Автобус из гоа в мумбаи. Как добраться из мумбаи в гоа. Прогулка маршрутами Линбабы из романа «Шантарам»

Лететь чартерным рейсом из напрямую из Москвы в международный аэропорт Гоа Даболим не всегда оказывается удобно, поэтому в этой статье я собрала все возможные способы доехать из Мумбаи в Гоа…

Из Мумбая в Гоа на самолете

Международные и местные рейсы летают в Мумбае из разных терминалов, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. Добраться до «доместика» из международного аэропорта можно на prepaid такси. Стоить это будет 150-200 рупий, ехать минут 15.

Многие индийские авиакомпании предоставляют своим пассажиром бесплатный трансфер между терминалами мумбайского аэропорта. Так что если у вас есть распечатанный электронный билет в Даболим, то проходите по указателям на шаттл-бас и уезжаете в «доместик» совершенно бесплатно.

Если же билета в Даболим у вас еще нет, то можно купить его прямо в аэропорту. Конечно, это окажется дороже чем покупка электронного билета заранее, да еще по какой-нибудь акции. К тому же на ближайшие рейсы билетов может банально не оказаться, особенно в высокий сезон, и в преддверии праздников и выходных.

Стоимость авиабилетов из Мумбая в Гоа начинается от 50 долларов в один конец, лететь 1 час.

Из Мумбая в Гоа на поезде

В Индии купить билет на поезд непосредственно перед отъездом практически нереально, так что лучше делать это заранее на официальном сайте индийских железных дорог . Задача это, правда, тоже нетривиальная, так как сайт Indian Railway Catering and Tourism Corporation специально сконструирован так, чтобы нанести вашему мозгу максимальный ущерб. На тему борьбы с сайтом IRCTC в инете писаны целые талмуды — ищите и обрящете.

Главный мумбайский вокзал называется Чатрапати Шиваджи, но больше известен под колониальным названием «Виктория Терминус» (Victoria Terminus) и находится в самом центре города. Обязательно оставьте хотя бы полчаса на осмотр вокзала — это огромное здание в готическом стиле настолько красиво и величественно, что занесено в список объектов всемирного наследия.

Поезд из Мумбая в Гоа идет 10-14 часов, место в купе класса 3АС или 2АС (наш плацкарт с шестью или четырьмя полками в «купе» соответственно) обойдется вам в 20-30 долларов.

Из Мумбая в Гоа на автобусе

Если билетов на поезд вам не досталось, многочисленные турагентства Мумбая с удовольствием продадут вам билеты на слипер-бас до Гоа. Слипер-бас представляет собой обычный дальнобойный автобус с двухэтажными полками типа плацкартных вместо сидений. Путешественникам-одиночкам, особенно женского пола, следует обратить внимание, что полки в слиперах двойные и при этом довольно узкие. Так что если вы не хотите провести ночь в жарких объятиях какого-нибудь незнакомого индуса, лучше выкупить сразу два места.

Слипер-басы, как и поезда, делятся на несколько «классов»:

Самые модные и приличные автобусы носят гордое имя «Вольво бас». При этом они могут быть любой марки, «Вольво» в Индии является неким символом надежности и знаком качества (в Сирии, например, точно так же приличные автобусы называют «Пульманами»). Вольво-басы всегда оборудованы кондиционерами адской мощности (не берите места в середине салона — задубеете насмерть), в дороге выдают подушки, пледы, водичку и печеньки. Стоит проезд на таком автобусе до Гоа около 1000 рупий, едет он ночь.

Автобусы попроще и подешевле называются просто «AC» от «air-condition». В них не выдают никаких плюшек, и скорее всего не будет матрасов на полках.

Самые дешевые автобусы не содержат в себе никакого кондиционера, но это упущение с лихвой компенсируется вентиляционными отверстиями в разваливающемся кузове. Зато проезд в таком тарантасе из Мумбая в Гоа будет стоить 400-600 рупий.

Все автобусы из Мумбая обычно идут до столицы Гоа Панжима.

Из Мумбая в Гоа на такси

Если вы оказались в Индии впервые, то пользоваться этим способом попадания из южной индийской столицы в Гоа настоятельно не рекомендуем. Таксисты во всем мире представляют собой совершенно отдельный этнос со своими понятиями о честности и порядочности, но в Индии явно собрались лучшие представители этого народца.

Еще на выходе из аэропорта Мумбая вас встретит вежливый и обходительный человек, который представится каким-нибудь «главным такси-менеджером» или «директором всех мумбайских такси» и предложит отвезти вас куда глаза за скромное вознаграждение. Он даже покажет вам вашу сверкающую полиролью машину (которую после получения от вас денег тут же сменяют на древний рыдван) и вашего свежевымытого и причесанного водителя (которому по удачному совпадению как раз понадобилось отвезти в Гоа всю его семью).

Время в пути от Мумбая до Гоа на такси может составлять от обещанных 8 часов до бесконечности. Стоимость такого путешествия ограничена только жадностью водителя.

Много воды утекло с тех пор, как я предложил Михаилу Шмакову написать отчет о его путешествиях по Индии. Наш автор разошелся и опубликовал уже 11 частей увлекательнейших рассказов об этой замечательной стране, об известных российским туристам курортах Гоа и Керала, о поездках по Золотому треугольнику, о достопримечательностях штата Карнатака. Тогда я не предполагал, что и сам настолько заинтересуюсь, что организую самостоятельную поездку по Индостану осенью 2015 года. Но меня больше привлекает природа, а Мишу – исторические и культурные достопримечательности Индии. За месяц до нашего с Катей отъезда в отпуск, он снова выбрал индийскую землю для отдыха: организовал первую масштабную поездку дикарем.


Всего будет опубликовано четыре главы с отчетом Михаила: 1) рассказ о прогулке по Мумбаи, опять же по местам, описанным в романе «Шантарам»; 2) отзыв об экскурсии на остров Элефаната; 3) как они с женой посетили храм Мумба Деви и и неудачно съездили в Болливуд; 4) как отдыхали на пляже Палолем в Южном Гоа. Отзывы будут чередоваться с моими отчетами о путешествии по Индии и по Уралу, поэтому придется чуть-чуть набраться терпения, пока увидим все фотографии и почитаем все интересные истории.

Вместо предисловия к рассказу о поездке в Мумбаи

Посещение Индии на этот год мы не планировали. Но так случилось, что нашу страну покарали санкциями. Нефть катастрофически подешевела, а рубль рухнул в бездну, привычные вещи стали стоить неприлично дорого, в том числе, и услуги туроператоров. А дома уже не усидеть – путешествия за последние годы стали образом жизни. Что оставалось делать в такой ситуации?

Решение (благо, пример перед глазами, здесь, на страницах этого блога) пришло само собой — ездить в отпуск самостоятельно, и для первого опыта выбрать страну, хорошо знакомую нам.

В этой статье я расскажу о первом самостоятельном туре в Индию совершенном с 04 октября по 23 октября 2015 года по маршруту Москва — Мумбаи – Палолем (Южный Гоа) – Москва. Также постараюсь обобщить весь наш индийский опыт.

Немного о погоде в Индии в октябре

Вот тебе и «с видом записного эксперта, … промежуток с октября по май», иронизировал я про себя, сидя в кафе на крыше мумбайского отеля, и обливаясь потом с головы до ног, пытаясь разглядеть город сквозь окутавшее его марево.

Ирония пришла позже, а поначалу немного струхнул: может, что с сердечком? Не могу припомнить, чтоб так потел: с висков — пот струйками, а футболка – хоть отжимай, и это — не фигура речи.

Абсурд! Отгоняю я эти мысли. Конечно, мой образ жизни не идеален, я не занимаюсь спортом, много курю, но на здоровье жаловаться не приходится: на четвертый этаж, нагруженный сумками, поднимаюсь без одышки.

В голове опять: «Сезон для поездки — с октября по май»! Вот и верь после этого путеводителям и «знатокам»! В том числе и мне.

Что ж, попробуем исправить: влажность 96-98%, температура 32-35 градусов тепла в тени, практически полное отсутствие ветра, солнце и небо скрыты светящейся серой пеленой, а город окутан белесым маревом. Вечером, как правило, короткий, но обильный тропический ливень. На дворе — первые числа октября 2015 года и, как вы уже поняли, мы в Мумбаи, а промах с погодой — не первая и не последняя ошибка в планировании самостоятельного путешествия в Индию. Обобщая, назову их одним словом – несезон.

Если в Палолеме «несезон» привнес своеобразную прелесть в пляжный отдых (пустынные пляжи и относительная тишина, например), то в столице Махараштры, которая в индийском туре должна была стать не только отправной точкой, но и познавательной частью, «несезон» спутал все карты. Дело в том, что побывав в Индии четыре раза, прожив, в общей сложности, около восьмидесяти дней, посетив пару десятков городов в пяти штатах, в наших знаниях о стране зияла огромная дыра – культура. Подразумеваю под этим словом театр, с его традицией классического индийского танца, музыку и кино. Вот этот пробел мы и надеялись восполнить в данное путешествие. Но, все по порядку.

