Черкесы. Традиции. Традиции Адыгов Культура и религия








Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.



Черкесы
- народ в Российской Федерации,
проживающий в Карачаево-Черкесии, а также в
Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее,
Кабардино-Балкарии и других регионах.
Численность составляет около 73,2 тыс.

Одежда

Традиционный мужской
костюм -черкеска
однобортный кафтан с
открытой грудью, длиной
чуть ниже колен, с
широкими рукавами.
Молодые мужчины в
возрасте воина носили
черкески с короткими
рукавами - что бы не
стесняли движений в
бою.

Черкеска строго различалась у мужчин по
сословной принадлежности цветом:
белого цвета у князей;
красного у дворян;
серый, коричневый и чёрный у крестьян;
(синий, зелёный и другие цвета как правило
не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску но
был с закрытой грудью и стоячим воротником,
узкими рукавами, длина его была чуть выше
колена, шился как правило из светлого и
более тонкого материала, часто бешмет был
стеганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны
с широким шагом к низу сужались.
Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или
бурого цвета, высота варьировалась.

Башлык
шили из тонкого домашнего сукна или
покупного материала, украшался басонными
изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета
но бытовали и тёмных оттенков.

Бурка - длинный, войлочный плащ, черного,
редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка
его использовалась как кресало для высечения
огня.

Обувь - чувяки шились из сафьяна красного цвета,
как правило бытовали у высшего сословия,
крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из
войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна,
украшенные галунами с подвязками под коленом с
серебряными пряжками.

Обязательными предметами мужского костюма были
кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато
украшались серебром, как правило, черненым - что
бы не демаскировать владельца, как и рукоять
шашки, но ножны шашки украшались галуном и
вышивкой золотом (этой работой занимались
молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые
имеют полный комплект национального костюма и
появляются в нём по праздникам.

Женская
одежда была весьма разнообразна и
богата украшена. Как и мужская одежда она
различалась в сословных вариациях. В костюм
женщины входило платье, кафтан, рубаха,
штаны, многообразие головных уборов и обуви.

Язык

Черкесы
КЧР говорят на кабардиночеркесском языке абхазо-адыгской семьи
языков.

Пища

В
летнее время года в пищу употребляются
в основном молочные продукты и овощные
блюда, зимой и весной преобладают
мучные и мясные блюда. Наиболее
популярен слоёный хлеб из пресного
теста, который употребляют с калмыцким
чаем (зелёным с солью и сливками).
Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко
употребляются кукурузная мука и крупа.

Национальное блюдо

блюдо, либжа- курица
или индюшка с соусом, заправленным
толчёным чесноком и красным перцем.
Национальное

Мясо
водоплавающих птиц употребляют
только жареным. Баранину и говядину
подают к столу варёными, обычно с
приправой из кислого молока с толчёным
чесноком и солью (бжыныху шыпс).

После варёного мяса обязательно подают
бульон, после жареного - кислое молоко. Из
просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и
по большим праздникам готовят бэхъсымэ
(национальный слабоалкогольный напиток).

праздникам делают халву (из
поджаренной пшённой или пшеничной
муки в сиропе), пекут пирожки и пироги).
По

Основные занятия

отгонное
скотоводство (овцы, козы,
лошади, крупный рогатый скот);
садоводство;
виноградарство;
особое место занимало разведение
лошадей.

Черкесы
были объединены в независимые
сельские общины, имевшие органы
самоуправления. Их члены были связаны
круговой порукой, пользовались общими
земельными и пастбищными угодьями, правом
голоса на народных собраниях.

Сохранялись патрилинейные родственные группы
(члены которых иногда образовывали особые
кварталы в селениях), обычаи кровной мести,
гостеприимство, куначество. Брак был строго
экзогамным. Брачные запреты распространялись на
всех родственников по обеим линиям, на потомков
людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали
левират и сорорат, аталычество. Браки заключались
через уплату калыма.

Жилище

имело плетёные стены на столбовом каркасе,
обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу
из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол.
Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в
семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к
другу, двери каждой комнаты выходили во двор.

Кунацкой
служила одна из комнат или отдельная
постройка. У стены между дверью и окном
устраивали открытый очаг с плетёным дымарём,
внутри которого устанавливали перекладину для
подвешивания котла. Хозяйственные постройки
также делались из плетня, часто имели круглую
или овальную форму. Современные черкесы
возводят квадратные многокомнатные дома.

Культура и религия

В
древней культуре адыгов (черкесов)
центральное место занимает моральноэтический и философский кодекс «Адыгэ
Хабзэ», сформировавшийся под
воздействием древней религиозной системы
черкесов и доведенный до совершенства
многовековой историей народа.В фольклоре
центральное место занимает нартский эпос,
положительные герои которого служат
образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито
искусство сказителей и исполнителей
песен. Распространены песни-плачи,
трудовые и шуточные песни. Традиционные
музыкальные инструменты - скрипка,
свирель, трещотка, различные бубны, на
которых играли руками и палочками. В конце
XVIII века получила распространение
гармоника.

Черкесы в ссср

В 1921 на Северном Кавказе
образована Горская
Автономная Советская
Социалистическая
Республика в составе РСФСР.
В январе 1922 образована
Карачаево-Черкесская
автономная область в
составе РСФСР. 26 апреля
1926 Карачаево-Черкесская
АО поделена на
Карачаевскую АО и
Черкесский национальный
округ.

Cлайд 1

Cлайд 2

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание - адыгэ) - народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Cлайд 3

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи). Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Cлайд 4

Адыгский язык (адыгэбзэ) - язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского. Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Cлайд 5

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство. С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%) - переселилась в равнинные районы.

Cлайд 6

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года. 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Cлайд 7

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Cлайд 8

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.
Семейная традиция.

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Рождение ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

Первые шаги.

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Первый зуб выпал.

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

Свадебная традиция.

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Совершенно не принято, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.Как ни странно, на свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на «свадебным скрыванием». В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница. Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.


Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских


История 27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.Черкесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АОЧеркесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АО 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея


Религия Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.


Культура Культура Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.


Традиции Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.


Традиционная одежда Традиционная одежда Традиционная одежда Одежда обще северо кавказского типа, у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин – шаровары, ниж. рубаха,У женщин – шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.


Животноводство "Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы."Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы. Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой". Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой".


А. де ля Мотрэ, французский путешественник " Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна "." Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна ".