Новое название загорска. Город сергиев посад. Предприятия и работа в Сергиевом Посаде


Город Сергиев Посад расположен в Московской области в 72 км от центра Москвы. Является административным центром Сергиево-Посадского района Московской области. На территории района расположено более 250-ти памятников архитектуры, из них более 50 - действующие церкви. Население – 107525 человек (2009 год), площадь – 30,88 кв.км. В настоящее время Город Сергиев Посад - крупный административный, промышленный, культурный и туристический центр, жемчужина Золотого Кольца.

История города началась с Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским. Вокруг монастыря в конце 14 века появляются первые поселения. В начале 18 века они слились в одно торгово-промышленное селение – посад, названное 22 марта 1782 года по указу Екатерины II Сергиевским Посадом в честь его основателя. В 1919 году Сергиевский Посад получил статус города. С 1930 по 1991 гг. носил имя Загорск в честь революционного деятеля В.М. Лубоцкого (Загорского), а с 1991 года стал называться Сергиевым Посадом. Троицкий монастырь имел большие земли, что способствовало развитию торговли и ремесел. Здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон, но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Даже сам Преподобный Сергий делал игрушки на потеху ребятишкам. Здесь он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, а Андрей Рублев создал всемирно-известную икону «Троица». В 1422 году после смерти Сергий Радонежский был канонизирован. Над гробом Сергия был заложен белокаменный Троицкий собор.

В годы правления Ивана Грозного монастырь был превращен в мощную крепость, выдержавшую осаду в течение 16-ти месяцев польско-литовских интервентов. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна присвоила монастырю почетное звание Лавры, что означало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений. В это время во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах. С 1919 по 1946 гг. Троицкий монастырь был закрыт. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в 1933 году включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария. Сооружения лавры представляют собой музей под открытым небом. (Для справки: лаврой называют резиденцию патриарх, поэтому туристы, не должны быть одеты в майки, шорты, мини-юбки или открытые платья. Женщины должны покрыть голову платком.)

Сегодня Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. Монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. Сейчас здесь проживает 300 служителей церкви. Главные ворота Лавры - Святые с надвратной церковью Иоанна Предтечи. За ними расположена самая большая постройка - главный собор Успения Богородицы. С северо-запада к собору примыкает небольшая палатка - усыпальница Годуновых. В ней находятся останки царя Бориса, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении. С 17-го века здесь стали хоронить русских митрополитов. Рядом с Собором - церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В Троицком соборе внутренние росписи храма были исполнены Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В 17-м веке из-за плохого состояния фрески заменили на новые. Уцелел иконостас, состоящий из 40 икон 15 века, в котором находятся работы Рублева. Знаменитую икону "Троица" в 1930 году поместили в Третьяковскую галерею, а на ее место поставили копию. Рядом с Троицким собором, в Митрополитских покоях находятся Палаты патриарха.

Самые древние церкви Сергиева Посада - это церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы, построенные в 1547 году на месте деревянной приходской церкви.

Церковь Петра и Павла - Церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова, она же Петропавловская (начало 18 века) расположена к северу от Троице-Сергиевской лавры в бывшей Кокуевой слободе.

Среди достопримечательностей также – Вознесенская, Успенская и Ильинская церкви, построенные во второй половине 18 века. Монастырская гостиница построена позже, в 1823 году. Интересны Торговые ряды начала XX века и Пятницкий колодец (конец 17-начало 18 вв.).

В село Радонеж из Ростова Великого переселились ростовские бояре, родители Сергия Радонежского - Кирилл и Мария. Рядом с Преображенским храмом в 1988 г. установлен памятник Преподобному Сергию. У его подножия лежит камень с надписью «Сергию Радонежскому благодарная Россия». Гробница с мощами Кирилла и Марии находится в действующем Хотьковском монастыре.
Главные постройки монастыря - Покровский собор и Никольский храм относятся к 18-19 вв.

Рядом с Хотьково расположена живописная усадьба Абрамцево, в которой жил знаменитый русский писатель С.Т. Аксаков. В гостях здесь бывали многие писатели, актеры, ученые, общественные деятели: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, актер М.С. Щепкин и другие.

Позже усадьба переходит к крупному промышленнику, меценату С.И. Мамонтову, имя которого связано со строительством железных дорог России, основанием Московской частной Русской оперы. В усадьбе творят крупнейшие русские художники – В.А. Серов и В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. Здесь пел Ф.И. Шаляпин. В 1999 году на привокзальной площади города Сергиева Посада был открыт памятник С. Мамонтову (скульптор В.Чухаркин).

