Путешествия и всего по чуть-чуть. Териберка. Зимнее путешествие Дорога в териберку зимой

Завершением моего двухнедельного путешествия стала ночь на Баренцевом море, в небольшом рыбацком посёлке Териберка. (ударение на второй слог!). Почему ночь? Потому что автобус туда ходит вечером, а назад утром - но ведь здесь в это время не заходит Солнце. Почему именно Териберка? Потому что это единственное место на российском Баренцевом море, куда можно доехать общественным транспортом и без специального пропуска. Ещё без пропуска можно добраться на полуостров Рыбачий ближе к Печенге, но там нет транспорта. А несколько городов на побережье - все сплошь ЗАТО.

Мой рассказ о Териберке будет состоять из трёх частей. В первой - о дороге туда из Мурманска по настоящей безлесной тундре.

Расписание автобусов из Столица Заполярья в Териберку довольно мудрёное - ходят не более раза в день и не каждый день. К счастью, у Мурманского автовокзала есть официальный сайт, поэтому можно заранее спланировать, на одну или на две ночи туда ехать. Я решил - на одну. Териберский автобус - в общем-то, транспорт "для своих": все пассажиры и водитель как правило друг друга знают, и вечером едут домой.

Сначала дорога не впечатляет... ну, по крайней мере если вы не первый раз в Мурманской области. Обычные лапландские пейзажи с сопками, низкорослым лесом и бесчисленными озёрами, которые буквально развешаны по горам на разной высоте. В жаркий выходной день в этих озёрах купалась, наверное, половина населения Мурманска.

Через полчаса пути по правую руку хорошо виден город:

Это "тройка", или Североморск-3. А если кто не знает, Североморск - это ЗАТО, столица Северного флота. На въезде - КПП, обложенный мешками с песком, автоматчик. Документы при этом не проверяют, хотя, говорят, раньше в автобус садился пограничник и следил, чтобы не вышел кто попало. Автобус заезжает в центр посёлка, и здесь выходит 3/4 пассажиров:

Когда я спросил у попутчиков, что здесь, мне ответили - "база подводных лодок". Ага, в болоте, наверное... Как пишут в википедии, Североморск-3 - это военный аэродром. Большей части своих гарнизонов (в первую очередь ракетную часть) он лишился в 1993 году, но осталось, видимо, не так уж и мало.

За "тройкой" пейзаж постепенно меняется, горы делаются всё более лысыми, земля - всё более каменистой:

И где-то через час после Мурманска обнаруживаешь себя в голой тундре. Здесь деревья не сожжены промышленными выбросами, как на Печенге - здесь им просто не климат расти. Воздух девственно чист. Бескрайняя волнистая поверхность, покрытая мхами двух цветов - и тысячи и тысячи озёр, все на разных высотах.

В этой тундре - развилка, отмеченная крестом. Асфальтовая дорога уходит в посёлок Туманный:

А путь на Териберку выглядит так:

Автобус сбрасывает скорость до 20км/ч - позади 100 километров, впереди 40, но это ещё середина пути. И пока полюбуемся тундрой - я впервые вижу её не под снегом:

В жаркий день тундра живо напоминает степь, местами пейзаж почти оренбургский или казахстанский, и ягель как колючка. Если бы не деревянные снегозадержатели:

А заметает тут знатно - местами в середине июля попадаются пятна снега:

У крупных озёр снова появляются деревья - но ненадолго:

А териберчане, между тем, после "тройки" почувствовали себя свободнее, и в автобусе установилась какая-то совершенно особая атмосфера - казалось, что все эти люди едут домой с какого-то одного общего дела. Я разговорился с мужиком, ехавшим рядом - он из Владимира, в Териберку переселился пару лет назад, работает там на рыбзаводе. Для вас странно, как можно променять Среднюю полосу на Край Света? А для него не странно: северяне живут в любой точке если не мира, то России, но могут даже не знать о том, что они северяне... а потом вдруг случайно приезжают на Север и остаются там навсегда.

На другом сидении ехала интеллигентная немолодая женщина совершенно московского вида - я бы принял её за преподавательницу в престижном вузе или директоршу небольшой фирмы. С ней - парень лет 18, тоже совершенный москвич с длинным белым хаером. Она в Териберке жила ещё при Советах, работала в ПИНРО (Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии), заселяла камчатского краба в Баренцево море, а в голодные годы уехала на материк - теперь Териберка для нее что-то вроде дачи, куда она и ехала с сыном. Мне прямым текстом сказала, что я не москвич - говор у меня не московский.

На очередном перевале она просто попросила водителя притормозить на 5 минут, и мы с ее сыном вышли на пустынную дорогу заснять открывшийся вид. Ни один из пассажиров не выразил возмущения. Все свои, да ещё и едут домой, спешить некуда...

Чувство опасности пропало очень быстро. Я без малейших опасений дал мужику из Владимира своей плеер, фотографировал в оба окна и даже спереди... Вот это и называется "Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц, потому что не водится здесь воронья".

А местность становится всё более суровой и гористой:

Впереди возникает огромное озеро, тянущееся на десяток километров - я успеваю подумать, что это уже Териберская губа Баренцева моря:

Но это оказывается водохранилище - на реке Териберке действует каскад из трёх ГЭС:

Перепад высоты - метров 20-30:

Но как они работают - непонятно, рядом ни малейших признаков жилья. Иногда по дороге мимо пылили машины, но от поворота до самой Териберки я не увидел ни единого населённого пункта. Даже заброшенных домов по дороге попалось всего два:

Хотя какая-то жизнь здесь идёт - вот, например, метеостанция (?) на сопке:

Не покидает чувство приближения к Краю Земли:

Гладь реки Териберки - это ещё одно водохранилище, и ГЭС всего в 7 километрах от посёлка:

Последние километров 5 - фантастическое ущелье:

Над головой - отвесные скалы, похожие на обветренные лица:

Потом долина расширяется, по краям замечаешь пешеходов и велосипедистов:

И за поворотом дороги возникает сама Териберка:

Продолжение следует...

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.

В это путешествие я обязательно хотел доехать до поселка Териберка, который находится в 130 км от Мурманска. Это единственная дорога на Северный Ледовитый океан на территории России, куда можно добраться без всяких КПП на автомобиле либо общественном транспорте. Сначала эти фотографии делал чисто для себя, но в процессе поездки получил несколько вопросов от читателей о качестве покрытия и решил посвятить этой дороге отдельный пост. А оно того реально стоит, в общем, смотрите.

Дорога на Териберку тянется на восток от Мурманска мимо поворота в сторону Североморска - закрытого военного города, который является местом базирования Северного флота ВМФ, в том числе и атомных подводных лодок. 90 км идет асфальтовая дорога до следующей развилки на поселок Туманный.

Стоит сразу предупредить, что на всем протяжении пути от Мурманска до Териберки отсутствуют магазины и заправки, поэтому выезжая из города-героя, заправьте полный бак

Постепенно дорога начинает ухудшаться и местами проваливаться, а наша скорость передвижения снижаться. На некоторых местах наш Прадик подпрыгивал как на трамплине, боюсь представить, как тут можно подлететь на легковом автомобиле. На встречу постоянно проезжали военные Камазы, которые, по всей видимости, ехали с учений.

Постепенно пропали и кустарники, а нашим взорам открывались необъятные просторы каменистой тундры. В осенних красках это выглядит просто потрясающе!

Эта причудливые деревянные конструкции - снегозадержатели, которые устанавливались в местах, где чаще всего случались снежные заметы. На заднем фоне мачта ЛЭП конструкции, которую я увидел впервые. Места тут болотистые, поэтому их устанавливают на сваи и утягивают тросами.

За 42 километра до Териберки, асфальт заканчивается, и начинается зубодробительная гравийка. Грейдер даже за такое небольшое расстояние может вытрясти из вас душу. Средняя скорость даже на Прадике была около 30-40 км в час.

По краям дороги установлены светоотражающие пластиковые столбики, которые облегчают опознавание дороги ночью или зимой во время метели.

Грех не сфотографироваться команде с автомобилем на фоне такой природы и непривычных мест..

Воздух тут девственно чист, а бескрайняя волнистая поверхность покрытая мхами двух цветов и сотнями озёр, которые располагаются на разных высотах.

За каждым поворотом открывается вид лучше прежнего.

На одном из сопок сотни пирамидок из камней. Такое мы уже встречали около границы Полярного круга . Скорее всего, очередное место силы.

Не ремонтируемые уже много лет, снегозадержатели уже почти не помогают и зимой во время сильных снегопадов и ветров дорогу заносит, а Териберка становится отрезана от цивилизации. Пока дорогу снова не откопают, в поселок привозят еду на вертолетах.

Впереди появилось огромное озеро, тянущееся на десяток километров, по началу возникло ощущение, что это Териберкская губа Баренцева моря, но оказалось, что просто водохранилище. На реке Териберке действует каскад из трёх ГЭС, которые мы тоже проехали.

Последние 5 км дорога просто фантастическая и самая живописная. А вот еще пара холмов...

И курорты Баренцева моря ждут вас:)

В следующем посте покажу саму Териберку и подробно расскажу о ней.

Идея поснимать Териберку - поселок, где происходили съемки Левиафана, - обернулась целой эпопеей, в результате которой я 2 раза за неделю побывал в Мурманске и намотал больше 4 000 км на машине.

Сперва я отправился на Кольский полуостров на машине, второй раз - самолетом. Первая попытка окончилась неудачей - проехав 2000 километров, мы застряли в адских сугробах не доезжая 18 километров до Териберки и вынуждены были повернуть назад. Второй раз оказался более удачным и я все таки смог своими глазами увидеть этот поселок и понять правда ли он на столько ужасен, как пишут сейчас многие, или, в погоне за трендом, его показывают однобоко, оставляя за кадром все хорошее.

В этом посте я расскажу о том, как добраться до Териберки и что вы увидите по пути...

P.S. Все блеклые и некрасивые фотографии в начале поста сделаны на Димин Canon, а все красивые и яркие на мой Nikon.

Трасса Р-21 или федеральная автодорога "Кола" проходит от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск. В общем и целом дорогая неплохая.

Я ехал следующим образом:

От Москвы выехал в сторону Питера по Ленинградке и за Великим Новгородом, после Чудово, повернул на Кириши. Срезочкат эта, конечно, так себе - дорога узкая и петлявая, но экономит больше 100 километров, так что можно потерпеть.

Я туда заехал уже затемно, плюс шел густой снег крупными хлопьями. Дорога не освещена и ехать было нереально сложно затруднительно. Было ощущение, что я попал в фильм Звездные войны и включил гипердрайв в межгалактическом пространстве. Пришлось выключить дальний свет, так как его отражение от снежинок меня слепило, и ехать на ближнем и противотуманках. При этом машин там мало, а дорога быстро покрывалась снежным покрывалом. Скорость упала до 40км/ч, так как просто не было видно, где дорога.

Выскочил на Р-21 после Волхова в районе Старой Ладоги. Дорога стала прямее и оживленнее. По следам от впереди идущих машин стало видно, где моя полоса, а где встречная.

