Снаряжение для переправы через реку. Навесная переправа. Примеры компенсирующих петель

Здравствуйте!

А кто какие приемы использует для натяжения и фиксации навесной переправы?

Например, натягиваете ли вы две веревки отдельно? Или же сразу натягиваете полиспастом двойную веревку?

Какие узлы используете для схвата веревки? В цикле статей Ф. Фарберова по спасательным работам, используется узел "автоблок" для самостраховки, а пробовал ли кто-то использовать его для фиксации веревки, при натяжении навесной?

Вот еще какой момент: когда веревка уже натянута, ее, как я видел, закрепляют карабинной удавкой на исходном берегу. Процесс этот выглядил так: "на глаз" на основной веревке вяжется восьмерка и вщелкивается карабин, затем, часть команды еще сильнее натягивает полиспаст, а отдельный человек, обнеся веревку вокруг дерева, пытается вщелкнуть карабин. Подозреваю -- это не очень безопасно. Возможно кто-то использует другие способы?

Хотелось бы чтоб это было более безопасно. В интернете какой-то обновленной информации по навесной переправе найти не удалось, даже в вопросах безопасности.

Спасибо!



Не знаю, в какую сторону гуглить, поэтому опишу, как это выглядит.
Тянется полиспастом сдвоенная веревка. После того, как стянули, одна ветка заводится вокруг опры (ну или в карабин пропускается, от этапа зависит), на обоих веревках вяжутся восьмерки и сощелкиваются внатяг карабином. Ну и две ветки еще одним карабином сощелкиваются, если это дерево. Такой вариант проходит, если натянули хорошо и переправа не сильно длинная.
Что есть дотяг. Это когда две ветки переправы не сощелкиваются втупую, а на них собирается отдельный полиспаст и тоже стягивается. Позволяет натянуть оставшиеся после основного полиспаста концы. Потом это все дело штыкуется вокруг чего нибудь. Актуально если у нас толстое дерево или плохо стянули основной полиспаст.
Да, еще почитайте правила соревнований. Я, к сожалению, не знаю российских, такой метод может быть запрещен.

На время всех этих манипуляций основной полиспаст лучше куда-то завести и закрепить, чтоб не мешал. На рисунке он отсутствует.

Основной источник опасности - точка закрепления полиспаста. Соответственно не ставьте туда плохие прусы, пропиленные карабины, незамуфтованные карабины, жумары, тиблоки и прочие травмирующие веревку зажимы. Ну и при натяге уводите людей за дерево, чтоб если что-то порвется, оно прилетело в дерево, а не в человека.

Еще пару способов в копилочку.

Схема, именуемая у нас "пионеркой". Почему так - понятия не имею, это до меня придумали. Применяется для натяжки одинарной веревки в тех случаях, когда сдвоенная не нужна. То есть на расстояние около 20 метров. Использовать есть смысл только при креплении переправы за дерево, чуть дальше будет ясно почему.
После того, как первый человек переправился и занес конец веревки, на исходном берегу собирается следующая схема. На переправную веревку стременем или полусхватом за широкую сторону привязывается карабин (дальше будем его называть стопорным). Имеет смысл взять самый большой из имеющихся в наличии. Далее находится второй карабин, на этот раз самый маленький, и вешается скользящим на переправную веревку ближе к воде, чем стопорный. Сама веревка заводится за дерево и продевается в скользящий карабин. В итоге получаем полиспаст 3:1. Далее идет натяжка. После того, как полиспаст стянули, есть два варианта закрепления. Если у нас хорошее гладкое дерево, на котором нет сучков, то веревка заводится за дерево и там крепится штыками. Если же дерево плохое, то крепить штыками нужно сразу за поворотным карабином.
Стопорный карабин должен быть большой, а поворотный маленький для того, чтобы при натяжке поворотный не перескочил через стопорный.
В чем фишка схемы - эту конструкцию можно сдернуть с целевого берега. Сдерг цепляется в скользящий карабин и после развязывания узлов на целевом берегу конструкция утаскивается туда же.

Второй вариант у нас именуется "дыбилкой". Почему так - оно не сдергивается. :(
По сути это упрощенный вариант "пионерки". Все точно так же, только нет скользящего карабина и натяжка производится через стопорный. Сдернуть такое нельзя, только развязать.