В трех км к юго-востоку от Лавры расположен Черниговский скит. Паломники всегда хотели увидеть икону Богоматери Черниговской, Пещерную церковь и получить благословение монахов.

В Пустыне, находящейся в 6 км юго-восточнее Лавры, принял постриг будущий патриарх всея Руси Пимен (Извеков). С 1993 года здесь возобновлено Монашеское общежитие. Сохранились деревянные монашеские кельи, каменный храм, и колокольня.

В поселке Семхоз в 1995 году в память о невинно убиенном протоиерее, священнике, ученом, писателе, Александре Мене на месте его гибели установлена Часовня-Храм «Усекновения Главы Иоанна Предтечи».

В 12 км от Сергиева Посада, в селе Воздвижинском сохранилась каменная Крестовоздвиженская церковь 1848 года.

По преданию, в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада вблизи деревни Взгляднево по молитве Преподобного Сергия появился Водопад Гремячий. Его Высота 25 метров. Вода имеет лечебные свойства.

«В старинном селе Деулино, в северной части Сергиева Посада, в декабре 1618 г. было заключено перемирие между Россией и Польшей. В память об этом была возведена деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. Здесь действует каменная церковь.

В 1920 году был организован Историко-художественный музей-заповедник. В настоящее время он расположен в центре города, в здании банка. Здесь представлены уникальные произведения иконописи и художественного шитья, изделий из драгоценных металлов и народного искусства, коллекции декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Экспонируются материалы по археологии и истории монастыря и города. Представлены произведения крестьянского искусства (резьба и роспись по дереву, набойка, металл, костюм, головные уборы).

В городе Сергиев Посаде, родине известной русской матрешки, находится единственный в стране колледж игрушки. В музее игрушки можно проследить историю русской игрушки и узнать об игрушках других стран.

Загорск в Московской области - город Золотого кольца России, более известный как Сергиев Посад. Главной достопримечательностью города является Троице-Сергиева Лавра - наиболее статусный монастырь РФ. Близость города к Москве позволяет жителям и гостям столицы посетить его за один день. Сегодня мы с вами поговорим об истории и основных достопримечательностях Загорска.

Основание города

История Загорска начинается в далеком 1337 году, когда Сергий (тогда Варфоломей) Радонежский, вместе со своим братом Стефаном поселились на холме, где позже будет действовать крупнейший монастырь России. В 1340 году здесь была построена деревянная церковь. Вскоре Стефан отправился в Москву, а холм начали заселять монахи. 1335 год считается годом принятия устава монастыря. Игуменом стал Митрофан, который постриг Сергия в монахи и завещал ему свой сан.

Монастырь стремительно расширялся и увеличивал свое влияние. Еще при жизни Сергия, а умер он в 1392 году, это монастырь стал главным в России. В 1380 году за благословением к Сергию пришел Дмитрий Донской, которому предстояло сразиться с татарами. В 1408 году, в результате татарского набега, монастырь был сожжен. На высоком статусе обители это не сказалось, и вскоре она была восстановлена.

В период с XV по XVII век это место было крупным культурным и политическим центром России. Здесь писали летописи и обучали иконописи. Крупнейшие живописцы того времени - Даниил Черный и Андрей Рублев - приезжали в монастырь, чтобы расписать новый Троицкий собор. Московские князья с завидным постоянством посещали Лавру и спонсировали ее. В 1442 году, во время междоусобных войн, именно в этом монастыре Василий Темный помирился с Дмитрием Шемякой. В 1530 году в Лавре крестили Ивана Грозного. К тому времени монастырю принадлежало довольно много земель по всему государству. В период с 1608 по 1610 год, Лавра находилась под осадой польского войска Александра Лисовского и Яна Сапеги. Вскоре в монастырь пришла страшная эпидемия, погубившая около двух тысяч человек. Тогда здесь жили не только монахи, но и крестьяне из близлежащих деревень. Несмотря на все невзгоды, полякам так и не удалось завоевать обитель. После восстановления монастыря от осады он приобрел тот облик, в котором сохранился до теперешнего времени.

