Десантный корабль ВМС Италии San Giusto. Что значит аппарель? Что это за приспособление? Аппарель в судоходстве

На сегодняшний день торговый флот любой морской державы получил мощный быстроходный, построенный по последнему слову техники океанский грузовой лайнер нового типа - трейлерное судно . Чем вызвано появление этого типа судна?

Современная индустрия позволяет расширять и укреплять торговлю между странами, провозить и продавать продукцию тяжелой промышленности - автомашины, транспортную, сельскохозяйственную и строительную технику и т. д. Наиболее экономичным и в большинстве случаев единственным видом транспорта для внешнеторговых в некоторые страны является морской транспорт.

Суда морского флота очень разнообразны не только по своим , но и по своему назначению. Даже если это касается только сухогрузных судов, то и здесь мы имеем много различных типов - углерудовозы, хлопковозы, железнодорожные паромы и т. д. Среди грузов, которые идут из Европы в страны Африки, Азии и Латинской Америки, много подвижной техники - автомашин, тракторной, сельскохозяйственной и строительной техники. Именно для перевозки такой техники и был создан новый - трейлерный.

Своим названием этот тип судна обязан английскому автомобильному полуприцепу - трейлеру и предназначается для морем груза вместе с прицепами.

схема трейлерного судна

Судно становится к причалу кормой или бортом. Для погрузки трейлеров в корме судна устроены ворота, а в бортах - лацпорты. Трейлеры по аппарелям вкатываются на судно через кормовые ворота, если судно поставлено кормой к причалу, или через лацпорты, если судно стоит бортом, на главную палубу, а затем по внутренним аппарелям передвигаются в одно из помещений судна или на верхнюю палубу и крепятся специальными устройствами. Погрузка или разгрузка трейлеров с грузом около 5000 тонн длится всего 8-10 часов, тогда как на погрузку этого же количества груза обычным способом потребуется около четырех суток.

Обычно трейлерное судно представляет собой трехпалубный одновинтовой теплоход с машинной установкой и надстройкой в кормовой части судна. На такое можно погрузить около 240 трейлеров с грузом. Однако часто на судах трейлерного типа устанавливается обычное грузовое устройство - люки, краны и грузоподъемные стрелы. Это сделано для того, чтобы в обратных рейсах могло принимать любой генеральный груз. Поэтому по внешнему виду судно почти ничем не отличается от обычных сухогрузных судов, разве только необычной формой кормы с большими воротами и лацпортами в бортах судна. Кормовые ворота закрываются аппарелью, которая, опускаясь верхним концом на причал, служит мостом для погрузки техники, а в закрытом состоянии - частью борта. Опускание и подъем аппарели проводятся с помощью гидравлических приводов. Конечно, такую сходню, весом около 30 тонн, можно поднимать и опускать только при помощи специальных механизмов.

Бортовые лацпорты закрывают двухстворчатые водонепроницаемые стальные двери с механическим открыванием и задраиванием.

Трейлер после подачи на главную палубу через кормовые ворота или бортовой лацпорт по внутренним аппарелям можно отбуксировать тягачом в одно из грузовых помещений. Для прохода трейлеров на верхнюю палубу служит две аппарели. Аппарели по-походному закреплены в горизонтальном положении заподлицо с верхней палубой. При необходимости кормовые концы аппарелей опускаются на главную палубу с помощью гидравлических талей. Тали представляют собой два цилиндра (один в другом). Внешний цилиндр прикреплен к корпусу судна, а внутренний перемещается свободно. На основаниях цилиндров закреплены блоки, которые вместе с цилиндрами составляют своего рода жесткие тали. При нагнетании масла в цилиндры внутренний цилиндр выдвигается, блоки расходятся и выбирают трос, который закреплен к концу аппарели. Аппарель при этом поднимается.

По периметру выреза в палубе уложена мягкая резина, которую аппарель при задраивании обжимает. Этим достигается водонепроницаемость закрытого выреза в палубе. После того как сходня плотно закроет вырез в палубе, сработают гидравлические защелки, которые расположены под верхней палубой. Аппарель будет надежно закреплена и может служить частью палубы.

При погрузке транспортной техники на нижнюю палубу или в трюм с главной палубы на нижнюю опускается носовым концом аппарель, расположенная по левому борту. В водонепроницаемых переборках на нижней палубе для прохода техники устанавливаются водонепроницаемые стальные двери размерами 3,6 на 4,0 м, вес которых достигает 3 тонн.