При прохождении навесной переправы необходимо выполнять определенный порядок (последовательность) крепления спортсмена к веревкам и схода с них.

В начале спортсмен, используя страховочный ус с карабином на конце, пристегивается к страховочной веревке (становится на страховку). Далее к блокировке страховочной системы в районе груди к нему через карабин крепится веревка сопровождения. Затем, спортсмен пристегивается к транспортной веревке карабином, расположенным в районе беседки (условной точки его центра тяжести). Допускается пристегивание к транспортной веревке двумя карабинами (при использовании двух карабинов, в начале пристегивается грудной карабин, а затем беседочный), а также использование блоков и тележек, проверенных и разрешенных к использованию технической комиссией соревнований.

Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на участнике, удерживающем ее в руках и стоящем на самостраховке на берегу. Для сопровождения можно сделать «челнок». Для этого используют две веревки, которые присоединяют к спортсмену или одну длинную веревку, середина которой крепится к спортсмену, а концы находятся на противоположных берегах.

При переправе на транспортной веревке может находиться не более одного человека.

В случае, если по условиям соревнований организуемая переправа является наклонной (угол более 20 градусов), то должны соблюдаться следующие правила:

а) сопровождающая веревка должна выдаваться участником в рукавицах через карабин (опорную точку) на “верхнем” берегу, в том числе и для последнего участника;

б) спортсмены передвигаются по навесной переправе ногами вперед в сторону «нижнего» берега;

в) необходимо наличие самостраховки у сопровождающего, в том числе и в безопасной зоне.

При неудовлетворительном состоянии переправы, сильном провисании транспортной веревки, ослаблении креплений на опорах и в связи с этим опасном погружении участника в воду, задевании за грунт, выступающие предметы, старший судья этапа обязан остановить работу команды и потребовать вернуть участника на исходный берег. В данном случае работа может быть продолжена только после дополнительного натяжения переправы.

По очереди участники команды переправляются на противоположную сторону. Последний участник перед началом переправы пристегивает к карабинам карабинных узлов транспортной и страховочной веревок, расположенных на опоре, вспомогательные веревки. Концы веревок он крепит к себе. Это необходимо в дальнейшем для снятия транспортной и страховочной веревок «продергиванием». После переправы последнего участника на целевом берегу развязываются узлы крепления транспортной и страховочной веревок. Затем, взявшись за концы вспомогательных веревок, команда вытягивает («продергивает») их, а с ними транспортную веревку и страховочную веревку. При «продергивании» веревок необходимо следить, чтобы они не запутались и не зацепились за деревья, камни и другие предметы.

НАВЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА

(материалы в помощь слушателям)
Москва — 1989

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П — Ш категорий сложности.
Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

    основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

    основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

    основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

    не менее восьми карабинов;

    блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;

    две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);

    каска, спасжилет;

    спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.
    Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой.
    Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

    наименьшая ширина реки;

    надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

    небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

    достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

    возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА

Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.
При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

  • личная страховочная система;

    спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.
Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.
Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.

Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел «восьмерка». Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки.
Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа «праща» (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу.
Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: «удавка», «простой штык» со «шлагом», «рыбацкий штык». При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется «простой штык» (рис. 6).

При вязке узлов типа «штык» необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел «булинь», предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла «удавка»:

    применяется только для вязки вокруг дерева;

    диаметр дерева но менее 20 см;

    количество перехлестов не менее трех;

    все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.
Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом «карабинная удавка» вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.
Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь. Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Такие опоры устанавливались в свое время на всесоюзных семинарах пешеходного туризма для переправы через р.Китой. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный «восьмеркой» с клиновидной деревянной закладкой.
Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю — один.
Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.

Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.
Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

НАВЕДЕНИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.
При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.
После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел «восьмерка» с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.
Вместо «восьмерки» можно использовать узел «карабинный полубулинь» (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.
Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабин е грузовой веревки узлом «восьмерка».
Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.
При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКОВ И РЮКЗАКОВ

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел «проводник», петля которого вставляется в этот карабин. Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой’ веревке к противоположному берегу (рис. 9).

Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах.
Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.
Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.
Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки. Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.
Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега.
При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество. Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег. Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.
В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

СНЯТИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.
После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.
Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.
Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

ПОЛИСПАСТЫ.

Нередко при действиях в горах возникает необходимость совершить перемещение тяжёлых предметов, например, в ходе эвакуации пострадавшего. При перемещении объекта для преодоления силы сопротивления движению необходимо приложить определённое тяговое усилие. Оно создаётся мускульной энергией людей или животных, а при недостаточной её величине – путём преобразования этой энергии с помощью полиспастов.

Полиспаст – (от греческого polyspastos – натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе (степень увеличения прикладываемого тягового усилия в полиспасте называется передаточным числом или кратностью полиспаста I). Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы (то есть, скорость перемещения конца троса, к которому приложено тяговое усилие, в I раз больше скорости передвижения вытаскиваемого объекта, а путь, пройденный вытаскиваемым объектом, будет в I раз меньше пути, пройденного тяговым концом троса).

Простой полиспаст: 1 – крюк (выступ, дерево), за который крепится вся система, 2 – несущий карабин, 3 – карабины полиспаста, 4 – тянущий схватывающий узел, 5 – фиксирующий схватывающий узел, 6 – направление натяжения полиспаста.

Использование полиспастов целесообразно в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств меньше усилия, потребного для вытаскивания объекта. В горной подготовке полиспасты используются также в ходе наведения переправ для натягивания транспортной верёвки. Полиспасты собирают из карабинов, блок-роликов и верёвки. Для закрепления одного из концов верёвки в полиспастах используются анкеры (нем. Anker – якорь).

Блоки применяются для увеличения и изменения направле­ния действия тягового усилия. Они бывают одно- и двухроликовые. Коэффициент полезного действия (КПД) однороликового блока на подшипнике скольжения равен 0,96, а на подшипнике качения – 0,98. Коэффициент полезного дейст­вия простого полиспаста можно принимать равным произведе­нию КПД всех блоков, входящих в систему, а сложного поли­спаста – произведению КПД простых полиспастов, из которых он состоит.

Для соединения подвижных блоков в системе полиспастов с объектом и для крепления неподвижных блоков к анкерам применяются карабины и петли, изготовленные из отрезков основной или вспомогательной верёвки. При этом верёвка, в зависимости от возможной нагрузки, используется в одно или несколько сложений.

В качестве анкеров используются местные предметы (деревья, скальные выступы, пни, тяжёлые валуны), искусственные сооружения (здания, транспортные средства), а также закреплённые скальные крючья.

При больших нагрузках и недостаточной надёжности анкера закрепление тросов должно производиться как можно бли­же к его основанию. В некоторых случаях для усиления дерева-анкера могут уста­навливаться раскосы.

Устройство раскоса при использовании дерева в качестве анкера.

В случае отсутствия подходящих местных предметов из под­ручных материалов могут быть сооружены следующие анкер­ные устройства:

  • анкер-треугольник (состоит из трёх брё­вен, связываемых верёвкой и укладываемых вершиной к вытаскиваемому объекту в траншеи, прорытые в верхнем слое грунта.При необходимости можно пригрузить его наложенными сверху камнями.)

Анкер-треугольник.

  • горизонтальный анкер (представляет собой бревно, укладываемое в ров, который имеет односторонний скос для удержания бревна при вытаскивании объекта. В средней части рва перпендикулярно бревну имеется наклонная траншея для вывода троса, закреплённого на бревне. Сооружается на твёрдых грунтах.)

Горизонтальный анкер.

  • вертикальный анкер (сооружается на твёр­дых и мягких грунтах. Анкерное бревно устанавливается в анкерный колодец под углом 15-20° против направления тягового усилия. Глубина закапывания анкерного бревна в грунт зависит от условий местности и ожидаемого тягового усилия. В верхней и нижней частях под анкерное бревно подкладывают опорные доски (отрезки бревна, толстые ветви). После установки анкерного и опорных брёвен анкерный ко­лодец, по возможности, засыпается землёй и тщательно утрамбовывает­ся.

Вертикальный анкер.

При использовании нескольких анкеров должно обеспечиваться их равномерное нагружение при ра­боте полиспаста. В большинстве случаев этого можно добиться использованием компенсирующих петель.