В восемнадцатом веке, из-за политики подчинения церкви императору и переноса столицы в Петербург, значение монастыря в духовной жизни России несколько уменьшилось. Несмотря на это, в 1742 году в монастыре начала действовать духовная семинария, а через два года обитель получила статус Лавры. Ее главой был назначен московский митрополит. Монастырь входил в число крупных землевладельцев империи и владел примерно сотней тысяч крепостных крестьян.

Помимо сельскохозяйственной деятельности, на территории Лавры процветала торговля. В 1814 году сюда была переведена К тому моменту монастырь уже был одним из крупнейших центров паломничества в стране. Вокруг него образовалось большое поселение, называемое Сергиевским Посадом. В 1919 году оно было переименовано в Сергиев и наделено статусом города.

Сергиев Посад в XX веке

В 1919 году, Лавра, равно как и другие монастыри России, была закрыта, а Духовная академия - распущена. В следующем году на территориях монастыря стал действовать историко-архитектурный музей. Именно благодаря ему, в советские годы обитель практически не пострадала. Главной потерей для монастыря стала переплавка основного количества колоколов.

В 1930 году Сергиев был переименован в Загорск, в честь большевика Загорского. Это название город носил вплоть до 1991 года, пока ему не вернули старое имя. В народе этот населенный пункт до сих пор называют по-разному. В 1940-х началась научная реставрация Лавры, которая продлилась до 1980-х. В результате часть зданий была реконструирована, а еще часть - перестроена. При этом уже в 1946 году обитель вновь открыли для всех желающих. В том же году сюда была перенесена резиденция патриарха. Вплоть до начала 2000-х монастырь сосуществовал с музеем.

Во времена СССР в Загорске начали строиться крупные промышленные предприятия. Благо к этому времени уже была сделана ЖД (1862 г.) и автомобильная дорога (1845) к столице. Так, в 1934 году свою деятельность начал Загорский оптико-механический завод (ЗОМЗ). Предприятие, занимающееся разработкой и выпуском оптико-механических, а также оптико-электронных приборов работает до сих пор. В 1938 году появился Загорский электромеханический завод «Звезда». Это предприятие изготавливало широкий спектр изделий, в том числе и для оборонной промышленности. Равно как и оно до сих пор держится на плаву.

В 1993 году резиденцию патриарха перенесли в московский Данилов монастырь, а Троице-Сергиеву Лавру внесли в список наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности

Конечно же, главной достопримечательностью города Загорска в Московской области является Лавра, в которую приезжают паломники со всего мира. Церкви в городе расположены повсеместно, и даже за пределами монастыря. Так, Черниговский скит расположился в 3 километрах от Лавры. Кроме того, в Загорске находится много интересных музеев, не посвященных церковной тематике. Теперь поговорим подробнее об этом и многом другом. Начнем с достопримечательностей монастыря, благодаря которому появился город.

Троице-Сергиева Лавра

Лавра располагается прямо в центре города. Это самый крупный монастырь в России, сыгравший в истории государства значительную роль. В РФ всего два монастыря носят статус Лавры, и это один из них. Вход в Троице-Сергиеву Лавру бесплатный. Для туристов она открыта на протяжении всего светового дня.

Успенский собор

Самым большим и заметным зданием Лавры является Успенский собор, который располагается в центральной части монастыря. Он был построен в период с 1559 по 1585 год, по образцу московского Успенского собора, которому на тот момент было порядка ста лета. В результате получился большой пятиглавый храм, центральный купол которого покрыт позолотой, а остальные покрашены в синий цвет со звездами. Внутри собора находится иконостас, часть икон которого была выполнена еще в 16-м веке, а львиная доля остальных - в конце 17-го. Известно, что в создании иконостаса принимал участие Симон Ушаков. Весь собор, и купола в том числе, расписан фресками. Они были выполнены в 1684 году мастерами из Ярославля, под руководством Д. Плеханова. В Успенском соборе покоятся Макарий Невский и Иннокентий Московский (первый епископ Аляски и Камчатки).

Снаружи, у западного угла собора, расположен Успенский кладезь и часовня, которая напоминает миниатюрную церковь с росписью и резьбой. На противоположной стороне от собора находится усыпальница Годуновых, в которой похоронен, в частности, Борис Годунов.