Изначальный план был доехать в первый день до Петрозаводска (900 км), а к вечеру второго дня добраться до Мурманска (еще 900 км). Однако, срезка и плохая погода так меня вымотали, что мы остановились на ночлег в городе со странным названием Лодейное Поле.

Следующим утром стартовали в сторону Петрозаводска. От Лодейного Поля до него идет нормальная и пустынная дорога. Первые километров 250 после Петрозаводска в сторону Мурманска трасса широкая, прямая и двухполосная. Ехать одно удовольствие. Позже она начинает петлять по холмам. Легковушки пропадают и попадаются в основном одни фуры.

Первый крупный город - Мончегорск, находится не доезжая где-то 100 км до Мурманска, так что перегон длинный и остановиться по пути особо негде - только на редких заправках.

От Мончегорска до Мурманска трасса опять становится двухполосной в каждую сторону и невероятно красивой (парочка фотографий с красотами под катом):

Чтобы попасть в Териберку, надо свернуть на восток километров за 10 до Мурманска, проехать 100 км в сторону Туманного, а потом свернуть на север. Вам останется 42 километра до Териберки, но, если вы решите ехать зимой, они будут самыми сложными на всем вашем маршруте. О нашей борьбе с непогодой на этом участке смотрите подробный рассказ с картинками под катом.

А вот обратно от Мончегорска до Москвы я добрался за 23 часа. 1800 километров за раз в один руль - это мой новый рекорд.

В предыдущий день умотались, безуспешно пробиваясь в Териберку и легли спать в 6 вечера. Проснулся без будильника в четыре утра и в половину пятого выехали, чтобы не толкаться с фурами на дороге.

Первоначальная задача была доехать до Петрозаводска, но мы там были уже в час дня. Не останавливаться же! Так что поехали дальше, до Лодейного Поля. Там были в 4 дня. Тоже рано для ночевки. Двинули на Новгород, куда доехали в 9 вечера.

И тут я подумал, что осталось всего 6 часов до Москвы по понятной Ленинградке, где я уже названия всех деревень наизусть знаю. И я поехал дальше. Хотелось сделать сюрприз для детей. Представляете, они утром просыпаются, а папа уже дома!

Оба дня пути в Мурманск был сильный снегопад. Дорогу не везде успевали расчистить:

3.

Половина дорожных знаков была залеплена снегом и оставалось только догадываться об их смысле и предназначении. Особенно это осложняло движение ночью, когда итак ничего не видно, что там впереди:

4.

Периодически возникали очаги дорожных работ. Самый крупный был километрах в семидесяти за Кемью. Там он растянулся на 20 километров и движение сильно замедлилось из-за "взорванного" тяжелыми грузовиками дорожного покрытия.

По дороге туда и обратно видели только одну аварию. На горке в Зеленоборском фура сошла в кювет, а две другие замерли на подъеме, перекрыв все движение по федеральной трассе. К счастью, их довольно быстро утащили наверх трактором:

6.

Лодейное Поле - небольшой городок на северо-востоке Ленобласти, на левом берегу реки Свирь. Лучшая гостиница - отель Петровский (около 2000 руб. за ночь с лица). Блок отеля граничит с цехом неустановленного производства и следственным отделом, расположенным на первом этаже здания. Впрочем, наличие таких "соседей" не помешало компании под окном моего номера пить полночи водку и орать на всю округу:

7.

Петрозаводск куда более продвинут нежели Лодейное поле, и, если вы соберетесь на авто в Мурманск из Москвы, постарайтесь спланировать свой маршрут так, чтобы заночевать в нем:

8.

9.

В Петрозаводске самый роскошный KFC в России. Из Дома Культуры его что-ли переделали?

10.

Центр города приятен и ухожен (снято на Canon):

11.

А на окраине все как обычно: деревянные двухэтажки, промышленные зоны, оптовые базы и частный сектор:

12.

13.

Рядом с Петрозаводском снегоуборочная машина чистила снег, забрасывая потоки снежной грязи в огороды вдоль дорог:

14.

Практически по границе Карелии и Мурманской области проходит полярный круг, о чем сообщает незаметная стела. Начиная с этого места (и далее на север) можно наблюдать полярный день или полярную ночь - не садящееся или не встающее солнце. У стелы ни парковки, ни дорожки к ней. Диме пришлось лезть через сугробы, чтобы сделать селфи со стелой:

15.

До Мурманска от Лодейного Поля за день не доехали. Опять весь день шел снег и ехали не быстро. Ездил я вместе с Димой Марковым, который не умеет рулить. Вообще, Дима, с точки зрения автомобильного путешествия, человек абсолютно бесполезный. Он молчун и всю дорогу либо спит, либо втыкает в телефон. Так что можно сказать, что я был все время в машине в одиночестве. В итоге, решили остановиться переночевать в Кировске (150 км до Мурманска). О нем я уже :

16.

В этом городе тоже снимали часть фильма Левиафан, так что утром мы покатались по городу, а потом поехали в Апатиты и Мончегорск:

17.

К слову говоря, вся дорога от Кировска до Мурманска - одна сплошная красота. Я даже сделаю отдельный пост с этой красотой, а пока пара снимков для затравки:

18.

19.

Ну и с погодой нам повезло. Представьте, что у вас режимный свет в течение пары часов:

20.

Летом дорога на Териберку от Мурманска сильно загружена грибниками. Говорят, даже машину невозможно припарковать вдоль обочины, а зимой тут никого. Машины проезжают раз в час:

21.

Первые 100 км дорога чистая, даже если есть ветер, а вот дальше начинаются заносы, которые чистят шнеком. Правда едет он очень медленно:

22.

В сильную метель, пока дорогу не закроют, териберчане выстраиваются в колонну на выезде из деревни и ждут шнек. Если отстанешь от него метров на 50, то дорогу уже заносит и машина застревает. Все начинают сигналить и шнек возвращается и выдергивет попавший в снежный плен автомобиль:

23.

За шнеком в дороге остается прогрызенная полоса:

24.

Снежный бортик доходит почти до стекла высокого Land Rover Discovery:

25.

Не доезжая 18 км до Териберки мы вначале увидели странную скульптурную экспозицию:

26.

Это местные предупреждают о самом сложном месте на дороге:

27.

В низинке за этой малой архитектурной формой всегда гуляет сильный ветер и дорогу заносит снегом буквально на глазах:

28.

Еще одна проблема - это плохая освещенность. Мы туда приехали в сумерки, когда света фар уже не было видно, а солнечного еще не хватало. Представьте, что перед вами белая пелена без какой-либо фактуры. То есть вы совершенно не видите, где пробита колея, где глубокий снег и, вообще, почищена дорога или нет. Вы ориентируетесь только по вешкам и стараетесь ехать посередине между ними.

В итоге, я даже не видел, что впереди большие сугробы. Мы просто ехали вперед. В какой-то момент я почувствовал, что машина пошла тяжелее. Остановились. Включил понижайку, поднял подвеску, сдал чуть назад. Тоже встал, попытался раскачать машину взад вперед - бесполезно. Ветер так быстро надувал снег под и вокруг машины, что мы повисли на брюхе:

29.

Как все правильные московские пацаны, мы поехали на Север без лопаты и теплых перчаток. А ветер был, я вам скажу, не детский. Начали откапывать машину скребком для снега. Маленьким таким, похожим на детскую лопатку из песочницы.

Через полчаса со стороны Мурманска подъехали ребята на Ниве. Остановились на чистой дороге и пошли к нам, посмотреть, что случилось:

30.

Пока сходили до нас, поболтали, вернулись, их машину уже занесло снегом так, что они тоже "застряли" и не могли двигаться. Хорошо, что у них была настоящая лопата. Мы начали с их помощью откапывать вначале нашу машину более энергично. Дело это все равно было неблагодарное - пока откапываешь задний мост, передний опять заносит снегом:

31.

Еще через часик со стороны Териберки подъехал Лексус. Мы уже осознали бесполезность попыток откапаться. Нам оставалось метров 30 до чистой дороги. Джиперское прошлое научило меня, что много тросов не бывает и я достал из багажника 4 динамических стопы, связал их вместе и этого хватило до Лексуса. Нас выдернули!

После того, как мы снова были на ходу, мы пошли откапывать ребят на Ниве. Впятером мы ее буквально вынесли на руках на чистую дорогу. Правда назад, в сторону Мурманска. Как раз в это время к ним подъехал инкассаторский УАЗик Патриот. Мы замахали руками, УАЗик остановился и немного приопустил окно. Мы: "Там не проедешь". УАЗик: "Мне по...фиг! У меня лебедка!" и сразу поехал. Видимо, боялся, что это засада и мы его будем грабить. Ну-ну. Естественно сел:

32.

Водитель УАЗика, осторожно вышел из машины. Огляделся. Поправил кобуру на поясе и пошел в мою сторону. Попросил разрешения за меня залебедиться. Я не возражал. Пока он разматывал лебедку к нам подъехал новый участник - Буханка из Териберки. Она возвращала врача в город и не особенно спешила. Водитель рассказал, что он в этом месте утром уже сидел и что пока не приедет шнек, никто никуда не поедет:

33.

Инкассаторский УАЗик Патриот зацепился за УАЗик Буханку и стал лебедиться:

34.

Это ему не помогло. Он просто подтаскивал Буханку к себе, вместо того, чтобы самому выбираться из снега:

35.

Как бы ему не хотелось этого признавать, но и он вынужден был остыть и дожидаться шнека:

36.

Через три с половиной часа после того, как мы первыми застряли в этой низинке, на перевале показались фары шнека. Он, как старый бык из анекдота, неспешно спустился с горы, подъехал к УАЗику, легко выдернул его назад и расчистил для всех дорогу:

37.

Световой день уже подходил к концу. У нас был вариант доехать до Териберки за шнеком, но это означало бы, что мы застрянем там до пятницы, так как по прогнозу погода ухудшалась и мы были бы заперты на берегу Баренцевого моря, либо повернуть назад, и, пока дорогу еще не занесло, уехать обратно в Мурманск.

В пятницу мне надо было кровь из носа быть в Москве на открытии фестиваля природы "Первозданная Россия ", так что я принял решение развернуться и поехать обратно в Москву:

38.

Но я не сдался. В понедельник я сел на самолет и прилетел в Мурманск, где вместе с

December 19th, 2015

Вы знаете, что такое путь на Край Земли? А из заполярного Мурманска ходит автобус, который даёт возможность это почувствовать. Идёт он в Териберку — рыбацкое село на Баренцевом море, ставшее финалом и наиболее ярким (во всех смыслах слова) впечатлением моего путешествия в Кольское Заполярье в конце июня этого года. Одно из северных морей — Белое — я в эту поездку уже видел. Но Белое море всё-таки внутреннее, а Баренцево уже можно считать частью Северного Ледовитого океана, хоть и зимой оно не замерзает. Териберка (ударение на И!), в которую я направляюсь, стоит среди суровых скал перед арктическими ветрами. Наполовину покинутое в наше время и очень колоритное село среди поразительной северной природы. И там наступает то самое ощущение, что находишься на Краю Света. Из Мурманска в Териберку автобус идёт вечером, а обратно утром. Поэтому мне предстоит провести там ночь без сна. И тем ещё намного интереснее, ведь в конце июня на этих широтах царит полярный день, и солнце круглые сутки не заходит, продолжая светить с севера, то есть как раз со стороны моря, создавая удивительно красивый свет. В первой части рассказа про одну ночь полярного дня я покажу дорогу от Мурманска до Териберки, которая только предваряла мои ночные впечатления.