Примеры компенсирующих петель.

По устройству полиспасты делятся на простые и сложные. В простом полиспасте все блоки огибаются одним тросом. В сложном полиспасте несколько простых полиспастов соединены между собой. Схема полиспаста выбирается исходя из возможной величины сил сопротивления перемещению объ­екта и тяго­вых возможностей средств эвакуации.

Вариант устройства простого полиспаста для подъёма пострадавшего и сопровождающего: 1 – анкер (сблокированные петли основной верёвки или 5-6 прядей репшнура, закреплённого на крючьях, выступах, деревьях), 2 – карабины, 3 – основная верёвка, 4 – направление вытягивания, 5 — направление верёвки к пострадавшему и сопровождающему (грузу),6 – схватывающие узлы.

При устройстве полиспастов используется статическая верёвка. Конец троса полиспаста, который крепится к вытаскиваемому объекту, к подвижному блоку или к точке опоры на местности, называется анкерным. Конец троса, соединяемый с тяговым средством, называется ходовым. Часть троса полиспаста, протянутая от одного блока к дру­гому, от блока к точке крепления анкерного конца или же от блока к источнику тягового усилия, называется ветвью полиспаста.

Тяговое усилие к объекту должно прикладываться, как пра­вило, симметрично, а при большой его величине – рассредото­чено.

Полиспасты необходимо монтировать так, чтобы трос при переходе с одного ролика на другой не менял направление из­гиба, в противном случае значительно уменьшается срок служ­бы троса и КПД полиспаста.

Для получения большего передаточного числа полиспаст луч­ше монтировать так, чтобы конец тягового троса сбегал с по­движного блока. Для этого, если число роликов блоков чётное, анкерный конец троса следует крепить к подвижному блоку, если нечётное - к неподвижному блоку (у анкерного устрой­ства).

Примеры простых (слева) и сложных (справа) полиспастов.

При использовании полиспастов немаловажным является следующий момент. В результате взаимодействия объекта (прежде всего его выступающих частей) с окружающей средой (грунтом, деревьями, кустами, скалами) возникает сопротивление перемещению. Следовательно, ещё до начала подъёма (эвакуации) необходимо предусмотреть, какие элементы объекта или местных предметов могут зацепиться друг за друга и устранить их, например, срезать (вырвать) кусты, положить на перегибы скал протекторы или блоки, уменьшающие трение.

Это наиболее технически сложный и специфический для пешеходных соревнований этап. Основной его элемент - быстрое и надежное натяжение веревки с учетом возможности снятия ее с другого берега. Оборудование этапа для соревнований и тренировки с соблюдением правил техники безопасности описано в главе "Дистанции и этапы соревнований". Как правило, движение по веревке осваивается командой достаточно быстро и хорошо. Ниже приведены технические приемы натяжения и крепления веревки. Абсолютное большинство команд для крепления веревки после натяжения использует простейшее и надежное простегивание карабина (закрепленного на основной веревке, обернутой вокруг дерева, столба или другой опоры) в эту же веревку, являющуюся рабочей веревкой навесной переправы.

Другой способ крепления веревки - с помощью глухого карабина, делая удавку с тремя шлагами и контрольным узлом, - предложен на IV Всесоюзном слете ленинградскими туристами. Существует три способа натяжения переправы: с одним блоком (рис. 12, а), с двумя блоками (рис. 12, б и в), с заранее подготовленным полиспастом (рис. 12, г). Варианты отличаются один от другого величиной усилия, необходимого для натяжения, и выбор их зависит от условий проведения соревнований. Так, если в натяжении веревки вынуждена принимать участие вся команда, длина переправы невелика (до 30 м) и имеется ровная площадка для работы, следует выбрать вариант с одним блоком. Если же из тактических соображении переправу должны натягивать всего 2 человека или переправа очень большой длины, то нужно использовать заранее подготовленный полиспаст. Желательно, чтобы схватывающий узел на рабочей веревке располагался на расстоянии, позволяющем произвести натяжение за один прием, без его передвижки. Это расстояние определяется экспериментально для используемых веревок, и, конечно, в зависимости от длины переправы. Для первоначальной прикидки его можно принять равным 1,5-3 м. Во всех вариантах натягивание производится специальной (дополнительно) веревкой, что позволяет ускорить закрепление рабочей веревки после натяжения, так как закрепляемая часть ее свободна.