Троицкий собор

Является главным храмом лавры и ее старейшим зданием. Был построен в 1422-1423 годах на месте деревянной церквушки. Представляет собой четырехстолпный одноглавый храм, выполненный из белого камня. Троицкий собор является одним из немногих зданий ранней архитектуры Московского княжества, сохранившихся по сей день, и одним из лучших образцов стиля. Высота собора всего 30 метров, но благодаря удачным пропорциям он не кажется низким. Изначально храм был расписан и Андреем Рублевым. В семнадцатом веке по мотивам их фресок были написаны новые. Иконостас собора был создан еще в начале 15-го века и пополнялся вплоть до конца 17-го века. В соборе покоится Сергий Радонежский - основатель Лавры.

Никоновская церковь

Церковь примыкает к Троицкому собору с южной стороны. Она была построена в 1623-1624 годах, на месте старой церквушки. Ее размеры рассчитаны таким образом, что высота вместе с крестом соответствует высоте основного объема собора. Экстерьер декорирован довольно необычно, а вот интерьер в первичном виде не сохранился. Здесь покоится умерший в 1426 году Никон Радонежский.

Духовская церковь

Небольшая церквушка располагается между двумя соборами - Успенским и Троицким. Она является вторым по возрасту сооружением Лавры, сохранившимся до теперешнего времени. Строительство церкви было поручено псковским мастерам и развернулось в 1476-1477 годах. Псковский почерк можно распознать по звонницам, которые интегрированы с основным объемом здания. Кирпичная церковь имеет богатый декор. Внутренние росписи датируются 1665 годом. Иконостас был собран в девятнадцатом веке, поэтому считается новым. Здесь похоронены несколько святых, в том числе Максим Грек.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких

Шатровая церковь, расположенная в северо-западном углу монастыря, была построена в 1635-1637 годах, в рамках восстановления Лавры. Строительство координировал Келарь Александр, который был выходцем из Соловецкого монастыря. Видимо, отсюда и берется посвящение церкви. Ее экстерьер выполнен по тем временам довольно изощренно. Иконостас современный, сравнительно, разумеется.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь была построена в конце 17-го столетия. Примечательно, что под ней имеется арка, а значит, когда-то здание было надвратным. Строительство церкви спонсировал Григорий Строганов. Как и другие она имеет исключительно богатый внешний декор. Здание представляет собой четверик, поставленный на куб и являющийся основой для пяти небольших главок. Внутри располагается иконостас, собранный в начале 19-го века.

Трапезная церковь

Такое название получила церковь Сергея Родонежского, которая была объединена с трапезной и стала одним из самых больших зданий лавры. Внешняя окраска здания создает эффект рельефа, что, наряду с богатым декором, лестницами, крыльцами и колоннами, выглядит очень впечатляюще. Церковь была построена в 1686-92 годах и стала одним из главных образцов нарышкинского барокко. Богатая внутренняя отделка датируется концом 17-го века, так же как и иконостас. Примыкающая к церкви трапезная палата является самым большим историческим односводным зданием России.

Колокольня

Колокольня была построена в период с 1741 по 1770 год. Строительство начинал архитектор И. Мичурин, а заканчивал его коллега - Д. Ухтомский. Колокольня имеет высоту 88 метров, что превышает высоту колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском кремле. Состоит она из четырех ярусов, которые стоят на кубическом основании. Самый старый колокол был отлит в 1420 году.

Царские чертоги

Всю северную сторону монастыря занимает нарядное двухэтажное здание Царских чертогов (1686-1692 гг.). В его декоре преобладает белый камень и полихромные изразцы. На этом месте когда-то стоял деревянный дворец Ивана Грозного. На западной стене чертогов сохранилась лепная отделка середины 18-го века. Внутри можно увидеть две 17-го века и выдающуюся роспись сводов середины 18-го века. Сегодня в этом помещении находится церковно-археологический кабинет, в котором хранятся книги, иконы и церковная утварь.

Стены и башни

Монастырь окружен стеной с 10 башнями и Святыми воротами. Примечательно, что башни выполнены в разных стилях, так как строились с 16-го по 18-й век. Каждая из них интересна по-своему.

Пришло время познакомиться с достопримечательностями Загорска в Московской области, которые находятся за пределами Лавры.

Красногорская площадь

Перед входом в монастырь находится довольно-таки крупная площадь. Вокруг нее расположились торговые ряды (1902 г.), гостиничный комплекс (1890 г.), и Красногорская часовня (18-й век). Площадь украшена несколькими монументами, в том числе С. Радонежского.

Пятницкое подворье

Первой попыткой расширить Лавру за пределами стены стало Пятницкое подворье. Сегодня здесь стоит две и Пятницкая. К последней была пристроена шатровая колокольня и трапезная. Обе церкви украшены богато и являются ярким примером типичной русской архитектуры 16-го века.