Организация тура в Индию самостоятельно

Прежде, чем оказаться в кафе на крыше мумбайского «Chateau Windsor Hotel», номер в нем надо было забронировать, как и забронировать номер в курортном отеле «Palolem Inn». Купить билеты на самолет, получить визы, оформить страховку.

Билеты и бронь — самая простая часть в организации путешествия и, благодаря автору и владельцу этого сайта, Сергею Лахардову, я избавлен от необходимости вдаваться в технические подробности бронирования и перечисления сайтов, предназначенных для этой цели — достаточно прочитать любую статью из раздела «Самостоятельные путешествия». Замечу лишь, что выбор отеля, авиаперевозчика, рейса и количества пересадок на маршруте ограничен только личными предпочтениями путешественника и наполненностью его кошелька. А вот нюансы самостоятельного получения индийской визы заслуживают нескольких слов, тут наш опыт с Сергеем разнится.

У нас, жителей Москвы, формально был выбор из двух вариантов: личный визит в Индийский визовый центр, расположенный на Новом Арбате в доме №2, или, воспользовавшись официальным сайтом Министерства туризма Индии, оформить электронную визу. На самом деле, выбирать оказалось не из чего: все дороги вели на официальный сайт министерства туризма, поскольку на прием в визовый центр надо предварительно записаться, явившись лично, и обязательно с заполненной уже анкетой, а заполнить ее можно только на вышеупомянутом сайте.

Решили сразу оформлять электронные визы. Простая, казалось бы, задача обернулась мукой: ошибаться и исправлять нельзя, так как приходится возвращаться к началу. Бились полвечера, один раз дошли до «загрузить фотографию», и анкета зависла!

Раздражение переросло в негодование: друг на друга, интернет и «мировую закулису». Дело усугублял еще тот факт, что документы на визу можно подавать не раньше, чем за месяц до предполагаемого визита в Индию. Бюрократический опыт, десятилетиями укоренявшийся в нашем сознании, нашептывал: «Не успеем!»

Делать нечего: распечатываем старые бумажные анкеты, оставшиеся от прошлых поездок, заполняем. Утром следующего дня я везу весь пакет документов (анкеты, фотографии, копии паспортов и паспорта, копии билетов на самолет и брони отелей) в индийский визовый центр.

Следующая часть повествования «О визе» должна быть в стихах — никакого сарказма! Не успел войти, как меня взяли под белы рученьки, спросив только о наличии загранпаспортов, и отвели к окошку, где чудесный молодой индиец принял документы, заполнил анкеты и выдал чек о получении платы за индийские визы и услуги центра.

Все визовое чудо: четыре дня, 4380 рубля за обе визы, СМС оповещение и вежливые улыбки на лицах служащих центра. Примерная экономия (обычно в турагентстве с нас брали по 70$ с носа) от оформления виз самостоятельно – 70 долларов США за двоих. Согласитесь, приятный бонус за самостоятельность.

Дорога в Индию

Дорога для нас давно стала привычной: вечерний рейс, пересадка в одном из аэропортов Арабских Эмиратов (в этот раз — Абу-Даби) и ночная посадка в Индии. Маршрут обкатанный, долгий из-за пересадок, но не столь утомительный, по нашему мнению, как прямой перелет.

Народная мудрость «нельзя войти в одну воду дважды» нашла подтверждение и здесь: оба аэропорта изменились. Воздушные ворота Эмирата «постарели» как-то, размеры стали не такие пугающие, а переходы не столь длинными и запутанными, правда, комфорт остался прежним, и бесплатный Wi-Fi доступен повсеместно. Мумбайский же аэропорт имени Чхатрапати Шиваджи изменил дизайнерское оформление интерьеров: героев Болливуда заменили художественные инсталляции, которые символически, с долей иронии, повествуют об истинной душе и сердце мегаполиса.

Небольшая задержка у живописных инсталляций обернулась томлением в хвосте огромной очереди на паспортный контроль.

Деньги с собой в Индию и трансфер в гостиницу в Мумбаи

Наконец, формальности решены, багаж получен – осталось поменять деньги и взять такси до отеля в Мумбаи.

Интернет нас убеждает, что валютное законодательство в Индии либеральное: не декларируя можно ввезти в страну 2,5 тысячи долларов на человека, а обменять их на рупии — в любом банке, при наличии загранпаспорта и действующей визы в нем, или через банкомат. Вывозить рупии из страны нельзя, но можно поменять оставшиеся местные деньги на валюту перед выездом, имея на руках квитанцию о предыдущем обмене, и только 25% от суммы, указанной в квитанции. Наш спутник по «Золотому кольцу» Аджай Сингх говорил так: «Если вы ввезли в страну 100$, и потратили только 90$, то мы, гиды, плохо работаем»!

Наш предыдущий опыт подсказывал, что не стоит спешить с обменом валюты, и уж тем более — менять в аэропорту. Однако на дворе ночь, а нам предстояло оплатить услуги такси, договорится о раннем заселении, да и утро начинать с беготни по обменным пунктам не хотелось. Из того же прошлого опыта мы знали, что конторы с надписью «Exchange» — не на каждом шагу в Мумбаи, а если точнее – мы их вовсе не видели. Меняли в отеле, в ювелирном магазине, было дело – у уличного менялы в Майсуре (очень понравилось – можно торговаться, а моя неуступчивость сэкономила нам приличную сумму), меняли у гида. В обменном пункте — ни разу.

Решаемся, меняем доллары в аэропорту – 200 у.е. Последовала долгая процедура проверки паспортов, виз, брони отеля, оформления квитанции, и неоднократный пересчет на машинке и вручную. Может, наши лица не понравились? Очень невыгодный курс: при средней цене – 64 рупии за 1$, нам поменяли из расчета 61 рупия за 1USD, да еще взяли комиссию в 5 %. Рядом с обменным пунктом стоит банкомат, есть смысл воспользоваться альтернативой.

Такси в Мумбаи. Обычно, путешествуя через туристическое агентство, трансфер от аэропорта до отеля входит в пакет услуг. Как формируется цена такой услуги только Ганеша знает. Как-то раз с нас взяли 300$ (!) за дорогу от Тривандрума до Ковалама (14 километров) и обратно. Из короткой самостоятельной поездки в Стамбул в июне этого года мы вынесли: проблем с трансфером в крупных городах мира не существует, стойки такси есть в здании любого аэропорта, такса — фиксированная.

Мумбаи — не исключение. Мало того, фирмы такси представляют широкий выбор транспортных средств: от «тук-тука» до минивенов и автомобилей представительского класса, с соответствующими им тарифами. Об этой особенности мы узнали позже, в этот раз мы просто подошли к ближайшей конторе и стали пассажирами миниатюрной старенькой «Судзуки». Черно-желтые, древние автомобили «Судзуки» и «Фиат» — историческое наследие города, вроде неоготического стиля в архитектуре Колабы.

Водитель выбрал «короткий» путь через город, минуя морской мост Бандра-Ворли (Bandra Worli See Link), проезд по которому оплачивается отдельно в терминале дороги (60 рупий). Если есть желание прокатиться с ветерком и посмотреть мост, претендующий на звание «самый длинный в Индии», цена вполне приемлемая.

Любой ночной город — это удивительное зрелище, восхитительное и загадочное, ночной Мумбаи – вдвойне. Черное бездонное небо, желтая, неяркая подсветка улиц, свет фонарей частенько прячется в густой листве деревьев, глубокие тени скрывают детали седых, с черными пятнами плесени, трущобного вида домов Восточного Бандра. В теплом влажном воздухе смесь ароматов морского порта, лавки специй, цветов и коровника. Пять утра, но город уже просыпается: катят, перегораживая проезжую часть, свои тележки торговцы зеленью, рикши — с огромными тюками и корзинами на рамах допотопных велосипедов петляют и жмутся к обочинам, тяжелые «Таты» выбрасывают клубы черного смрада на подъемах эстакад, таксисты под сводом путепровода натирают стекла своих машин. Это — в Бандре, а в Колабе еще ночь, редкие прохожие только в районе вокзала «Виктория-Терминус».

Вот и отель, таксист не желает брать деньги (в конторе такси выписывается квитанция с подробной расшифровкой: километраж, наличие кондиционера, комфортабельность автомобиля и общая стоимость услуги, оплата – в пункте назначения), пока не удостоверится, что нас здесь ждут. Ночной прилет имеет свой минус: обычно заселяют в номер после полудня, в каждой стране и в каждом отеле решение этой проблемы имеет свою цену: в Стамбуле — 20$, в Дубае — 50$. В гостинице Chateau Windsor Hotel оказалось, что достаточно оплатить ночь.