Рис. 12. Натяжение веревки навесной переправы: а - одним блоком: I этап - натяжение; II этап - закрепление; III этап - снятие; б-в - двумя блоками; г - полиспастом; 1 - веревка навесной переправы; 2 - веревка натяжения; 3 - схватывающий узел; 4 - веревка для снятия переправы; 5 - карабин; 6 - блок; 7 - полиспаст

Существуют и другие способы натяжения, от самого простого, выполняемого под команды "Эй, ухнем!" и "Заводи вокруг!", до выполнявшегося в упомянутой выше ленинградской команде одним человеком и носящего название "дерево - нога". Переправившийся на другой берег Участник, захватив веревку, упирается согнутой ногой в дерево, затем, распрямляя ногу и откидывая тело, натягивает веревку и на другой ноге прыгает вокруг дерева, огибая его веревкой, а затем пристегивая карабин. Этот способ натяжения, весьма экономный по времени, требует, однако, специальных тренировок и может быть применен в ограниченных случаях - на небольших переправах, при значительном угле наклона и большом расстоянии от рабочей веревки до воды (или веревки, условно обозначающей поверхность воды).

Вообще, сила натяжения веревки должна быть оптимальной - слишком сильное натяжение требует дополнительного времени и может привести к обрыву веревки, а слабое вызовет множество штрафов да к тому же увеличит время переправы. Чувство необходимой силы натяжения появляется только с опытом, накопленным на большом количестве переправ.

Целесообразно как можно выше в пределах отведенной зоны крепить рабочую веревку, а если она слабо натянута, поддерживать ее плечом (руками) на одном или на двух берегах, чтобы исключить касание участником воды.

С другого берега рабочую веревку в большинстве случаев снимают транспортировочной, которую последний переправляющийся должен вщелкнуть в крепежный карабин на рабочей веревке. Подтягивая карабин, он как бы протягивает через него рабочую веревку. До начала натягивания карабина транспортировочной веревкой, естественно, надо снять крепление рабочей веревки на берегу, где теперь находится команда. Как правило, здесь применяется простейший узел или крепление, аналогичное креплению на исходном берегу, - защелкивание карабина на рабочей веревке, обернутой вокруг дерева, в ту же веревку навесной переправы. Поэтому для снятия карабина следует подтянуть веревку навесной переправы. Если натяжение переправы ослабло или команда не имеет права уходить дальше на дистанцию до снятия переправы, то, прикрепив к рабочей веревке навесной переправы дополнительную с помощью схватывающего узла, вся команда тянет за дополнительную веревку и снимает крепление. Возможно применение блочков или полиспастов для подтягивания рабочей веревки переправы, чтобы ослабить натяжение в месте крепления.

Необходимо обращать внимание на петлю самостраховки для крепления к судейской страховке - на соревнованиях эта петля в середине рабочей веревки, где максимален прогиб, часто начинает тормозить передвижение. Для обвязки обычно используют системы, приведенные в разделе "Снаряжение", однако можно ограничиться поясами Абалакова или грудной обвязкой и беседкой. Обязательное требование при этом - блокировка обвязки и беседки, ибо при неудачных действиях участника во время пристегивания (отстегивания) или движения он может зависнуть или вывалиться из одинарного, несблокированного крепления. Передвижение возможно на одном или двух карабинах, однако мы рекомендуем пользоваться двумя карабинами, закрепленными на системе: это повышает безопасность при движении. Карабины могут быть оборудованы специальными блоками с приспособлением, не позволяющим им соскакивать с веревки.

Переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево или толчком товарищей по команде. Существует способ ускорения переправы дельфинообразным движением ног, синхронизированным с движением рук. Этот способ напоминает движение человека, несущего ведра на коромысле: очередной шаг он делает в тот момент, когда вес ведер облегчается за счет упругого распрямления согнутого коромысла.

Заблаговременно следует продумать переправу груза: рюкзаки должны быть быстро скреплены и подвешены. Чаще всего суммарный вес рюкзаков не превышает 60 кг и они могут быть переправлены за два раза. Крепление их за кольца недостаточно надежно: при свободном креплении за лямки рюкзаки могут перевернуться и часть груза может выпасть. Целесообразно заранее прикрепить к верхней части лямок или местам их крепления специальные петли, веревки или стропы.