Смотровые площадки

В Загорске в есть две смотровые площадки. Первая находится недалеко от Лавры и открывает вид на нее же. Вторая площадка располагается около Музея игрушек, на холме под названием Блинная горка. До революции на этом холме стояли два дома художника Малышева, который был единоличным обладателем прекрасного вида на Лавру.

Памятник Загорскому

Неподалеку от Вознесенской церкви расположилось единственное напоминание о былом названии города - памятник Владимиру Загорскому, который погиб в 1919 году от взрыва бомбы. Сам по себе памятник вполне заурядный, особенно по сравнению с соседствующими красотами, однако его ценят не за красоту.

Черниговский скит

В трех километрах на восток от Лавры расположился скит, который был основан в 1843-44 годах для тех монахов, которым было необходимо уединение. Исторические постройки скита выполнены из красного кирпича. Самым интересным зданием комплекса является Черниговская церковь, построенная в псевдорусском стиле. Примерно раз в час сюда ходит автобус №38, курсирующий от ЖД вокзала.

Церкви

Церкви в Загорске располагаются буквально повсеместно, и даже за пределами Лавры. Главные из них:

  1. Ильинская. Была построена в период с 1765 по 1773 гг. Единственная церковь в городе, которая не закрывалась во времена советской власти.
  2. Вознесенская. Построена в 1766-1779 годах. По меркам Сергиевого Посада является стандартным образцом жанра.
  3. Успенская. Построена в селе Клементьеве в 1769 году. В 18-м веке село присоединилось к городу.
  4. Церковь Марии Магдалины. Располагается в пяти километрах от центра города, в поселке Лоза. Была построена в 1901 году и долгое время использовалась не по назначению. Сегодня здесь располагается и интернат для девочек-сирот. Единственное, чем привлекает церковь туристов, - экстерьер.

Музеи и выставки

В городе Сергиев Посад (Загорск) есть масса увлекательных заведений. Вот лишь основные из них:

  1. Историко-художественный музей-заповедник. Музей создан в 1920 году на основе накопившегося собрания историко-художественных ценностей Троице-Сергеевой лавры. В 1992 году, когда музей был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия РФ, его практически полностью перенесли за пределы монастыря и расположили в нескольких древних особняках, прямо в центре города. Исключение составила экспозиция «Ризница». В музее можно познакомиться с уникальным собранием русского искусства 14-19-го веков: шитье, иконопись, ювелирное искусство, роспись и резьба (по дереву, камню и кости) и многое другое.
  2. Музей игрушки. Был основан в 1918 году коллекционером, художником и музейным деятелем Н. Д. Бартрамом. В музее можно познакомиться с одним из наиболее крупных собраний игрушек во всей Российской Федерации. Здесь представлено более 30 тысяч экспонатов со всего мира, которые разделены на коллекции, в зависимости от места своего происхождения.
  3. Музей богородской игрушки. В 27 километрах от Сергиевого Посада (бывший Загорск), находится село Богородское, которое издавна славится своими изделиями из дерева, и в особенности игрушками. В 1960 году здесь открыли фабрику, продукция которой продается в окрестностях Лавры и за пределами города. Любой желающий может попасть на небольшое предприятие в рамках экскурсии. Экскурсии устраивают по будним дням, по предварительной записи.

Как доехать

Добраться до Загорска можно тремя способами:

  1. На поезде. Электрички Москва - Сергиев Посад ходят довольно часто. Они отправляются с Ярославского вокзала столицы. Часть из них останавливается в Загорске, а часть идет дальше, поэтому необходимо следить за остановками, чтобы не проехать нужную. Дорога на электричке из Москвы в Сергиев Посад занимает примерно полтора часа. На экспрессе можно доехать за час, но он стоит немного дороже. Тем, кто добирается из Ярославля, нужно пересесть на необходимую линию в Александровке. ЖД вокзал Сергиева Посада находится всего в километре от Лавры.
  2. На автобусе. Доехать в Загорск из Москвы можно на автобусе №388, который идет от станции метро "ВДНХ". Здесь же водители легковых автомобилей набирают попутчиков. Автовокзал Сергиевого Посада находится возле ЖД вокзала.
  3. На автомобиле. На машине добираться до Сергиевого Посада наиболее комфортно. Для этого нужно проехать порядка 70 км от столицы по Ярославскому шоссе. Дорога до Загорска пребывает в неплохом состоянии, поэтому при отсутствии пробок ее можно проехать довольно быстро. Тем, кто не знает, где находится Загорск, переживать не стоит, так как на пути к городу установлено большое количество знаков.