Прогулка маршрутами Линбабы из романа «Шантарам»

Примечание от С.П. Лахардова: Линбаба – главный герой захватывающе интересного романа «Шантарам» Грегори Д. Робертса.

Если хотите увидеть настоящий Мумбаи, то лучшего путеводителя (отсутствие исторических справок не умоляет роман, как путеводитель), чем это произведение, вам не найти. Нам пришлось бродить теми же улицами, что и год назад, не из любви к литературе, а из-за отсутствия четкого плана экскурсий, ссылка на «несезон» только отчасти оправдывает неподготовленность.

Карта маршрута самостоятельной прогулки по Мумбаи по мотивам романа «Шантарам». Отчет о поездке в Индию самостоятельно.

В столице штата Махараштра мы должны были провести три дня. Предварительный план был таков: день первый, он приходился на понедельник (понедельник – немузейный день во всем мире) – «пристрелка на местности» и осмотр достопримечательностей города; второй день — экскурсия на остров Элефанта (целый день); третий день — посещение Болливуда (с учетом дороги и неизвестной продолжительности экскурсии – на весь день). Вечера — театр, концерт, кино (что получится).

Дома такая программа казалась исчерпывающей и гармоничной, правда, смущало то, что в интернете я нашел только шесть мероприятий, как-то соответствующих моим представлениям о театре танца или концерте индийской музыки. Памятуя о поездках в Прагу и Дубай (на ресепшне отелей вдоволь было информации такого рода), успокоил себя тем, что в гостинице помогут и подскажут.

Подсказали: оказалось — несезон, или, точнее — межсезонье. Все анонсы с такого рода информацией указывали на даты много позже нашего пребывания в городе.

Но это выяснилось вечером, а утром, вернее, после нашего пробуждения, ближе к одиннадцати часам, мы, обливаясь потом, стояли на крыше отеля в ожидании завтрака, и обсуждали маршрут прогулки по Мумбаи.

Завтрак в Индии – это, скорее, нагрузка к номеру в отеле (молодому поколению читателей и иностранцам поясняю: «нагрузка» – навязанная услуга). Я не гурман и завтрак для — меня просто утренний прием пищи. Если для вас иначе, то советую попробовать отказаться от этой опции индийских отельеров, и завтракать в многочисленных кафе и ресторанах городов, или в шейках (Shack) на пляже. Дешевле — вряд ли, но широта выбора гарантирована. Учитывая опыт путешествия Сергея Лахардова по Индостану и проблемы с питанием, оговорюсь, что мой совет относится к побережью, крупным городам, в которых мы побывали (Дели, Мумбаи, Бангалор, Тривандрум), к городам «Золотого треугольника», курортам Гоа и Керала. В дальнейшем мне придется еще не раз заводить разговор о еде, поэтому я не стану выносить эту новеллу в отдельную главу, а двинусь дальше по немузейному понедельнику.

День, когда в Мумбаи закрыты музеи

Особых планов на этот день мы не строили. Узнать расписание паромов, курсирующих между причалом у мемориала «Ворота в Индию» и островом Элефанта, осмотреться и, раз уж идем в сторону «Тадж-Махал Палас» (Taj Mahal Palace), зайти в кафе «Леопольд» (Leopold Cafe) – одно из главных мест действия романа «Шантарам» и наше упущение в прошлогодний мумбайский визит. Ближе к вечеру – островная мечеть Хаджи Али (еще один топоним из романа Робертса).

С первых же шагов по Веер-Нариман-роуд (Veer Nariman Road), а именно здесь расположен наш отель, удивил непривычный вид улиц Мумбая. Сложно сходу определить, что изменилось – это, как в игре «найди десять отличий». Так же много людей, но совсем не встречаются иностранцы, не грязно, но мусора (следы прошедших муссонов и вчерашнего ночного дождя) больше. На перекрестках, удивительное дело – синие вышки для регулировщиков. Ощущение – город пережил осаду (мы не видели Индию в сезон дождей, но думается, такая метафора вполне уместна).

Еще одна примета – люди, сидящие, а, интуитивно — живущие на тротуарах. Но их никак нельзя назвать попрошайками. Одни продают какую-то снедь, приготовленную здесь же, а другие предлагает цветочные гирлянды, изготовлением которых, занято все семейство. Дети – да, протягивают руку, с обычной навязчивостью, но как-то весело, или играючи, что ли.

Дойдя до пересечения с Махатма-Ганди-роуд (Mahatma Gandhi Rd), у фонтана Флора, мы отклонились от маршрута, и взяли влево по Дадабхай-Наороджи-Роуд (Dadabhai Naoroji Rd) — улице, ведущей к центральному вокзалу имени Чхатрапати Шиваджи, решили заглянуть на почту и отправить открытку домой.

Открытку не отправили, в который уже раз, но совершенно неожиданно для себя оказались в музее Резервного банка Мумбаи (не путать с музеем денег, он рядом). Возможно, это событие и не стоило бы упоминания, но музей был открыт в то время, как другие подобные заведения закрыты на выходной, а еще – лень, вставшая на пути обмена валюты в этом банке (надо было вернуться на второй этаж), добавила остроты путешествию, и поучительную историю к этому повествованию. Сохраню интригу – позже расскажу.

Скромная экспозиция музея расположена в двух зальчиках на двух же этажах. Тут можно увидеть все, что присуще банковскому делу: от времен пахтанья молочного океана богами до сегодняшнего дня (меры и весы, печати и ключи, счеты и арифмометры, огромные амбарные книги и чековые книжки, банкноты и монеты, галерею портретов главных банкиров Махараштры и серию живописных работ, запечатлевших виды Бомбея разных годов). Самый же любопытный экспонат, на мой взгляд — автограф Махатмы Ганди. Документ, спрятанный под стекло, свидетельствует о том, что 17 января 1944 года Мохандас Карамчанд Ганди получил наличными (если я правильно понял выражение: cheque for Rs. 10.500 on ourselves and cash) 10’500 рупий. Для многих индийцев это и сейчас достаточно серьезные деньги, а в 1944 – целое состояние (если кто не помнит, Ганди носил очки в железной оправе, ходил в одних сандалиях и сам ткал полотно себе на одежду). 🙂

Расставшись с прохладой кондиционированных залов банка, теперь без задержки, отправляемся к набережной Аполлона: по Махатма-Ганди-роуд, мимо фонтана Веллингтона и музея принца Уэльского (Prince of Wales Museum) на улицу Чатрапати Шиваджи Махарадж Мардж (Chhatrapati Shivaji Maharaj Marg), выходящую к монументу.

Здесь, рядом с самой примечательной площадью Мумбаи, обнаружилось еще одна примета, не сразу бросившаяся в глаза: отсутствие бронемашин, виденных нами в феврале 2014 года у многих государственных учреждений, и, в том числе, на перекрестке между «Тадж-Махал Паласом» и «Воротами в Индию».

Миновав турникеты с металлодетекторами, мы были атакованы дружелюбной стайкой индийцев, делающих свой маленький бизнес на продаже билетов, открыток с «видами», карт города и сувениров. Выяснив, что мы бывалые туристы, они оставили свои попытки что-нибудь нам продать и подробно разъяснили: понедельник — день, когда музеи не работают, и остров Элефанта (Elephanta Island, Gharapuri Island) закрыт, приходить надо завтра к девяти часам утра, пароходы отправляются от причала каждые полчаса, последний рейс с острова — в 17:30, ночевать на острове запрещено (священное место), а кассы – перед турникетами справа.

Фото №14. На фоне отеля «Тадж-Махал» в Мумбаи. Как мы поехали на отдых в Индию самостоятельно, чтобы посмотреть места, описанные в романе «Шантарам». (24-70, 1/400, -1eV, f9, mm, ISO 100)

Фотография №15. Два индийца на фоне отеля «Тадж-Махал» в Мумбаи. Прогулка по местам «Шантарам». Самостоятельный тур в Индию. (24-70, 1/200 , -1eV, f9, 38 mm, ISO 100)

Следующая остановка – кафе «Леопольд». Я вскользь упоминал о нём в прошлой статье об экскурсии в Мумбаи по местам, описанным в романе «Шантарам». Но, думаю, оно заслуживает еще лишних пары строк.

Снимок №17. На фоне кафе «Леопольд» в Мумбаи. Привет из Индии почитателям романа «Шантарам»! (24-70, 1/100, -1eV, f9, 65mm, ISO 100)

Признаюсь, я ожидал увидеть нечто иное. Читая роман, густонаселенный персонажами, как индуистское небо богами, изобилующий действием и интригой, представлял себе «Леопольд» — одну из главных сценических площадок «Шантарам», этаким караван-сараем, с множеством столиков, уставленных напитками, тонущих в людском гомоне и табачном дыму.