водонепроницаемые двери с гидравлическим задраиванием

Двери открываются и закрываются специальными поворотными гидроцилиндрами, установленными по оси петель дверей, а задраиваются роликовыми задрайками. По контуру каждой двери уложен трапециевидный резиновый буртик, который при задраивании двери обжимается и делает дверь непроницаемой для воды. Взаимное расположение двери в переборке нижнего твиндека и аппарелей с главной палубы на нижнюю и с нижней в трюм.

аппарель

Благодаря системе аппарелей и дверей в переборках трейлеры, автомашины и другая самоходная техника могут быть погружены тягачами или своим ходом на верхнюю палубу, в верхние и нижние твиндеки и в трюмы, за исключением двух носовых нижних твиндеков и трюмов.

Пульты управления механизмами дверей и аппарелей расположены вблизи этих устройств. Но в случае опасности (пожара или затопления помещений) двери и аппарели могут быть подняты или закрыты из рулевой рубки. Специальный пульт в рулевой рубке показывает, в каком положении находится дверь или аппарель.

Для перевозки генеральных судно оборудовано люками, электрическими кранами грузоподъемностью 3,5 и 10 тонн и 60-тонной тяжеловесной стрелой.

Интерес представляет устройство тяжеловесной стрелы: оно может переставляться для работы на другие трюмы судна. Существовали и раньше переставные тяжеловесные стрелы, но операция по перестановке этих стрел с одного на другой трюм была очень трудоемкой и длительной - надо было переставить стрелу и произвести переоснастку талей. Конструкция стрелы, установленной на трейлерном судне, позволяет перестановку стрелы с одного на другой трюм выполнять без особого труда - с помощью специальных кронштейнов и поворотной головки на ноке мачты. Лопари топенанта и грузового шкентеля проходят через систему блоков внутри колонны мачты на лебедки. В качестве оттяжек для поворота стрелы используются краны. Люковые закрытия, выполненные из металлических лючин, открываются или закрываются в течение пяти минут гидравлическими поворотными шарнирами, расположенными между лючинами. Для задраивания закрытий на комингсах люков установлены гидроцилиндры и система штоков с роликовыми задрайками, а для достижения водонепроницаемости по контуру люка и между лючинами уложена резина. Люковое закрытие на внутренних палубах выполнено на уровне палуб.

Оригинально выполнено и швартовное устройство. Кроме обычных кнехтов, киповых планок и швартовных клюзов, на носу и в корме установлены две автоматические швартовные лебедки. При обычном швартовном устройстве на судах с быстро изменяющейся осадкой во время грузовых операций команда судна должна постоянно следить за швартовыми. Это особенно важно на трейлерном судне, так как на причал поданы аппарели и ослабление швартовых может привести к аварии.

Автоматические швартовные лебедки без участия людей поддерживают постоянное натяжение швартовных концов. С уменьшением осадки лебедки будут подбирать швартовы, при увеличении - травить (опускать).

Как и при постройке каждого судна, на трейлерном судне большое внимание уделено безопасности экипажа и самого судна.

На судне имеются мощные противопожарные системы - обычная водяная система с тремя электронасосами обшей производительностью 236 тонн в час и ответвлениями пожарного трубопровода по всему судну; система химическая для тушения пожаров в машинно-котельном отделении, грузовых помещениях и топливных цистернах; воздушно-пенная для тушения местных очагов пожара в машинно-котельном отделении и паровая система - для тушения пожара в кладовых (малярной, шкиперской, фонарной) и отделении вспомогательных котлов.

Для судна на шлюпочной палубе установлены, с каждого борта по одной спасательной шлюпке на всю команду. Одна из шлюпок - моторная, а на второй установлен ручной привод, с помощью которого приводится в движение винт шлюпки. Как резервное средство, на этой же палубе размещаются несколько надувных плотов, которые имеют специальное устройство для всплытия, автоматически надуваются воздухом.

При постройке , которые будут ходить в тропиках, должна учитываться такая немаловажная особенность климатических условии этого района, как повышенная влажность. Она не только неприятна человеку, но и вредна для большей части грузов, которые перевозятся на судах. Поэтому трейлерные суда оборудованы системой подсушки воздуха, при помощи которой вентилируются трюмы.