Териберка от Мурманска отстоит к северо-востоку на 85 километров географически, и 120 километров по дороге. При этом, если Мурманск расположен на берегах Кольского залива, который хоть и является частью Баренцева моря, но выглядит скорее как широкая река, то Териберка — у открытого моря. Северное побережье Кольского полуострова исторически именуется Мурманским берегом или Мурманом, — предположительно, поморы его назвали так от слова "норманны", то есть в честь викингов. И не Мурманский берег получил название от города Мурманска, а наоборот, — город был основан лишь в 1916 году под названием Романов-на-Мурмане. И именно Териберка — наиболее доступное место, где можно увидеть открытый Мурманский берег, а значит и вообще открытое Баренцево море. Другие населённые пункты вдоль побережья — это в основном закрытые военно-морские городки с базами атомных подводных лодок, и простому желающему туда не попасть. Есть, правда, и другие места, — например, полуостров Рыбачий, но туда не на всякой машине можно проехать, и населённых пунктов поблизости нет. Посему — едем в Териберку.

Из Мурманска автобус отправляется в шесть вечера, и, согласно расписанию, идёт в Териберку аж четыре часа, но по факту прибыл он туда на полтора часа раньше. Обратное отправление — в семь утра. Значит, на Териберку с её окрестностями у меня будет целая ночь.

2. Автовокзал Мурманска. Вот на этом зелёном автобусе, произведённом в славном городе Кургане, мне и предстоит ехать на Край Земли... Человек слева, заходящий в автобус, — это, кстати, водитель.

Сегодня понедельник, поэтому автобус отправляется немного раньше — в 17-40. Раз в неделю он делает заезд в Колу.

3. Итак, наконец закончилась посадка, отправляемся. Ура! Началась моя эпическая ночная поездка. За окном пока что Мурманск. Ярко светит солнце, при этом видно, что 15 минут назад лил дождь. Погода здесь, на краю Арктики, очень переменчивая.

Проезжаем уже знакомые мне места — центр Мурманска, весь Кольский проспект от начала до конца.

4. Потом въезжаем в город Кола — фактически пригород Мурманска, где попадаются какие-то строения, похожие на дачи. Да, за полярным кругом дачи тоже бывают! И даже огороды.

5. А это город Кола, который мельком удалось рассмотреть из окна автобуса. Впечатлил меня железнодорожный путь, проходящий рядом с автостанцией. Кажется, что это подъездной путь какого-то завода, но на самом деле — заповедная железнодорожная ветка Кола - Никель.

6. Город Кола, как уже говорилось, в нынешних реалиях является пригородом Мурманска. Поэтому, выезжая из Колы, можно прощаться с цивилизацией до завтрашнего утра, — после возвращения из Териберки пейзаж мурманских девятиэтажек и оживлённых улиц мне непривычно резал глаза.

7. Идут дорожные работы, — ремонтируют Кольско-Мурманскую объездную, по которой можно с трассы Р-21 "Кола" попасть в Североморск.

8. Но эта автодорожная развязка остаётся позади, и наш автобус выезжает на почти пустынную и пока ещё асфальтовую дорогу на Край Земли. Вокруг по обочинам — низкорослая лесотундра. Но это пока что... Чем ближе к Териберке, тем сильнее будет меняться пейзаж.

Пассажиров в автобусе довольно много. По-видимому, это жители Териберки, работающие в Мурманске и Коле, вечером возвращаются домой. Я уже видел в интернете фотографии Териберки и имел представление, в каком упадке и разрухе ныне находится село. Казалось бы, народ в таких полузаброшенных местах должен быть не очень приятный. Но это абсолютно не так, с точностью до наоборот. Жители Териберки оставляют впечатление приятных и доброжелательных людей, совсем непохожих на "жителей глубинки". И это поражает в сочетании с состоянием села (это я ещё покажу в следующих частях). В чём же дело? А дело в Севере! Жизнь на Крайнем Севере не такая, как в Средней полосе. Здесь не могут жить слабые люди. Поэтому и жители Крайнего Севера, — даже самых депрессивных его мест, оставляют весьма приятное впечатление.

Среди пассажиров оказалась и компания туристов — человек пять, среди которых был парень со сломанной ногой. Услышав пару раз краем уха обрывки их разговоров, я понял, что они тоже из Питера. Потом ещё встретил их один раз среди ночи. Будучи, как уже говорилось, самым доступным местом на открытом Баренцевом море, Териберка в последние несколько лет стала очень популярна у туристов. До 2009 года и туда приехать могли не все, — Териберка находилась в пограничной зоне. Теперь же я за одну ночь, кроме людей, ехавших со мной в одном автобусе, ещё несколько раз видел в Териберке машины с номерами других регионов. Но всё-таки окончательно попсовым местом Териберка пока ещё не стала. И это хорошо.

10. Едем дальше. За окнами автобуса по-прежнему лесотундра, сопки и озёра. Привычный пейзаж северной части Кольского полуострова. Погода, тем временем, стала более устойчивой, — дождя нет, туч не видно. Так может быть, всю ночь будет солнечно?

11. Живописные просторы Кольской Лапландии. Одна сопка сменяется другой, одно озеро другим — и все они на разной высоте. На земле — болота, низкие ёлочки да берёзовые криволесья.

