреждения культуры создавались в неразрывной связи с местоположением и назначением вышеупомянутых зданий. Именно музеи представляют храмы как выдающиеся памятники православной культуры, архитектуры и российской истории, которые посещают около трех миллионов посетителей в год.

Исаакиевский собор

Возведенный архитектором Огюстом Монферраном Исаакиевский собор — выдающийся памятник позднего русского классицизма середины XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений. Его монументальный и величественный образ служит такой же визитной карточкой Северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.

Замечательно внутреннее убранство собора, в котором представлены все виды монументально-декоративного искусства — живопись, скульптура, мозаика, цветной облицовочный камень. Главный иконостас собора украшают малахитовые и лазуритовые колонны, в главном алтаре находится нетрадиционный для убранства православного храма витраж «Воскресший Христос».

Сампсониевский собор

Чудом сохранившийся Сампсониевский собор — памятник Полтавской победы 1709 года и один из шедевров аннинского барокко.

Особую ценность представляет главная достопримечательность храма — резной золоченый иконостас, выполненный в лучших традициях русской деревянной пластики и резьбы первой половины XVIII века. Сохранилось редчайшее собрание иконописи первой половины восемнадцатого столетия. На стенах колокольни собора установлены чугунные доски с текстами речей и приказов Петра I.

Убранство этого храма, емориальное кладбище, памятник «врагам Бирона» требуют особо бережного отношения к этому музейному объекту, мемориалу мужества российских воинов и мастерства отечественных зодчих, резчиков и иконописцев.

Смольный собор

Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П. Стасовым при императоре Николае I.

Именно в период начала строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие — традиционное завеошение православной церкви.

По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор — одна из вершин мирового зодчества.

Смольный собор — крупный выставочно-концертный комплекс, оснащенный самым современным сценическим оборудованием. Камерный хор Смольного собора — один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга.

Спас на крови

Спас на крови (храм Воскресения Христова) — архитектурная доминанта центра Санкт-Петербурга, уникальный памятник, воздвигнутый на месте смертельного ранения императора Александра II Освободителя.

Здесь представлено крупнейшее в России собрание мозаик (более 7000 кв. м), выполненных по эскизам русских художников конца XIX - _ начала XX века, итальянский цветной мрамор, уральские и алтайские поделочные камни, а также мозаичная коллекция российской геральдики.

Святой Исаакий Далматский считался покровителем Петра Великого, поскольку будущий первый русский император родился 30 мая, в день этого святого. На свой тридцать восьмой день рождения, в 1710 году, Пётр I приказал построить в Петербурге деревянную церковь святого Исаакия, в которой через два года обвенчался с Екатериной I. А ещё через пять лет строители начали возводить на этом месте каменную церковь. Император издал указ о том, чтобы все балтийские моряки принимали присягу только в этом храме. Церковь строили около 30 лет, но болотистая почва проглатывала усилия зодчих, и постройку вскоре пришлось разобрать.

В 1768 году императрица Екатерина II решила завершить замысел Петра и приказала восстановить храм, но перенести его подальше от береговой линии - к Сенатской площади. Проект здания был грандиозным, храм облицевали олонецким мрамором. Но после смерти ненавистной матери Павел I повелел мрамор отдать на украшение своего любимого детища - Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить из кирпича.

Здание постоянно требовало ремонта, и в 1809 году император Александр I объявил конкурс на строительство нового храма святого Исаакия. Но тут началась война, и о строительстве собора пришлось на время забыть.

В 1816 году объявили ещё один конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы того времени, но царь остановил внимание на малоизвестном Огюсте Монферране, который, в отличие от коллег, не призывал разрушить прежнее строение Антонио Ринальди, а представил 24 проекта, в каждом из которых предлагалось использовать старую постройку.

Четвёртый храм был начат 26 июня 1818 года. Учитывая неудачи предыдущих проектов, строители укрепили фундамент 10 762 сваями. Сегодня собор украшают 150 произведений живописи от Федора Бруни, Карла Брюллова, Василия Шебуева, три сотни монументов и барельефов, выполненных Иваном Витали, - это красивейший европейский кафедральный собор и уникальный образчик русского церковного зодчества. На золочение купола Исаакиевского собора было потрачено более центнера благородного металла. Процесс золочения вёлся ещё по старинной, запрещённой позже технологии с использованием ртути, что вызывало смерть всех мастеров, участвовавших в этом процессе.

Исаакиевский собор, помимо других рекордов, побил рекорд по долгострою - ровно 40 лет строительства. В городе даже пошли слухи, что архитектор намеренно задерживает окончание постройки, якобы какая-то гадалка предсказала, что тот умрёт сразу, как только закончит возведение собора. Так оно было или нет, но Монферран действительно скончался вскоре после окончания постройки храма. По слухам, он не сумел пережить царскую опалу. Кто-то из придворных обратил внимание Александра II, что строитель поместил своё изображение среди святых, причём, если все остальные кланяются святому Исаакию, то Монферран стоит с гордо поднятой головой и с макетом собора в руках. Император разгневался и, не подав руки, прошёл мимо архитектора. Тот, не достояв до конца церемонии освящения собора, почувствовал себя плохо, ушёл домой и через месяц умер.

Архитектор хотел быть погребённым в созданном им шедевре, но император Александр наложил запрет на волю умершего зодчего, и гроб Монферрана обнесли вокруг Исаакиевского собора, после чего увезли в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили детей царской семьи и устраивали городские праздники, однако достройка и ремонт здания проводились ещё долгое время. В городе возникла история о предсказании, что падение дома Романовых произойдёт тогда, когда снимут леса со здания собора. Леса были убраны в 1916 году - за полгода до отречения от престола последнего императора России.