ЗАГОРСК (до 1930 - Сергиев), город в Моск. обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 70 км к С.-В. от Москвы. 94 тыс. жит. (1971; 45 тыс. в 1939). Историческим ядром была Троице-Сергиева лавра (ныне в лавре историко-художеств. музей-заповедник). С 14 в. вокруг неё возникли сёла и слободы, в к-рых благодаря наплыву богомольцев получили развитие торговля и кустарные нар. промыслы, гл. обр. художеств. резьба по дереву (см. Богородская резьба) и изготовление деревянных игрушек. В 1782 из трёх ближних слобод под общим назв. Кукуев-ских сложился Сергиевский посад, к-рый с 1792 начал застраиваться по регулярному плану зданиями в стиле классицизма. В 1919 Сергиевский посад был преобразован в город Сергиев (утверждён городом в 1925); в 1930 переименован в память революционера В. М. Загорского.

В 3.- з-ды: электромеханич., лакокрасочный, оптико-механич., стройматериалов и др. Трикотажная и мебельная ф-ки. Зоотехнич. техникум, кинотехникум, художеств.- пром. уч-ще по производству игрушки. Н.-и. ин-т игрушки и Музей игрушки. В сов. время в 3. создан новый обществ.-адм. центр. Памятник В. И. Ленину (бронза, 1925, скульптор С. Д. Меркуров, арх. Д. П. Осипов). В 3. находится Моск. духовная академия и семинария.

Лит.: Балдин В. И., Загорск, М., 1958; его же, Загорский историко-художественный музей-заповедник, М., 1968.

Сергиевский Посад - Загорск - Сергиев Посад

Сергиев Посад в течение 60 лет носил другое название — с 1930 года по 1991 годы город назывался Загорском, в память о погибшем секретаре Московского комитета партии В.М.Загорском. До революции город назывался Сергиевским Посадом, а с 1917 до 1930 - Сергиев.

Город в народе называют «игрушечной столицей России» — в Сергиевом Посаде находится единственный в России институт игрушки, где разрабатывают новые виды кукол, солдатиков, мячиков и прочих детских радостей. Кроме того, здесь есть музей игрушки, завод по производству игрушек и фабрика художественной резьбы.

Кроме того, Сергиев Посад славится своими художниками и мастерами по дереву.

Сергиев Посад с незапамятных времён был известен не только благодаря игрушкам — здесь, вблизи лавры, пекли одни из самых вкусных блинов во всей округе. На большом блинном дворе, где располагалось около десятка разных блинных, пекли всевозможные лепешки с самыми разнообразными начинками.

Городские легенды


Существует несколько легенд, связанных с появлением в Сергиевом Посаде игрушечного промысла. По одной из них, первым стал резать игрушки из дерева сам Сергий Радонежский, основатель лавры — он вырезал поделки и дарил их крестьянским детям. Другая легенда гласит, что первым сделал игрушку из липового дерева некий глухонемой по прозвищу Татыга — он продал свою безделицу купцу, торговавшему лаптями, рукавицами и прочими хозяйственными вещами, а тот с выгодой для себя перепродал игрушку. Купец смекнул, что дело может быть прибыльным и заказал Татыге еще игрушек. Так и зародился игрушечный промысел.

В 1380 году войско Дмитрия Донского получило благословение на Куликовскую битву в Троице-Сергиевой лавре. Вместе с воинами отправились на сражение и местные монахи — Пересвет и Осляб. Начало битвы стало легендарным: богатырь Пересвет сошёлся в поединке с монгольским силачом Челубеем, и после первого же столкновения оба воина погибли.

По еще одной легенде, где-то в глубоких подземных ходах под Троице-Сергиевой Лаврой свою библиотеку спрятал царь Иоанн Грозный. Историки не опровергают этой версии, а предания дейсвительно говорят о широкой сети подземных ходов под монастырем.

История


Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Начав свое существование в 40-х годах XIV века в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, став в 1782 году по Указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политическй жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Сергия Радонежского помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, навсегда вошедших в историю Руси. Стены лавры помнят царя Ивана Грозного и Василия Темного. Лавра стала неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции, защитив Москву. А в селе Деулино, близ нынешнего Сергиева Посада, был заключен известный мир. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых и укрыли от бунта стрельцов юного Петра.