Для безопасности плавания, кроме ходовых и сигнальных огней, автоматических передатчиков и приемников сигналов бедствий, требуемых международными правилами, на судне установлена навигационная радиолокационная станция, радиопеленгатор, эхолот, лаги, гирокомпас, магнитные компасы, авторулевой для автоматического удержании судна на заданном курсе, судовая метеостанция и другое навигационное, оборудование, гарантирующее безопасность плавании современного судна.

В машинном отделении судна установлено большое число новейших двигателей и механизмов. В среднем при 120 оборотах в минуту двигатель может работать как на дизельном топливе, так и на мазуте. Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов, мощностью по 270 кВт каждый. На случай аварии и затопления машинного отделения на верхней палубе установлен аварийный дизель-генератор, который включается автоматически, как только прекращается подача электроэнергии судовой электростанцией.

При проектировании судна большое внимание уделено автоматизации и механизации труда экипажа судна. Почти все судовые работы автоматизированы и механизированы в такой степени, что делают труд моряка высококвалифицированным и сокращают число людей на этих работах. Работу многих механизмов можно контролировать при помощи дистанционной сигнализации с главного поста управлении машинной установкой.

Размещается в одно- и двухместных каютах с кондиционированием воздуха. Имеется на судне кают-компания, столовая, салоны, библиотека, душевые и так далее. Все это создает комфортные условия для жизни моряков.

Наряду со скоростными перевозками пассажиров на малых реках широкое распространение получили и паромные переправы. Особенно много их в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где число мостовых сооружений через реки крайне ограничено. Переправы обслуживают паромы и пассажирские суда.

Паром - судно, предназначенное для перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров через водные пути. Основными отличительными признаками паромов от традиционных сухогрузных судов являются наличие одной или нескольких палуб для размещения накатом сухопутных транспортных средств (легковых или грузовых автомобилей, трейлеров, тракторов и т. п.), межпалубных пространств, лацпортов и аппарелей для погрузки и выгрузки транспортных средств своим ходом. Эти общие признаки характерны для всех судов накатного типа. Дополнительным критерием, который позволяет отнести судно накатного типа к паромам, является наличие на нем более 12 пассажирских мест.

Интенсивная эксплуатация, необходимость частых швартовок в трудных условиях предъявляют повышенные требования к управляемости и маневренности паромных судов. Перевозки на паромах пассажиров требуют выполнения дополнительных жестких требований по остойчивости судов, особенно во время грузовых работ, когда погрузка различных транспортных средств оказывает большое влияние на положение судна.

Паромы классифицируют по назначению, дальности плавания, количеству палуб, способам швартовки, расположению судовых устройств для производства грузовых работ, типу движителя.

На малых реках используются пассажирские и автомобильно-пассажирские суда.

На переправах нашли широкое распространение суда пр. 792А (табл. 22).

Материал корпуса - сталь марки ВМСтЗсп, надстройки - дюралюминий марки Д16. Система набора смешанная. Автономность плавания по запасам топлива 27 ч. Для перевозки пассажиров на переправах рек Северного пароходства спроектирован мелкосидящий открытый катер на 50 чел. (пр. 2044). Продолжительность рейса в одну сторону 30 мин .

Для переправ и перевозок пассажиров по малым рекам используются также теплоходы проектов 222В, 544, 1083 и др. На паромах предусматривается перевозка автомобилей МАЗ-200, ЯАЗ-200, КамАЗ, ЗИЛ-150 и других марок. Погрузка и выгрузка автомобилей осуществляются своим ходом. Грузоподъемность паромов от 40 до 1000 т. Тип судна - однопалубные самоходные паромы с надстройкой и МО в кормовой части, аппарелями в носовой части. Материал корпуса и надстроек - сталь марок ВСтЗсп2 и ВСтЗсп4. Система набора смешанная. Движители - гребные винты и водометы.

Наиболее современным является паром пр. 81400, разработанный Новосибирским филиалом НПО «Судостроение». Паром предназначен для мелкопартионных перевозок колесной и гусеничной техники на внутренних водных путях с гарантированными глубинами не менее 0,8 м. Суда пр. 81400 (см. табл. 22) строятся для замены паромов пр. СП40А, получивших широкое распространение в Ленском бассейне. Для полного использования грузоподъемности площадь грузовой палубы парома пр. 81400 по сравнению с пр. СП40А увеличена в 1,65 раза за счет уменьшения на 1,85 м длины ахтерпика и МО, удлинения на 5,06 м корпуса судна. Ширина корпуса сохранена, а для увеличения площади грузовой палубы применены обносы. Высота борта сохранена по пр. СП40А. Конструктивные изменения позволили увеличить коэффициент использования палубы с 0,366 на пароме СП40А до 0,498 на новом судне. На 40% (с 3,2 до 4,5 м) увеличилась ширина проезда, лимитируемая расстоянием между вертикальными стойками аппарели.