19. След пули. Кафе " f8="" mm="" iso="" src="https://img-fotki.yandex.ru/get/27579/43041190.6d/0_e9521_7c1ada6b_orig" alt="19. След пули. Кафе " width="1400" height="933">

19. След пули. Кафе «Леопольд», описанное в романе Шантарам. Отзыв о поездке в Мумбаи дикарями. Интересные места в Индии (24-70,1/80, -1eV, f8, 70 mm, ISO 5000)

Снова меняем прохладу помещения на духоту улицы, наш путь лежит дальше — по Козуэй (нынешнее название – Shahid Bhagat Singh Marg) на Колабский рынок за фруктами.

Разумней всего было бы от рынка вернуться в отель на такси, но какие мы в таком случае путешественники? Решаем: идем до бухты Бэк–Бей (Back Bay), а оттуда по Мадам-Кама-Роуд (Madame Cama Rd.) до Марин Драйв и нашего отеля — рукой подать.

22. Бухта Бэк-Бей (Back Bay in Mumbai). Прогулка по местам, описанным в романе Робертса «Шантарам» в Мумбаи. Отзывы о поездке в Индию (24-70, 1/320, 0eV, f10, 37 mm, ISO 100)

Мечеть Хаджи Али в Мумбаи

Дважды ночью по пути из аэропорта мы проезжали берегом мимо светящейся бледным зеленым светом и отраженной в воде мечети, дважды мелькнула мысль: «Надо сфотографировать. Прийти вечером, дождаться сумерек, подсветки и… Всеобщее восхищение!» Задуманное сбылось, но результат оказался далек от идеала, отразившийся от облачного неба свет солнца, зашедшего за горизонт, окрасил небо, море и мечеть в неестественный желтый цвет, придав им какой-то нереалистичный вид.

Закон жанра требует последовательности в повествовании, но мне хочется сначала исправить одну неточность, которой грешат многие описания в Интернете.

Утверждается, что узкая дорожка, соединяющая островок с берегом, заливается в прилив, делая мечеть недоступной для посетителей. Так было до 80-х годов прошлого века, когда на месте существовавшей с 40-ых годов насыпанной из камня тропы (еще раньше — приходилось добираться на лодках), была построена дамба, поднявшая дорогу метра на полтора. Теперь дорогу если и заливает, то в пик муссонов (и то волнами шторма) — тогда ворота мечети закрывают.

Мечеть построена на месте погребения в 1431 году, почитаемого многими мусульманами, святого Сайеда Пир Хаджи Али Шах Букхари. Нынешний свой вид приобрела в XIX веке. Комплекс мечети из белого мрамора включает в себя: мавзолей с гробницей Хаджи Али, собственно мечеть, 26-тиметровый минарет и Куввали кхан — открытое помещение для паломников.

О жизни святого Хаджи Али существует множества легенд, я не знаю какая из них правдоподобней, перескажу одну, которая мне кажется наиболее достоверной.

Богатый купец Сайеда Пир Хаджи Али Шах Букхари был родом из Бухары (если судить по последнему из его имен, авт.). Много путешествовал и совершил паломничество в Мекку (на что указывает имя Хаджи, авт.). В какой-то момент, он обосновался в средневековом Мумбаи, в те времена представлявшем собой архипелаг из семи островов под управлением Гуджаратского султаната. Еще при жизни за Хаджи Али закрепилось мнение, как о святом человеке, он творил чудеса, о которых и сейчас ходят легенды, и обрел последователей.

В 1431 году, раздав все свое имущество Хаджи Али, отправился во второй хадж, но на корабле заболел и умер, сопровождающие его ученики опустили раку (даргах) с телом в Аравийское море. Через какое-то время последователи обнаружили, что ковчег с останками усопшего святого прибило к берегу крошечного островка и они, посчитав это за знак небес, приняли решение его здесь и захоронить.

Остается добавить, что мусульмане в Индии чтут память о святом, мечеть ежедневно посещают тысячи верующих (а в четверг и пятницу — до 40 тысяч человек). Чтобы убедиться, достаточно взглянуть на дорогу, ведущую к острову, заполненную людьми.

На этом месте можно закончить рассказ о первом дне в Бомбее, но я обещал возвращаться к теме еды в Индии.

Уже давно стемнело, когда на такси мы вернулись к отелю. Решили, не поднимаясь в номер, сразу отправится ужинать в ближайшее от отеля кафе на набережной с незамысловатым названием «Pizza By The Bay».

Мумбаи — современный мультикультурный азиатский мегаполис, принимающий ежегодно толпы иностранных туристов. Найти здесь заведение с привычной для европейца кухней не составляет труда, поэтому наш выбор ресторанов в Мумбаи, в оба путешествия определялся только близостью к отелю, разумной экономией и демократизмом обстановки.

В районе мемориала «Ворота в Индию» мы ходили в «Le Pain Quotiden Colaba», «Pizza Express Colaba» и «Alibaba BBQ and Sea Food». Пусть вас не смущает слово «пицца» в названии: кроме собственно этого блюда (вегетарианское или с курицей), здесь — достаточно длинное меню. А в районе набережной Марин Драйв, кроме выше названого «Pizza By The Bay», еще есть «Shiv Sagar Restaurant». Ужин во всех этих заведениях обходился нам в сумму чуть большую тысячи рупий на двоих. Дороже – если брали алкоголь, соки-фреш или натуральный кофе. Кофе в Индии – роскошь.

Что из еды? Супы. В Индии их готовят не так мы в России, здесь не найти привычных для нас щей, но куриный суп, грибной, рыбный, крем-супы, или просто бульон, заправленный овощами, подают в любом заведении. Можно попробовать чечевичный, но он не такой вкусный, как готовят в Стамбуле. В Мумбаи можно найти и мясо. Скорее всего, это будет буйволятина или баранина, но проще заказать курицу или рыбу. Гарнир – рис, картошка или тушеные овощи. Но надо иметь в виду, что заказанное блюдо из, например, рыбы, уже предполагает наличие гарнира и нарезку из свежих овощей. Размер порции, на наш аппетит, большой.

Выбирая блюда местной кухни, можно быть уверенным, что ваши внутренности не запылают от избытка специй. Оговорюсь еще раз – Мумбаи совершенно не похож ни на один индийский город в силу своего космополитизма.

На этом первый из серии отчетов Михаила Шмакова о поездке в Мумбаи самостоятельно в октябре 2015 заканчиваю. Мне кажется, что в этот раз у Михаила весьма заметен прогресс и в фотоделе, мне было рассматривать снимки очень интересно. Прошу вас, если тоже понравился рассказ, фотографии, написать пару предложений в поддержку автора. Всегда человеку приятно услышать отзыв о его стараниях!

В следующий раз будем смотреть фотографии с экскурсии на остров Элефанта в Мумбаи, и узнаем интригующую историю об опасностях, связанных с обменом крупной суммы долларов в бандитском городе, в котором происходили события, описанные в «Шантараме». Подписывайтесь на обновления статей в блоге и оставайтесь на связи.

Вариантов, как добраться из Гоа в Мумбаи самостоятельно, несколько – это железнодорожное сообщение, автобусы, самолеты и такси.


У каждого из этих способов преодоления расстояния от Мумбаи до Гоа, составляющего почти 500 километров, будут и преимущества, и, разумеется, недостатки. Посмотреть подходящие варианты передвижения и приобрести билеты можно через портал .

Google Карты / google.ru

Самолет

Самый простой, традиционно – кратчайший, способ добираться куда-либо в Индии. Ежедневно из аэропорта в Мумбаи на Гоа отправляется от 4 до 10 авиарейсов, поэтому выбрать максимально подходящий по времени вылета самолет не составит никакого труда.

Стоимость билетов одинакова у всех внутренних авиаперевозчиков и составляет от 50 до 120 долларов. Цена перед вылетом в кассах аэропорта зависит от выбранного класса и составляет от 100 до 120 долларов. Если бронировать билеты заранее на сайтах авиакомпаний, то вполне можно сэкономить половину их стоимости, заплатив от 50 долларов.

Sean Ellis / flickr.com

На направлении между Бомбеем, которому не так давно официально вернули исконное, доколониальное название – Мумбаи, работают следующие авиакомпании:

  1. «Spice Jet».
  2. «Indigo».
  3. «Jet Airways».
  4. «Spice Jet».
  5. «Air India».

У каждого перевозчика есть официальный портал, на котором можно получить всю интересующую информацию и приобрести билеты на нужную дату. При одновременном приобретении авиабилетов в обе стороны все перевозчики предоставляют скидки.

Время полета составляет 50 минут, но с учетом прохождения всех необходимых наземных процедур в аэропортах. Весь путь занимает от полутора до пары часов.

Поезд

Обдумывая поездку из Гоа в Мумбаи и наоборот, в способах того, как добраться из одного места до другого часто упускают из вида железную дорогу. Почему-то большинство путешественников уверено в сложности поездок в индийских электричках, хотя ни разу с ними и не сталкивались.

Sven Lindner / flickr.com

Поезд на Гоа отбывает с Центрального вокзала Бомбея раз в день, также можно добраться и из Гоа в Мумбай, поезда стабильно отходят раз в сутки, в сезон наплыва туристов есть и добавочные электрички.

Билет можно приобрести в кассах на вокзале, для этого потребуется заполнить дорожный бланк и предъявить паспорт, как правило, сложностей не возникает, потому что работники касс всегда помогают в их заполнении.

Добраться на поезде можно за 12 часов, заплатив за билет от 1000 индийских рупий. Стоимость поездки из Гоа в Мумбаи зависит только от класса выбранного вагона. Учитывая, что ехать не очень долго, по сравнению с путешествием на побережье из столицы, которое длится больше суток, можно смело брать самый бюджетный вариант билета.

Уточнить расписание и забронировать место можно на портале Индийских железных дорог, но особой необходимости в этом нет, так как поезда в Индии в буквальном смысле – длинные и при большом количестве желающих уехать просто прицепляются добавочные вагоны.

Из всех возможных вариантов того, как добраться из Гоа до Мумбаи и наоборот, железнодорожное сообщение выигрывает у остальных способов проезда по соотношению стоимости и качества услуги. Пассажиры могут, исходя из бюджета или предпочтений, выбрать любой класс вагона, от пышно оформленных и сверх комфортных купе до обыкновенных кресел, таких же, как и в российских электричках.

mroach / flickr.com

В отличие от полета на самолете за поездку не придется много платить, а главная разница с автобусами в том, что в вагонах поездов нет «простудных» мест под кондиционерами. В поездах достаточно прохладно, но без сквозняков или направленных воздушных потоков.

Автобус

Автобусы в Бомбее, так же как и в Дели, представлены двумя типами. Есть современные комфортабельные машины с предоставляемыми для пассажиров удобствами, то есть – розетками, индивидуальной подсветкой, доступом в интернет и, разумеется, кондиционированием салона, а есть и простые автобусы, лишенные всех этих благ.

Стоимость путешествия напрямую зависит от типа выбранного автобуса, поездка в салоне современной машины обойдется в 1000-1200 рупий. Помимо предоставляемых удобств, у этих автобусов есть и другое преимущество – они следуют почти без остановок и добираются до побережья за 10-12 часов.

shankar s. / flickr.com

Поездка в бюджетном автобусе будет стоить от 400 до 500 рупий, цена зависит от того, на какой именно маршрут приобретать билет. Такие автобусы много петляют, делают остановки чуть ли не каждый час и ездят на них в основном местные жители. Если есть желание или необходимость отправиться на Гоа именно таким рейсом, то есть смысл приобрести билет на вечерний рейс, так как большая часть дороги придется на ночь, то есть в салоне не будет нестерпимой жары.

Кондиционирования в бюджетных машинах нет. Доехать на таком автобусе можно за 15-18 часов, в зависимости от его маршрута и длительности остановок. Ночные рейсы стоят намного меньше и доезжают до Гоа за 15-16 часов.

Еще один вариант автобусной поездки на побережье – экскурсия. Однако в качестве транспортного средства туристические автобусы рассматривать нет никакого смысла, поскольку самые недорогие туры из Мумбаи на Гоа стоят от 3800 рупий, что выходит дороже, чем авиаперелет.

Такси

В отношении индийских такси у путешественников, впервые приезжающих в Бомбей, уже сложено в мыслях негативное и неверное представление, как и в отношении поездок на поездах в этой стране.

Служба такси в Индии организована аналогично знаменитым лондонским «кэбам». Поездка оплачивается в соответствии с показаниями счетчика, а дополнительное вознаграждение водителю остается на личном усмотрении пассажиров.

Alex Thomson / flickr.com

Страшные истории о таксистах, запрашивающих баснословные денежные суммы и петляющих по проселочным дорогам – удел фильмов, но не реальной жизни. В какой-то степени данное представление истинно по отношению к услугам рикш и частных извозчиков, работающих на свой страх и риск без правоустанавливающих документов и лицензии на извоз.

Частные извозчики в Бомбее, как и в любом другом городе любой страны мира, всегда запрашивают сумму, минимум вдвое превышающую ту цену, за которую они готовы отвезти пассажира, поэтому нужно просто торговаться.

Однако нет никакого смысла договариваться с частником, такси можно заказать вполне цивилизованно, воспользовавшись интернетом или же специальными бесплатными телефонами-автоматами для вызова такси, которые есть на каждом вокзале и в каждом торговом центре.

Можно поступить еще проще: подойти на стоянку такси, которая обозначена соответствующим знаком. На таких площадках паркуются только лицензированные автоизвозчики. Все автомобили имеют отличительные внешние атрибуты в виде традиционных и узнаваемых шашечек.

Vitor Pamplona / flickr.com

Стоимость поездки в среднем составляет от 1800 до 3000 рупий, точная цена зависит от начального и конечного пункта маршрута, поскольку протяженность пути, разумеется, будет индивидуальной.

Бомбей и Гоа соединяет оборудованная «цивилизованная» трасса, полная указателей, то есть поездка на такси не подразумевает никаких поворотов на проселочные дороги и никаких отклонений в большую сторону в затраченном на нее времени. В среднем, такси довозит до побережья за 8-9 часов, при плохой видимости срок увеличивается до 10-11 часов.

Видео: из Мумбаи на пляжи Гоа.

Хотя вариантов того, как добраться от Мумбаи до Гоа, несколько, наиболее простыми, экономичными и удобными одновременно являются только два – поездка в поезде и путешествие в такси.

Разумеется, экономичным путь в такси является лишь в том случае, если едет компания из 3-4 платежеспособных путешественников, которые скидываются на оплату проезда. Для путешествующих парами или же в одиночку такси «бюджетным» вариантом не станет, хотя и останется не худшим способом поездки.

С детьми же лучше всего ехать в поезде, из-за возможности «размять ноги», которой нет ни в автобусах, ни в такси и из-за доступности санитарных помещений, что немаловажно при таком климате. Поезда также лучше всего подойдут тем, кто только прибыл в страну и нуждается в акклиматизации и привычке к местному часовому режиму.

Те, кто любит экзотический отдых, интересуется экзотическими уголками нашей планеты и жить не может без солнца, моря и пальм наверняка наслышаны о там «культовом» туристическом месте, как Гоа. Я туда попала с целью «встряхнуть» свою жизнь, увидеть и прочувствовать то, что у себя на Родине или в ее окрестностях я никак не могла. Гоа – отличное место не только для отдыха, но и для духовного «обнуления» и поиска своего жизненного вектора. Ездили мы самостоятельно, поэтому я решила написать инструкцию таких же, как мы, путешественников.

Гоа – райское место в далекой и загадочной Индии

Гоа – это самый маленький штат в Индии, растянувшийся на юго-западном ее побережье. Более чем сто километров берега занимают бесчисленные пляжи, омываемые водами Аравийского моря Индийского океана. С одной стороны Гоа граничит со штатом Махараштра, столицей которого является колоритный город Мумбаи (ранее назывался этот город Бомбеи), с другой – со штатом Карнатака (во всем мире негласно считается родиной такого кочевого племени, как цыгане). Столицей Гоа является город Панджим (Пананджим), крупнейшим городом – Васко да Гама. Именно сюда, в 1498 году, впервые высадился известный мореплаватель, первооткрыватель Индии – Васко Да Гама. В 1510 году Афон д’Альбукерке «завоевывает» эту местность и поныне это семейство является «правящей» верхушкой Гоа.

Гоа не похож на остальную Индию и в некотором плане даже кардинально отличается от нее. Вероятно, связано это с тем, что с 1543 по 1961 года эта территория являлась португальской колонией, о чем напоминают множество вещенй: начиная с религии (98% населения Гоа исповедуют католицизм) и заканчивая архитектурой (дома с высокой крышей). Несмотря на это, индусы смогла сохранить свою самобытность, культуру и обычаи.

Как добраться на Гоа (прямые рейсы, экскурсионные туры, из Дели и Мумбая на Гоа)

Попасть на Гоа можно несколькими способами: прямые чартерные и регулярные рейсы из Москвы и других российских городов таких российских авиакомпаний, как “Трансаэро”, “Аэрофлот”. Можно воспользоваться услугами иностранных авиаперевозчиков, таких, как “Qatar”, “Султан Эйр”, “Эйр Арабия”, “ Emirates”, которые осуществляют пассажирские авиаперевозки с одной-двумя пересадками, как правило в своих международных аэропортах в Дохе, Шардже, Дубае или Абу-Даби. Прямой рейс длится приблизительно 7,5-8 часов и самолет прибывает в недавно открытый (в 2013 году), международный аэропорт Гоа под звучным названием «Даболим». Рейсов с пересадкой бояться не стоит, я лично, предпочитаю летать Эмирейтсом с пересадкой, но с обалденным сервисом, комфортными самолетами, чем целый день ютиться в старом Боинге некоторых наших авиакомпаний.

Из Дели и Мумбаи на Гоа внутренними авиалиниями

Рядом с международным находится старый аэропорт, который осуществляет внутренние перевозки, а также обслуживает военный воздушный транспорт Индии.

Если вы хотите совершить настоящее путешествие по индии, увидеть самые колоритные ее города, то можно прилететь в аэропорт Мумбаи или Дели, а оттуда добраться местными авиалиниями до «Даболима». Стоимость билета из Дели до Гоа – в районе 70 долларов, из Мумбаи до Гоа около 40-50 долларов. От международного аэропорта и в Дели, и в Мумбаи до аэропорта внутренних рейсов, можно взять “тук-тук” (азиатское такси, как правило 4-х или 2-х местное). Также можно воспользоваться наземным транспортом: поездом или “слипер-басом” (внешне – это обычный автобус, но внутри он сделан как плацкартный вагон российских поездов, бывают с 1 или с 2 спальными местами).

Из Мумбаи в Дели на поезде

Из Мумбаи можно доехать до Гоа на поезде. Садиться вам нужно на центральном вокзале Виктория или на станции Дадар, билеты можно купить в кассах на месте до станции –«Тивим». От этой станции доехать в отель можно на местном автобусе, такси или тук-туке. Таксисту или водителю автобуса нужно будет сказать название района на Севере или на Юге Гоа, как правило, это название пляжа или название отеля или гестхауса.

Цена билетов на слипер-бас от станций Виктории или Дадара в вагоне с кондиционером составляет приблизительно 300-350 рупий (около 10 долларов). Если вы ограничены в средствах, то можно взять билет без места за 50 рупий, и, если повезёт, вам не придется доплачивать за проезд в поезде 100-200 рупий старшему по вагону. Время поездки – 10-12 часов, главное не проспать станцию Тивим, потому что далее поезд едет, не делая остановок в этом штате, а вернуться из Бангалора или Ченая вы сможете, в лучшем случае, через сутки. Так что, или не спите, или заведите будильник.

Из Дели добираться около 40 часов на поезде до той же станции Тивим. Билеты на поезд можно купить в здании железнодорожного вокзала Северных Железнодорожных Путей Сообщения на станции, которая называется Нью-Дели, что находится через дорогу от делийского района Пахарганж, который известен всем путешественникам и водителям столицы. Цена билета составляет около 1500 тысяч рупий (около 50 долларов), за эту же цену вы можете приобрести билет на “слиппер-бас”, который повезет вас до рынка в Мапсе (неофициальная столица Северного Гоа) или на центральный автовокзал, находящийся Панжиме (официальная столица Гоа).

Визовый режим

Получить визу в Гоа, т.е. в Индию, достаточно просто. Если вы летите туром, то туроператор сделает все самостоятельно (это входит в стоимость путевки), от вас требуется в офисе туристического агентства заполнить анкету и предоставить 4 фотографий паспортного образца. Я так и сделала и через 5-7 рабочих дней (зависит от вашего туроператора) я получила свой загранпаспорт с проставленной визой и в этот же день улетела в Гоа. Самостоятельно сделать визу также не предоставляет никакого труда: для этого вам нужно попасть в консульский отдел Посольства Индии в стране, где вы живете, где вам также нужно будет заполнить анкету, заплатить визовый сбор (около 30 у.е.) и дать фото, через 5-7 рабочих дней виза будет готова. Разница состоит в том, что в первом случае вам выдадут туристическую визу длительностью не более 60 дней, а во втором - полных 6 месяцев (или сколько вам надо).

Гоа: северный и южный. Чем отличаются и что выбрать?

Штат Гоа условно делится на три части: Северный, Южный и центр (или старый Гоа). Условной границей пляжного севера и юга считается река Зуари. Центральный Гоа состоит из столичного района Панджим с одноименной столицей штата, и исторической области с водопадами и Хампи.

Отдых на Северном и Южном Гоа отличается, хотя тесно связан с океаном и пляжем. Давайте разбираться, какой вариант лучше выбрать именно вам.


Юг Гоа: сыто-пляжный размеренный отдых

Если вы поклонник спокойного, степенного, размеренного и дорогого отдыха типа «все включено», то вам, безусловно, надо на Юг Гоа. На южных пляжах (например, Палолем) находятся роскошные 5-ти звездочные отельные luxury-комплексы, например, Рэддисон Уайт Сэндс и Хилтон, красивые отели подешевле, но тоже весьма комфортные. Цены в хороших отелях юга начинаются приблизительно от 150-200 долларов за сутки пребывания, но можно подобрать вариант подешевле, попробуйте посмотреть отзывы и картинки на booking.com . Также вы можете снять не менее комфортабельные бунгало на 4-6 человек, находящихся в 100 метрах от линии прибоя стоимостью от 100 долларов за ночь.

На юге вам могут предложить высочайшего класса spa и аюрвидечиские процедуры, а туроператоры специально подберут для вас индивидуальные экскурсии и туры по Гоа. На мой взгляд южный Гоа не даст вам понять атмосферу Индии, мало, чем отдых будет отличаться от аналогичных отелях в любой другой стране мира.

Самыми известными пляжами здесь являются Агуада, Мирамар, Богмало, Палолем, Дона-Паула, Маджорда. Отличительной особенностью от «взбалмошных» северных пляжей являются компактность (почти все пляжи поделены на бухты), и, конечно же, тишина и полный сервис. Это идеальное место для семейного отдыха.

Север Гоа: драйв, шум, веселье и молодежь

Северный Гоа – это шумное веселое и относительно недорогое место, культовое место «хипперов». Считается, что именно здесь родилось понятие «дауншифтинг», а самих дауншифтеров здесь больше, чем туристов. Дауншифтер – это человек, который уезжает из шумных городов, мегаполисов, жертвует некоторыми материальными ценностями и удобствами в пользу свободны и душевной гармонии. Живут такие люди или за счет сдачи в аренду квартиры (где они жили раньше), за счет фриланса или за счет местных подработок. На Северном Гоа немного меньше отелей, чем на Южном, здесь более популярны маленькие бюджетные гостиницы 2-3*. Зато много жилья, которое можно снять самостоятельно – гестхаусы, комнаты, квартиры. На Севере жизнь кипит и бурлит – ни один день здесь не проходит без вечеринок или, как здесь принято называть, party, ни один день вы не заскучаете и не просидите в номере своего отеля! Еще один плюс (хотя, для кого как): здесь много русскоязычных граждан, тех же дауншифтеров, которые с радостью помогут вам решить любой вопрос, проблему, помогут советом.


Индусы - религия, привычки, особенности нации, правила поведения

Индусы (или индийцы) – народ отзывчивый, добрый, улыбчивый и любознательный. Будьте готовы к тому, что на рынке, в магазине, такси, отеле вас будут расспрашивать, как вас зовут, откуда вы приехали, надолго ли, как вам Индия, что вы делали вчера вечером и какая у вас профессия. Все бы ничего, но порой это перерастает в назойливость, в таких случаях отвечайте уклончиво, с улыбкой – от вас сразу отстанут. Индийцы, в отличие от тайцев, не испытывают неприязни к туристам – они всегда рады прийти на помощь, подсказать советом или помочь делом.

Как правило, у них большие семьи: в одном доме могут жить до 10, а то и больше родственников – бабушки, дедушки, молодые семьи с детьми. Именно поэтому в Индии, в окружении стольких многих людей, чувствуешь себя в безопасности. Даже если с вами приключится какая-то неприятность, около вас сразу возникнет толпа защитников, которые отстоят вас.

У них явно выражен партриархальный склад общества: глава семейства – мужчина, женщина не имеет права не работать, даже если она сидит дома с детьми, она обязана вести какую-либо деятельность. Отсутствие детей в семьях, как и развод, - это очень большая редкость. Большим плюсом является знание английского языка: 90% жителей, от мала до велика, достаточно хорошо знают английский язык, вас хорошо поймут, с достаточно хорошим произношением смогут пообщаться.


Не удивляйтесь обилию здесь коров, причем везде – на улицах, пляжах, спящие под окнами или на крыльце, как коты, ведь корова в Индии – священно животное, ей нельзя причинять вреда, кричать на нее или, упаси Господь, бить. По индуистской мифологии, после создания человека Брахма создал корову, потому она и священна. По другим версиям, бык, т.е. «муж» коровы, - это боевое животное бога Шивы, одного из самых почитаемых индуистских Богов. Собак, кстати, здесь тоже очень много, а вот коты – это редкость.



Жители Гоа, как и всей Индии, очень религиозны – свой день они начинают с молитвы, при чем, самым разным богам (по самой распространенной версии – 33 бога). Самыми главными, верховными богами, являются Брахма (творец), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель), которые образуют тримурти. Примечательно то, что 98% населения Гоа – католики. В каждом доме можно увидеть распятие, картины со сценками из библии, портреты Иисуса, Девы Марии. Но это не мешает им совмещать эти две религии – перед обедом благодарить Бога за пищу, произнося молитву, а перед принятием решения восхваляют Ганеша – бога мудрости и благополучия.

Все индусы верят в карму и реинкарнацию – то, что предначертано, то и должно произойти. Если человек родился бедняком, он должен нести свою карму и не роптать, отработать свои грехи и переродиться в следующей жизни богачом.


Интересна примета торговцев: они всячески задабривают, ублажают первого покупателя и готовы сделать огромную скидку, лишь бы вы купили товар именно у них. Таким образом, они привлекают удачу, и торговля, как они считают, пойдет бойко. Именно поэтому собирайтесь на рынок с утра пораньше, сразу после его открытия – за бесценок вы можете купить много чего интересного! Ну и, конечно же, торгуйтесь!

Торговля в Индии – это целое искусство. Знайте реальную цену товару и смело стойте на ней, даже если изначальная цена в 10 раз выше. Конечно же, торгуйтесь с улыбкой на лице, шутите и будьте благосклонны к торговцам. Есть некая особенность – на продукты питания и на товары, которые имеют ценник, т.е. фиксированную стоимость, торговаться не принято. Еще индусы – тихая нация, ведущий размеренный образ жизни. Являясь полной противоположностью нам, они никуда не спешат, не суетятся, принципом их жизни можно считать «будь, что будет и будет, что есть». В их присутствии не стоит кричать, размахивать руками – для них это не только признак плохого тона, а еще и вероятная угроза в их сторону. Для девушек есть отдельный совет: по возможности не ходите сами на пляжи или в любые другие места без сопровождения (друг, подруга, родители, муж): для индусов белокожие девушки – эталоны красоты. Все бы ничего, но помимо восхищенных взглядов и фотографирования на мобильный телефон украдкой, к вам могут подойти и попросить прикоснуться к вам, если разрешите одному индусу, будьте уверены, что тут же подлетит толпа таких парней, которые будут трогать вас за руки, плечи и бесперебойно с вами фотографироваться. Отделаться от них потом будет очень и очень сложно. Или не ходите одни, или сразу давайте понять, что вы не хотите никакого контакта.


Конечно, есть и обратная сторона медали индуского гостеприимства: мелкое жульничество, обман и жадность к деньгам, особенно к крупным суммам. Поэтому, не носите с собой большие суммы и уж тем более никогда не показывайте их в присутствии индусов. «Нагреть», обмануть даже в мелочах, вас будут пытаться везде, поэтому, будьте всегда на чеку и не поддавайтесь денежным провокациям такого рода. Перед тем, как сфотографировать человека, обязательно спросите у него разрешения. Не прикасайтесь к индусам левой рукой – она у них считается «грязной». У индусов очень своеобразное восприятие времени и пространства: «через 10 минут» у них превращается в 2 часа, а «два шага» - в километр.

Отели, гестхаусы, дома/квартиры в аренду

На Северном Гоа сплошь и рядом предлагается жилье в аренду – отдельно стоящие домики (двухкомнатный дом со всеми условиями вам обойдется в 250 долларов), квартиры (однокомнатная квартира в новом доме со всеми условиями – 150-200 долларов), комнаты в гестхаусах (от 500 рупий за ночь).

На южном Гоа полным-полно дорогих отелей таких как “Рэддисон” и “Шаратон", но если поискать или знать куда поехать, то можно обнаружить множество безымянных гест-хаусовс, ценник за сутки пребывания в которых - от 3 до 15 у.е. Мы жили в бунгало на берегу, стоимостью за 300 рупий в сутки. Условия «спартанские», но нахождение прямо на берегу океана сглаживает все эти недостатки.


.

Транспорт в аренду

Основной тип транспорта на Гоа – это мотобайки (скутеры), байки (более мощные мотоциклы), мото- и обычные такси. Стоимость аренды автомобиля будет варьироваться от его марки и от длительности срока. Как правило, порядок цен следующий: от 500 до 1000 рупий в сутки и 200-300 долларов в месяц. Большая часть авто – на механике. Пред тем, как возьмете машину, внимательно проверьте все ее функции, сфотографируйте ее, чтобы при возвращении авто не было со стороны владельца к вам никаких претензий. Стоимость аренды скутера или мотобайка обойдется вам от 70 до 130 долларов в месяц, а байки классом повыше (типа Роял Энфилд) – 200-250 долларов. Пункты аренды – любые отели, гестхаусы, также вам в этом беле помогут таксисты. Чтобы арендовать транспорт, вам нужно только отдать требуемую сумму денег хозяину за месяц вперед, никаких документов с вас требовать не будут (может быть, попросят копию паспорта). Хотелось бы отметить тот факт, что в Индии очень много коров и они везде – во дворах, около кафешек, на пляжах и, конечно же, на дорогах, что создает немалые неудобства водителям. Поэтому, будьте внимательны при езде и ни в коем случае не зацепите случайно корову: местными жителями это может быть истолковано как оскорбление им и их религии.


Еда, кафешки, супермаркеты, цены, джусня, алкоголь

На северном Гоа есть три больших супермаркета с хорошим выбором товаров (относительно хорошим): Savitri (Савитри), Oxford (Оксфорд), Orchard (Орчард), и один круглосуточный магазин под названием Family Supermarket (Семейный Супермаркет). Последние три находятся в районе пляжа Анджуна, а первый - на перекрёстке Чапора-Вагатор. Все они, кроме Савитри, принимают к оплате кредитные карты.


.

По всему штату распространена сеть пиццерий «Domino pizza», которая привозит заказ на дом. Для этого достаточно позвонить им, перечислить, что вам надо и в течение 15 минут ждать свой заказ. Пицца очень вкусная и сытная, стоимость одной большой пиццы – 600 рупий (около 10 долларов). В добавок к ней по скидке вам могут предложить напитки, сладости и т.п.

Порядок цен в магазинах примерно следующий: пакет сока – 70 рупий, булка хлеба – 50 рупий, пакет молока – 10 рупий, яйца (10 шт) – 70 рупий, 1 кг помидор – 60 рупий, пакет сосисок – 120 рупий. Кстати, в Индии нет гречки – мало того, что она тут не растет, так ее еще и не привозят. Так что если гречка – одно из ваших излюбленных яств, тогда рекомендуем вам прихватить с собой этой крупы. Нельзя обойти вниманием местный алкоголь, а именно, знаменитый на весь мир темный ром «Old monk» («Старый монах»). Он не только очень вкусный, но и дешевый – 1 бутылка 0,7 л стоит 100 рупий. Прихватите обязательно этот напиток домой (переводить через границу можно до 5 бутылок).

В Гоа очень много кафе, каждый из которых имеет свою «фишку». Как правило, эти кафе принадлежат одной семье, которая держит рядом с ним гестхаус. Например, культовое место «Mango tree» - здесь всегда звучит классическая рок-музыка и готовят отменный лате.

На Южном Гоа больших супермаркетов нет – здесь все ориентировано на «отельный» отдых. Здесь имеются небольшие лавки с фруктами, кофейня «Cofe day». Туристы питаются в основном в отелях, где подают блюда высокой индийской и других кухонь.

Нельзя обойти вниманием Джус Центр или, как привыкли называть русские, джусня. Это небольшая лавка, где делают и тут же продают свежевыжатые соки, шейки, фруктовые салаты и т.п. Негласно считается самым «вкусным» и самым «фруктовым» местом в Гоа. Здесь вы можете заказать стаканчик-другой сока, свежий кроасан с шоколадом и вкусно и сытно перекусить.

Несмотря на всеобщее мнение, что Индия – грязная страна, где из каждого угла на вас может напасть змея и вы можете заразиться миллионом болячек, в Гоа все не так. Змей нет, чтобы не заболеть, необходимо следовать элементарным правилам санитарной гигиены: воду пить только бутилированную, мыть руки, а места с сомнительной пищей обходить стороной. Обилие мусора – это из-за перенаселения, в целом индусы достаточно чистоплотные.



Рынки

На Гоа существует такой аттракцион, как ярмарка или рынок, которую проводят дважды в неделю: один раз днём (по средам) и один раз ночью (с субботы на воскресенье). Дневная ярмарка называется Фли-Маркет, или Блошиный рынок, на которую стекаются все от мала до велика, всех национальностей и социальных слоёв населения: торговцы, туристы полицейские, бандиты, музыканты, диджей, художники кинорежиссеры, известные и не очень актёры. Словом все те, кто жаждит простого и незатейливого общения, приобретая какую-нибудь безделушку у местных торговцев, попивая холодное пиво, покупая контрабандные вещи или ювелирные изделия из драгоценных камней, антиквариат, возрастом до 3000 лет. Также здесь есть небольшой тибетский рыночек, где продают необычные украшения, в том числе из серебра.