В. П. Верещагин, Осада Троице-Сергиевой лавры.

Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем (1862-1870) очень скоро поставило город в число крупнейших городов Московской губернии. В 1919 году город получил название Сергиев, став центром одноименного уезда.

С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М.Загорского, и вернул себе совсем недавно историческое название.

Сегодня Сергиев Посад - один из крупнейших культурных центров.

Многочисленные гости города посещают Троице-Сергиеву лавру, архитектурный ансамбль которой в 1993 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; Государственный историко-художественный музей заповедник, коллекциия которого насчитывает более 120 тыс. произведений древнерусского, народного и современного декоративно-прикладного искусства; Художественно-педагогический музей игрушки.

В 1969 году город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав Золотого кольца.

Благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них - члены Союза художников России.

Широко известны изделия народных промыслов, развившихся на территории Сергиево-Посадского района: богородская и сергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиево-посадская матрешка. Старейшее художественно-промышленное училище Богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.

Здесь проводятся десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, праздников народного творчества. Главный праздник - день города ежегодно отмечается в день Святой Троицы. В 2014 году весь Сергиево-Посадский район готовится торжественно встретить 700-летие прп. Сергия Радонежского.

Знаменитости города

Живописец-авангардист Аристарх Лентулов.

Художник Михаил Нестеров, кисти которого принадлежит знаменитая картина «Видение отроку Варфоломею».

Писатель-прозаик Михаил Пришвин (повести «Этажи леса», «Кладовая солнца», «Лесной хозяин»).

Философ, писатель, публицист XX века Василий Розанов.

Знаменитая актриса театра и кино Алла Тарасова.

График и художник-оформитель Владимир Фаворский.

Учёный, религиозный философ Павел Флоренский.

Один из интереснейших пунктов «Золотого коль­ца» - Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один де­сяток книг, не одна сотня статей.

Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

Попробуем установить «цепочку» изменений, кото­рые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно - ис­торично. Географические названия -это тот пласт лек­сики языка, в котором особенно отчетливо прослежива­ется связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творче­ства. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык - составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.

Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».

Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться - по цен­тральному храму - Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждал­ся ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Ра­донежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.

Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил по­ставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетель­ствует и сам микротопоним - название урочища; по­том у него было намерение поставить монастырь побли­зости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти по­пытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолк­нулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», дру­гими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность - холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высо­ком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка - …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка рус­ское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было пе­ренесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)

Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347-1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолго­вечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь - во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря на­чался в 1422 г., когда произошла канонизация его ос­нователя Сергия Радонежского. Торжественно был за­ложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его сте­пы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черно­му. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили тра­пезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмит­риев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)

В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систе­му оборонительных сооружений, форпостов вокруг Мо­сквы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина- 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вы­зовут названия некоторых башен монастыря. Если под­ходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен - уг­ловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пят­ницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая баш­ня - Утичья (или Уточья). Первоначально она. назы­валась Жйтничьей башней (поскольку находилась на­против Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название - Утичья. Со­хранилось предание о том, что молодой царь Петр стре­лял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется,

что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря - Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь - в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присво­ено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значе­ний-«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно выс­шей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,

Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремес­лами и торговлей (в основе этого ойконима лежит лич­ное имя человека). В начале XV в. к востоку от мона­стыря выросла Служичья слобода, населенная «троиц­кими слугами» - доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монасты­ря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерыв­но один за другим, большой город… несколько монасты­рей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).

В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и сло­боды были объявлены городом, который получил назва­ние Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в сло­бодах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троиц­кой Сергиевской лавры лежащих непахотным жите­лям, производящим торговлю и ремесла, позволить за­писаться по их желанию в купечество и мещанство, уч­реди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно оп­ределяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг ко­торой значительная площадь освобождалась от застрой­ки. Сохранялись пять больших прудов: Белый - около Утичьей башни, Конюшенный - у северной стены монастыря, Пятницкий - близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский - к югу от монастыря.

Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.-уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название - Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский - это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.

Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск - пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суф­фикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь состав­ным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словооб­разующий суффикс. Известно, что еще в IX-XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь - «лесная ча­ща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, на­пример Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложив­шейся топонимизации суффикса -ск.