Тип судна - однопалубный теплоход с носовой аппарелью, грузовой палубой в средней части, надстройкой и МО - в кормовой части (рис. 58). Рулевая рубка расположена на надстройке. Носовая часть судна санной формы. Пологие носовые обводы позволяют судну близко подходить к необорудованному берегу с малыми углами откоса, что значительно сократило длину аппарели. Кормовая часть судна имеет туннельные образования. Принятая форма обводов корпуса и соотношение главных размерений обеспечивают хорошие ходовые качества судну как при ходе в грузу, так и порожнем.

Материал корпуса - сталь марки ВСтЗсп4. Палуба и борта по всей длине судна, днище в форпике, МО и ахтерпике выполнены по поперечной системе набора, а днище в средней части - по продольной. Корпус судна разделен непроницаемыми переборками на 5 отсеков.

Энергетическая установка включает 2 главных двигателя марки 6ЧСП12/14. Источник электроэнергии на судне - дизель-генератор ДГР16/1500, обеспечивающий потребителей трехфазным переменным током напряжением 220 В.

Для замены ГД и других механизмов в носовой стенке МО предусмотрен съемный лист.

В качестве ДРК на пароме установлены открытые ГВ с балансирными рулями.

Представляет интерес конструкция аппарельного и свайного устройств. Аппарельное устройство состоит из шарнирно закрепленной к транцу аппарели, разделенной на две части; двух вертикальных шахт с размещенными в них противовесами; двух ручных лебедок и трособлочной проводки. На серийных судах предусмотрена установка гидропривода подъема и опускания аппарели. Длина аппарели 3,5 м, ширина проезжей части 4 м. Расчетная колесная нагрузка (на тележку автомобиля) 176 кН. Уклоны береговых откосов от 5 до 20°. В рейсе аппарель фиксируется автоматическим стопором, размещенным в упоре. Управление подъемом и опусканием аппарели производится из рулевой рубки. Якорное устройство судна - 2 якоря Матросова. Для подъема якорей в носовой части на палубе установлены 2 ручных шпиля ШР-6-11. Для выполнения грузовых операций на течении, постоянно разворачивающем судно и затрудняющем удержание его перпендикулярно к берегу, предусмотрено специальное свайное устройство, обеспечивающее удержание парома у берега при глубинах до 4 м.

Остальные судовые устройства и системы аналогичны применяемым в настоящее время на малых паромах.

(см. это сл.) в крепостях и полевых укреплениях.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Аппарель (франц.),

1) пологий земляной въезд для подъема и спуска орудий в людей на насыпи (крепостной вал) и отлогие спуски в рвы окопов для выхода из них; 2) наклонная плоскость, служащая для подъема или спуска грузов, например при погрузке в вагоны . В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Аппарель

Аппарель (франц. appareil - въезд)

  1. в военно-инженерном деле пологий спуск в крутостях; широко применяется в окопах для орудий и танков и в укрытиях для автомобилей , специальное приспособление для погрузки военной техники на переправочные средства. В крепостях аппарели устраивались для втаскивания орудий на возвышения.
  2. Наклонная платформа (иногда передвижная механизированная) или пологая насыпь, сооружаемая для погрузки самоходной техники в железнодорожный состав или на переправочное средство.
  3. Устройство для прохода (проезда) к возвышенным частям зданий (см. Пандус).
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

Аппарель в судоходстве

Аппарель десантного корабля на воздушной подушке

Аппарель - составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении аппарель почти вертикальна.

По месту установки на судне аппарели могут быть бортовыми, носовыми и кормовыми; по конструкции - 1-3-секционными (средняя секция называется ведомой); по ориентации относительно диаметральной плоскости - совпадающими с ней (продольная ось аппарели в рабочем положении находится в диаметральной плоскости судна) и угловыми (продольная ось находится под углом к диаметральной плоскости); поворотными и полуповоротными.

Аппарель - сокращенное название аппарельной баржи в северных областях России.

Глава 6. Механизмы специального назначения

6.3. Специальные устройства судов с вертикальным и горизонтальным способом грузообработки.