12. Кое-где на сопках стоят остатки военных объектов советских времён. Мурманская область не просто приграничная, а граничит с Финляндией и Норвегией — "капиталистическими" странами, одна из которых, к тому же, член НАТО. Поэтому в советские времена здесь была особенно высокая концентрация военных баз и частей разных родов войск. Да и сейчас их немало (чего стоит Северный флот с атомными подлодками), — если ехать на поезде, идущем в Мурманск, то обязательно хотя бы в одном вагоне будут ехать новобранцы, а в обратном направлении, соответственно, дембеля.

13. Дорога петляет по перевалам, с одной сопки на другую, уходя всё дальше. Видите в правой части этого кадра белые пятиэтажки?

Это, как говорят в обиходе, Тройка — закрытый военный городок Североморск-3, входящий в состав городского округа ЗАТО Североморск. Что особенно интересно, несмотря на закрытость населённого пункта, транзитный автобус в Териберку в него заезжает и доходит до центра! На въезде в посёлок всё серьёзно, — стоит КПП со шлагбаумом и караульным в камуфляже и с автоматом. Но шлагбаум открывается, и никого не проверяют, — так как автобус транзитный, то он просто заедет в городок и выедет обратно. Интересна здесь сама уникальная возможность, проехав на пассажирском автобусе, увидеть изнутри закрытый для посещения город. Даже если он по своему облику ничем особенно и не примечателен. В Североморске-3 (не путать с просто Североморском) сейчас проживает две с половиной тысячи человек (подавляющее большинство — военные с семьями). Это также одна из баз Северного флота. Но так как город находится не у моря, то атомные подводные лодки базируются, что довольно необычно, в тундровых озёрах.

Шутка:) На самом деле, здесь находится военный аэродром. То есть это городок лётчиков.

14. Вот так и выглядит этот маленький городок (это, кстати, единственный мой его снимок). Просто несколько кварталов пятиэтажек, но впечатляет то, что смотришь на закрытый город из автобуса, хотя и выйти при этом права не имеешь.

Что интересно, жителей Тройки среди пассажиров моего автобуса не оказалось, и здесь никто не вышел. Автобус просто постоял пару минут на автостанции, развернулся и поехал обратно к дороге на Териберку. Кстати, я даже не понял, как в Североморске-3 организована система контроля выходящих из автобуса, — проверяющих видно не было.

15. Проезжаем снова через КПП и возвращаемся к Пути на Край Земли. Пока ещё наша дорога идёт на восток, как это видно по карте, — лишь после развилки с дорогой на посёлок Туманный мы повернём налево — на север.

16. Это, кажется, озеро Китенъявр, — как и в Хибинах, на севере Кольского топонимика в основном саамская.

17. Вдоль дороги постоянно тянется высоковольтная ЛЭП, снабжающая энергией отдалённые поселения Кольского района Мурманской области. В целом места по дороге выглядят всё менее обжитыми. Усиливается атмосфера глуши, но ощущается она здесь как-то совсем иначе, нежели в Средней полосе. В том числе, как уже говорилось, благодаря особенным северным людям.

Где-то здесь на дороге впервые встретилось слово Териберка, — автодорога пересекает речку с таким названием, текущую в Баренцево море, и давшую название селу.

18. Необычно яркое заполярное солнце и необычно голубое небо. Всё это не перестаёт меня удивлять...

19. Делаем короткую остановку в пути. Примерно на десять минут. Можно выйти и немного размяться. Время на часах уже приближается к восьми вечера. Заполярным летом на свежем воздухе прохладно, — как и в Мурманске, здесь примерно +12 градусов, а ещё и комары летают.

20. Лесотундровое криволесье. Пока это ещё не карликовая берёза, а обычная. Карликовую ещё увидим в окрестностях Териберки.

22. ...и начинается настоящая тундра! Бело-зеленоватый ягель, мхи, и теперь уже карликовые деревья, ростом не выше колена.

23. Кое-где небольшие деревца ещё растут. В основном, ближе к озёрам и в низинах. Но в целом природная зона тундры уже окончательно вступает в свои права.

24. Пока ещё высокое солнце к ночи опускается всё ниже к горизонту. Но полностью оно не зайдёт, — пройдёт по кругу с северной стороны. Разумеется, увидеть это над морем будет особенно интересно.

Вскоре мы проезжаем развилку автодорог, отмеченную поклонным крестом. Направо уходит дорога в посёлки Туманный и Дальние Зеленцы (последний, кстати, тоже на побережье, — надеюсь как-нибудь и там побывать), ну а мы поворачиаем налево и берём курс прямо на север — к Баренцеву морю. До Териберки осталось сорок километров. Здесь заканчивается асфальт, и теперь автобус шуршит среди тундры по пыльной гравийке.

25. И даже атмосфера окружающих пейзажей как-то в целом меняется. Появляется ощущение, что я действительно приближаюсь к Краю Земли.

26. Озеро Кийявр. Так как автобус повернул, солнце теперь светит с запада, то есть точно на мою левую сторону автобуса. Хоть и за окном +12 (а может быть, уже и ещё холоднее), но сидеть у окна на солнце мне было настолько жарко, что казалось, будто снаружи, как минимум, +23. Видимо, это снова потому что солнце на Крайнем Севере ярче, чем в более южных широтах — из-за более прозрачного воздуха.

27. И вот эта прозрачность воздуха, в сочетании с необычностью для меня тундрового пейзажа, порождает удивительное ощущение. Чувство глазомера здесь сильно нарушается. Глядя на голую тундру (пусть даже и холмистую), мне непривычно трудно определить на глаз расстояние до того или иного объекта, — например, сопки или озера. На фотографии это не очень понятно, но при взгляде своими глазами впечатляет.

28. Ещё не доехав до Териберки, уже начинаешь понимать, что здесь действительно всё по-другому...