Во время переправы людей и груза нужно активно использовать транспортировочную вспомогательную веревку, которая может быть закольцована между берегами. Непрерывная работа ею значительно ускоряет переправу.

Условиями может быть оговорена обязательная самостраховка всех членов команды в рабочей зоне переправы. Это требование вызвано имитацией организации переправы на участке, где возможен срыв. Организация самостраховки описана выше, здесь же необходимо подчеркнуть, что только после пристегивания к судейской веревке может быть снята самостраховка и, наоборот, только после пристегивания к самостраховке может быть снята судейская страховка. Еще одно обязательное условие переправы - на рабочей веревке может находиться только один человек или груз. Таким образом, пока переправляющийся не отстегнул карабин от рабочей веревки, пристегиваться к ней, а тем более нагружать ее нельзя.

Несколько слов о тактике переправы. Дать исчерпывающие рекомендации по этому вопросу невозможно, ибо они зависят от параметров этапа, его расположения на дистанции и требований к прохождению, зафиксированных в Условиях. Определяет здесь наличие или отсутствие у лидеров возможности подготовить заранее переправу для команды. Если в Условиях не оговорено, что переправа служит пунктом сбора команды (т. е. нельзя начинать готовить переправу, пока не соберется вся команда), то два наиболее сильных участника, опередив команду, в состоянии подготовить навесную переправу.

В большинстве случаев первый и последний переправляющиеся участники должны быть наиболее подготовленными в команде. Груз желательно переправлять, когда у начала и конца переправы находится не менее двух человек. Взаимопомощь в период пристегивания и отстегивания обязательна: она экономит силы и время. Можно предусмотреть уход части команды до окончания переправы, если это возможно по Условиям, на обработку и прохождение следующего этапа. О поддержке (подъеме) участниками рабочей веревки написано выше.

В приложении 3 приведен пример заявки тактики.

Наиболее типичная ошибка - отсутствие (прекращение) страховки и самостраховки.

На тренировках необходимо сначала отрабатывать отдельные детали этапа при различных условиях прохождения. Например, натягивание веревки вначале нужно отрабатывать на ровной местности между двумя деревьями, постепенно усложняя и варьируя условия натяжения. Действия в рабочей зоне нужно довести до полного автоматизма, добиваясь ликвидации ошибок, особенно в страховке и самостраховке, ибо они мгновенно сводят на нет усилия команды. Затем следует отрабатывать детали этапа, фиксируя время их выполнения и введя предшествующую большую физическую нагрузку (преодоление препятствий, кросс и т. д.).

Техника Пешеходного туризма (ТПТ)

Необходимые узлы

Очень крепкий узел, никогда не развяжется сам, не нужны контрольные узлы. В полученную петлю защёлкивается карабин.

Узел, очень надёжный, не затягивается как петля. Используется для вытягивания людей, обвязывая вокруг груди. Сначала делается петля, в неё просовывают 2-ой конец, и затем петлю вытягивают вместе со вторым концом верёвки. Узел напоминает треугольник. Для закрепления вяжется контрольный узел.

Используется для страховки: кольцо обматывают вокруг верёвки 2 раза, в петлю защёлкивается карабин.

Навесная переправа

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

· не менее восьми карабинов;

· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

· наименьшая ширина реки;

· надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

· небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

· достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

· возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

Главное условие прохождения этапа: переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево. Наиболее типичная ошибка – отсутствие и прекращение страховки и самостраховки.

Скаутские патенты

Тренога 2 этажа

Умывальник

Стол

Кухня

Знаки на дороге

Следы животных

Испытания

"Три орлиных пера"

Проверить свою волю, выдержку, свой дух и тело.
Соблюдать:
-"обет одиночества" - провести сутки в лесу одному,
-"обет молчания" - сутки не разговаривать ни с кем,
-"обет голодания" - сутки не принимать приготовленной пищи, только на "подножном корме" - ягоды, травы, съедобные дикие плоды.
СРОК: не более 3 суток подряд в одном лагере /стоянке/.