Судовые люковые закрытия предназначены для открывания и закрывания грузовых люков во время погрузоразгрузочных операций на транспортных судах. Необходимость увеличения грузооборота судов требует сокращения времени на погрузоразгрузочные операции. Контейнеризация грузов приводит к увеличению размеров грузовых люков, что, в свою очередь, делает необходимым применение механизированных многосекционных люковых закрытий. Известно большое число типов люковых закрытий, которые превратились в специализированные устройства судов с вертикальным способом грузообработки.

С появлением судов с горизонтальным способом грузообработки понятие "люковое закрытие" значительно расширилось. К новым специальным устройствам относятся различные кормовые и носовые закрытия, аппарели, бортовые порты, внутренние аппарели и пандусы, подвесные платформы. Все перечисленные устройства предназначены для открывания и закрывания не только люков в палубах и твиндеках, но и проемов в переборках, бортах, через которые грузы доставляются погрузчиками или самоходом. Применение тех или иных видов устройств определяется уровнем оснащенности причалов, видом груза, конструктивным типом судна, его назначением, компоновкой помещений и т. п. Рассмотрим некоторые из указанных устройств.

Бортовые порты применяются на некоторых судах, швартующихся к причалу бортом. Они могут использоваться в качестве основных средств проведения грузовых операций (на судах-пакетовозах, автомобилевозах и некоторых паромах), а также как дополнительные к аппарелям или к обычным грузовым люкам. Конструкция бортовых портов и их размеры зависят от вида перевозимых грузов, района эксплуатации судна и характера грузообработки. Высота в свету изменяется от 1,8 до 5,8м, ширина - от 2 до 7,5м. Наиболее простая конструкция бортового порта - вырез в бортовой обшивке с водонепроницаемым закрытием, навешенным на петлях и открывающимся наружу. Механизмы закрытия бортовых портов снабжаются различными устройствами для герметичного задраивания и могут управляться дистанционно. Грузовые операции через бортовые порты чаще всего осуществляют вилочными погрузчиками, из которых часть работает на причале, а часть - в грузовых помещениях судна.

Рис 15. Аппарель: а - совпадающая с ДП; б - угловая; в - полуповоротная; г - поворотная

Аппарель - это составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении аппарель почти вертикальна. По месту установки на судне аппарели могут быть кормовыми и носовыми; по конструкции - одно- и трех-секционными (средняя секция называется ведомой); по ориентации относительно ДП - совпадающими с ней (продольная ось аппарели в рабочем положении находится в ДП судна) и угловыми (продольная ось - под углом к ДП); поворотными и полуповоротными (рис.15).

Кормовые аппарели позволяют производить грузообработку в портах с необорудованными пирсами. По этим аппарелям допускается проезд колесной техники массой до 120 т, при этом нагрузка на пирс от аппарели с погрузчиком не превышает 2 т/м2. Это достигается большой площадью опорного основания и поддержанием аппарели на тросах во время производства грузовых операций. Вследствие того что эти аппарели имеют трех-секционную конструкцию, их можно устанавливать на пирс, лежащий как ниже, так и выше грузовой палубы, на которой они расположены. Размещение аппарели под углом к ДП судна позволяет производить грузообработку судов при швартовке их бортом и обеспечивает удобный проезд погрузчиков без разворачивания на судне в месте выезда.

Носовые закрытия и аппарели находят применение, как правило, на больших судах и паромах. На последних они необходимы даже при наличии кормовых закрытий для обеспечения грузовых операций с колесной техникой без ее разворота в грузовом пространстве судна или движения задним ходом, т. е. для осуществления грузовых операций по принципу "прямого потока", сокращающему время стоянки парома у причала и позволяющему рационально использовать площадь грузовой палубы. Носовое закрытие чаще всего представляет собой откидывающуюся вверх на шарнирах с помощью гидравлических цилиндров секцию верхней части форштевня с обшивкой, за которой располагаются аппарель и водонепроницаемое закрытие в таранной переборке.

Подвесные платформы служат в основном для перевозки легковых автомобилей и увеличивают полезный объем внутренних помещений судов. При погрузке платформа располагается на уровне, необходимом для помещения той или иной колесной техники.
Подъемные платформы могут применяться на судах как с горизонтальным, так и с вертикальным способом грузообработки, а также на комбинированных судах. На рисунке 16 изображена схема судна с горизонтальным способом грузообработки.