29. Обратите внимание на палки, воткнутые в землю. Это изгородь (правда, уже изрядно поломанная) для защиты дороги от снежных перемётов. Зима на Кольском полуострове для Заполярья не очень холодная (из-за Гольфстрима в Баренцевом море), зато очень снежная. Особенно это ощущается именно в этой части области. Здесь нет высоких гор и нет леса, — тундра вдоль Мурманского берега открыта всем арктическим ветрам. И зимой пурга здесь можно начаться внезапно и бушевать несколько дней, — бывает, что Териберка на это время становится отрезанной от Большой Земли.

Что такое пурга, в Средней полосе люди знают далеко не всегда. Точнее, называют пургой обычный сильный снегопад с порывами ветра. Но здесь всё иначе. Ветра в тундре у Северного Ледовитого океана дуют такие, какие жителю Средней полосы порой трудно представить. Я и сам ощутил это в Териберке, но если зимой к этому добавляется сильный снегопад, то тогда и начинается настоящая пурга. Представьте себе продолжающуюся несколько дней метель с ветром 30 м/с среди глухой тундры, да ещё в полярную ночь. Вот представив такое, и понимаешь, почему на Севере более открытые и надёжные люди...

30. А вот и снег! Конец июня, а его остатки среди тундры лежат до сих пор. Во-первых, и без того нежаркое лето здесь только началось, а во-вторых, снега здесь за долгую зиму наметает столько, что таять он потом может вплоть до осени.

31. После восьми вечера всё выше становятся скалистые сопки, и автобус идёт по берегу большого озера, в котором дующий с уже близкого моря ветер гонит волну.

На самом деле, это Териберское водохранилище. На уже упомянутой реке Териберке в 1980-е годы был построен каскад из двух ГЭС. Одну из плотин автобус проехал по мосту, — там заметен большой перепад уровня воды между руслом и водохранилищем. Но я это не успел запечатлеть.

32. Скалы вокруг дороги становятся более высокими и неприступными. До Териберки остались последние километры. Наверное, выглянув наружу, можно почувствовать запах моря.

33. Потом дорога входит в сурового вида ущелье. Обветренные, причудливого вида и красноватого цвета скалы выглядят, будто чьи-то лица...

А после ущелья впереди показывается море! Вот так, — приехать на море можно не только на юг, но и на север! У берега укромной бухты видны домики, — это и есть Териберка. Село состоит из двух частей — собственно, Териберки (она ближе) и посёлка Лодейное в двух километрах севернее, — ближе к открытому берегу моря, ныне это основная часть села. Автодорога идёт прямо в Лодейное, но автобус сперва заезжает в Старую Териберку, где решил сойти и я (чтобы ближе к середине ночи дойти уже в Лодейное, а утром обратно ехать уже оттуда). Поворот, мост через реку Териберку — теперь уже у самого её устья, потом автобус проезжает мимо нескольких сельских домиков и останавливается. Большинство пассажиров (включая упомянутую компанию туристов) едет в Лодейное. Здесь, в Старой Териберке, кроме меня, выходит человека четыре. Среди них, например, мужчина, которого встречает семья с маленькой девочкой. Надо сказать, что здесь у людей не менее счастливые лица, чем в больших городах...

34. Люди разошлись, автобус уехал в Лодейное. А передо мной — Старая Териберка. Первые минуты я просто пытался понять, где я оказался, и привыкнуть к окружившему меня невероятному пейзажу. Угрюмые безлесные скалы, Баренцево море с солёным и студёным ветром, ослепительно яркое заполярное солнце, а среди всего этого — обычные, вроде, сельские дома и даже огороды. Где-то на леске сушится бельё, у соседнего дома бабушка пропалывает грядки огорода. Неужели такое сочетание бывает? Всё-таки — сколь же наша страна разнообразна!

Автобус шёл со значительным опережением расписания, и стрелки часов ещё показывают половину девятого вечера. В распоряжении у меня есть целая ночь, — впрочем, в это время года ночь здесь бывает только на часах. Обратно автобус отправится в семь утра.

В общем, попал я в удивительное место. И о том, как я провёл одну ночь полярного дня на берегу Баренцева моря, я расскажу в следующих частях.

Думаю все слышали про это село? После фильма Левиафан в Териберку хлынули толпы туристов и местные жители уже не довольны засильем приезжих. Териберка - богом забытое место на Кольском полуострове в 130 км от Мурманска. Население села около 900 человек. Жители бегут из этого места, а туристов наоборот тянет.
И это прекрасное место! Даже не представляете, на сколько здесь красиво и атмосферно. Старые домики, невероятные пейзажи, разбитые лодки, северное сияние.
Самое сложное - добраться до неё. С цивилизацией она соединяется грунтовой дорогой, которую сложно проехать летом, а зимой постоянно заметает снегом.
Мне очень повезло с погодой, т.к. не было осадков уже несколько дней, но даже в таких тепличных условиях я еле выбрался из Териберки. Знаете, каково это буксовать на льду на подъеме в гору? :(
Скучно не будет - усаживайтесь поудобнее и ай да смотреть.
И ещё - я буду кататься на каракатице!!!

2. Начну с утра. В хостеле (!!!) Маргарита приготовила мне на завтрак картошку с треской. Нереально вкусное блюдо. Я не знаю, почему она не работает поваром, но это невероятно. Да, я нормально питаюсь!)

3. В трех словах о хостеле. Всё в морской тематике.

4. Кухня прямо в номере. Хостел сверх маленький - всего одна комната и 4 кровати. Зато всё есть и стоит 500р./ночь.

5. Вид на Мурманск.

6. Платная парковка.

7. Хостел находится в бывшей общаге и общая атмосфера достаточно...ммм...колоритная)

8. Выйдя на улицу, по дороге на парковку, идешь вдоль гигантских сугробов.

9. По дороге в Териберку мне нужно было заправить канистру 92-м бензиом для каракатицы, заправить пежона дизелем и себя печеньками.

10. Начинается дорога на Териберку с асфальтового покрытия. Я ехал до 100 км/ч, хотя потом пожалел - дорога покрыта льдом и улететь было очень просто. Как оказалось, играл с огнем. После одного поворота был припаркован внедорожник и пришлось экстренно его объезжать и машину стало заносить. Хорошо, что есть хороший опыт езды и смог выправить машину. Пронесло.

11. Свет нереально красивый. И да, началась тундра.

12. В хорошую погоду дорога выглядит красиво и ехать можно легко, а чуть портятся погодные условия - всё, проехать невозможно. Легковушки застревают сразу, внедорожники могут ехать, но не всегда. Пока не доедет грейдер - все ждут. В последнее время техника лучше и чистит дорогу чаще, а раньше по несколько дней закопанные в снегу ждали.
Вообще рекомендуют ехать в сопровождении автобуса, который идет в Териберку вечером, а возвращается в Мурманск утром.

13. Я ехал 8 марта и вдоль дорог было припарковано очень много автомобилей. Кто чем только не занимался - кто-то шашлыки жарил, кто-то на снегоходах катался, кто-то на лыжах ходил.

14.

15. Много странных палок по маршруту. Забор?

16. У кайтеров Териберка считается очень крутым спотом и катаются здесь до мая. Приезжают со всей России.

17. Меня прям тянуло покататься. Но беда со временем не позволила, да и стоят занятия не очень гуманно.

18. Ни одного нарекания - тащит, рабочий львенок!

19. Снежная пустыня.

20. А вот и Териберка!
Луна днем.

21. Странно видеть открытую воду в тех краях...привык уже ко льду)

22. Выглядит интригующе. Поехал поближе.

23.А вот и автобус.

23. Ощущение нереальности не покидает ни на секунду.

24. В Териберке есть вообще всё! Деревянные дома, старые и новые дома. Магазин, школа, гостиница. Даже кайт школа есть!

25. Разбросаны деревянные лодки. Это нормально вообще?

27. Посмотрел старую Териберку, отправляюсь в новую.

28. Дома красивые, но жить в них, наверное, невозможно.

29. Кстати, дома на выселение, поэтому не пугайтесь плохих условий. Людей переселяют либо в более новые 5 этажки, либо в Колу.

30. Выглядят жутко. Но для фотографий - идеально.

31. Попробуй найди машину после снегопада.

32. Очень много вещей (и людей) перевозят на санках. Цепляют к снегоходу и катаются между старой и новой частями поселка.

33. Собака.

34. Очень хочется показывать больше фотографий, но увы, жалуются, что итак слишком много(

35. Саша.

36. А теперь гвоздь программы - каракатица! Устройство построенное на основе мороцикла ИЖ. Можно ездить по любому снегу. Грузим доски и поехали смотреть Баренцево море.

37. Еще автобусы. Кстати, школа отштукатурена и выглядит гораздо приличнее обычных домов.
Галя, бывшая жительница поселка, рассказывала как учась в школе заходила за более маленькими школятами, привязывала их к себе веревкой и гуськом шли в школу. Ветер очень сильный и детвору сносило.

38. Каракатимся к побережью Баренцева моря.

39. Сфотографировал горы.

40. Потрогал воду.

42. "Управление слишком трудное, не дам порулить. Иди сфоткаю" - сказал Павлик.

43. Павлик - 14 летний парень, живужий в Териберке один. Сам добывает себе еду и умеет ремонтировать каракатицу.

44. Так перевозили доски.

45. Красотища!

46. Возвращаемся обратно в Териберку.

47. Павлик показал свою бывшую комнату в уже расселеном доме.

48. Вывеска в подъезде.

49. Сфотографировал Павлика.

50. Мужскую обувь не нашел(

52. Достаточно жутко.

53. Самый кайф - в Териберке отличный 3G у МегаФона. Смог поболтать по FaceTime, устроил онлайн трансляцию. Хорошо когда много интернета и есть связь.
У МегаФона лучшее покрытие в Мурманской области и я рад, что есть возможность пользоваться современными возможностями даже в таких удалённых местах.

54. У меня была мысль - остаться, но показывать северное сияние небо не планировало и решил поехать домой, чтобы не тратить время.
Дорога тяжелая, скользская. Очень скользская! На подъеме в гору машина буксовала и приходилось спускаться вниз, чтобы набрать скорость и форсировать гору.
В некоторых местах начало заметать дорогу и ориентировался по столбикам вдоль дороги.
Обратите внимание на ручки снега - осадков нет, но ручейки заметают дорогу на глазах.

55. Боялся, что пойдет более сильный снег - тогда мог бы остаться в машине на долго. Но медленно и верно, полз в сторону дома. Часть пути ехал со скоростью 30-40 км/ч. Медленнее - буксуют колеса, быстрее - заносит машину.
Териберка чудесное место, её обязательно надо увидеть.

Расходы:
Магазин - 129 р.
Еще магазин 135 р.
Заправка - 1511 р.
Завтрак - 200 р.
Хостел - 500 р.
Сегодня - 2475 р.
Всего - 19488 р.

Интернета потрачено:
сегодня - с завтра верну ведение статистики.
Всего - 3.14 гб.

Шагов:
сегодня - 7764
всего - 90625.

Пробег:
Сегодня - 297 км, 5.4 расход, 37 ср. скорость.
Всего - 3190 км, 4.6 расход, 49 ср. скорость.

___________________________________
На связи с вами благодаря компании "