Девушкам придутся по душе многочисленные лавки с одеждой и обувью из натуральной кожи, цены на которые вас приятно удивят, так как вы легко сможете купить себе новый красивый сарафан не дороже 150 руб.

Дневной маркет проводится по средам с раннего утра до захода солнца прямо на побережье в Анжуне. Этот рынок – своеобразная проверка на прочность – такого разнообразия товаров и напора продавцов вы не встретите больше нигде! Если вы сомневаетесь в своей прочности, не берите с собой крупную сумму денег – здесь вы сможете потратить все.

Второй маркет - ночной. Эта ярмарка проводится по субботам, начинается после захода солнца и заканчивается незадолго перед рассветом.


Основное место проведения район под названием Арпора, около трассы, но в последнее время появился её клон на Бага Роад около реки Бага. Здесь всё то же самое, что и на дневной ярмарке, отличие только в том, что к торговым рядам добавляются ряды с фастфудом, автодром с картингом, площадки с живой музыкой или диджейскими установками, файер шоу, тату-мастера.



На ночном рынке больше европейских продавцов и, соответственно, больше качественного и эксклюзивного товара. Кроме этого, в последнее время стали появляться официальные дилеры по продаже мототехники под маркой “Роял Эндфилд” и “Харлей Дэвидсон”. Эти торговые марки помимо участия в ночных маркетах устраивают с частотой один раз за сезон свои 5-7 дневные фестивали, на которые собираются поклонники той или иной марки байков, участвуют в мото-заездах, параде и предлагают желающим присоединиться к их официальной банде, которая поддерживается местным правительством. Так же на этих шоу можно приобрести атрибутику соответствующих марок байков.

Известные люди на Гоа

Наверное, ни на одном месте на нашей планете не было столько творческих людей, как на Гоа. Конечно же, тут повсеместно можно встретить русских актеров, певцов, политиков и общественных деятелей. Кто приезжает на месяц-другой отдохнуть, расслабиться, понять сущность бытия, а кто и вовсе живет здесь по сезонам, пережидая здесь долгие московские зимы. Лично мы повстречали известного исполнителя Дельфина, Богдана Титомира, лидера байк-движения России «Ночные волки» Александра Хирурга. В районе под названием Бадем живет известная российская актриса – Амалия, с которой мне также довелось познакомиться и приятно пообщаться. В 2010 году в Гоа Сергей Соловьев снял известный фильм «Одноклассники», где очень подробно и красиво показал все прелести Идийского края. Самое интересное, что в качестве массовки могли сниматься все желающие, не требовалось делать чего-то конкретного, а просто быть самим собой. На съемках этого фильма, кстати, мы познакомились с известным талантливым российским актером Михаилом Ефремовым.

На пляже Арамболь, в джунглях, за пляжем Калача бич, находится Баньян – дерево под которым, согласно легенде, медитировали участники великого квартета Битлз!

Итальянский скульптор Джангл, который собственноручно высек на куске камня лицо Шивы. Сие творение можно увидеть на пляже Вагатора. Мало кто из известных людей здесь не побывал – спокойная умиротворенная обстановка позволяет полностью расслабиться, сбросить накопленную усталость и негатив, принять от Вселенной новые творческие идеи и настроиться на рабочий лад.

Подводя итог, хочу сказать, что отдых на Гоа для меня – это немного больше, чем просто поездка на море. Это попадание в совершенно другой мир, принципы которого мне очень близки. Свобода, я, Гоа! Дальше расскажу о пляжах и экскурсиях на Гоа.

Когда говорят об Индии, одна из ассоциаций, которая всплывает в мозгу – это индийские поезда. Почему-то мы себе наивно напредставляли, что за несколько дней до отъезда легко и просто купим себе билеты из Гоа в Мумбаи и спокойно поедем. Но не тут-то было…

Можно было купить билеты только в листе ожидания «Waiting list», а это совсем не гарантирует, что у тебя будут хоть какие-то сидяче-лежачие места в поезде. Но об особенностях покупки билетов на индийские поезда Сергей еще расскажет отдельно. А мы, тем временем, подумали-подумали и решили, что поедем на автобусе.

Купить билет на автобус в Индии можно, как и билет на поезд, несколькими способами:

Рассмотрев все варианты, мы отдали предпочтение высоким технологиям, тем более что при таком подходе можно расплачиваться и копить мили. Но всплыл тот самый нюанс: оказывается не на всяком индийском сайте можно оплатить что-то картой иностранного (не индийского) банка. Даже на сайте Cleartrip.com , через который мы покупали билеты на индийские поезда, билеты на автобус оплатить уже нельзя (тут должна быть шутка про индийских программистов ☺). Испробовав три или четыре сервиса, мы всё таки нашли его, встречайте — BusIndia.com

Автобусы на сайте представлены в разных видах: большие и маленькие, сидячие и слипперы. Со слипперами, кстати, мы в прошлом году, во время нашего путешествия по . Это было одно из самых первых и ярких впечатлений, особенно на контрасте с .

Но тут наши гоанские знакомые нас весьма сильно застращали ими: дескать, вместо них могут дать обычный, потрепанный жизнью автобус, а денег возьмут в 2 раза больше (у нас уже был , поэтому повторения подобного опыта совершенно не хотелось), и спать в них не возможно – улетаешь с полок, и много еще всяких ужасов.

Поэтому мы решили отдать предпочтение классическому сидячему автобусу. Выбрали подходящий по времени и цене автобус, название фирмы Fernandes Tour и тип автобуса: 2+2 MultiАxel Volvo Seater A/C . Полное название типа автобуса привожу не просто так, как оказалось это очень полезное знание, но об этом ниже. Цена билета 600 рупий с человека, плюс небольшая комиссия. Расстояние до Мумбаи от Мапсы 600 км. Намного дешевле в пересчете на километр пути, чем в России или в Китае. После оплаты на E-mail пришел вот такой вот позорный билет:

В назначенный день заранее приехали на вокзал и стали ждать. Периодически подъезжали автобусы, останавливались напротив вывесок со своим названием, сажали пассажиров и трогались в путь. Пройдя по площади, мы обнаружили, что вывески с нашей фирмой нигде нет – незадача. Но недолгие изыскания в интернете подсказали нам, что он должен останавливаться около вывески фирмы Neeta Tours . Ок. Стоим – ждем.

Все автобусы подходят минут за 5-10 до отправления, наше время вот-вот уже должно наступить, а Германа автобуса все нет. Появилась легкая паника – не хотелось застрять здесь, тем более что в Мумбаи уже была забукирована гостиница в нужном нам районе по хорошей цене (это весьма сложно выполнимые условия для Мумбаи), не хотелось терять бронь. Решили, что в крайнем случае купим какой-нибудь еще билет и все равно уедем.

Как говорится, язык до Киева доведет, а в нашем случае – до Мумбаи ☺. Слава колонизаторам, что индусы, в большинстве своем говорят по-английски. Немного пообщавшись с представителями турагентств, которые никогда не слышали ни о каком Fernandes Tour и норовили нам продать свои билеты. С горем пополам, мы все же определили, что нам стоит искать автобус Naik . Причем определили их по типу автобуса: большой Volvo с двойной задней осью… Ага, тот самый MultiАxel (axle — вал, ось, шпиндель).

Ок, будем искать что-то похожее. Дальше мы тупо подходили к каждому более или менее подходящему автобусу и спрашивали у них не в Мумбаи ли они едут. И тут подъехал автобус, который про Fernandes Tours тоже не слышал, но ехал в Мумбаи, а в распечатке со списком пассажиров были даже наши фамилии. Ура!!!

Правда все это мы выясняли фактически на бегу, чуть ли не вприпрыжку следуя за автобусом. Так как он, по доброй индийской традиции, даже не думал останавливаться, просто сбросил скорость и все в него грузились на ходу. Так в автобус мы еще не садились. Экстремальненько ☺. Естественно, о том чтоб сдать вещи в багаж речи даже не шло – не представляю как закинуть их багажное отделение в движении и при этом ничего не сломать. Благо рюкзаки небольшие, а место между рядами много – все прекрасно разместилось под сиденьем.

Только мы уселись и кое-как уместили вещи, как автобус остановился на заправке и еще 15 минут все укладывали вещи в багажник, рассаживались по местам и подбирали опоздавших. Елки-палки! Вот хоть кто-нибудь бы предупредил, что на автобус можно спокойно грузиться здесь и не нужно мучиться с вещами, все уберешь на остановке. Но менять мы ничего не стали: как устроились — так устроились.

В автобусе мы были единственными европейцами, все остальные индусы и в основном мужчины. Удивило, что они оказались очень организованными товарищами: на зеленых остановках возвращались в автобус заранее, никого не ждали, нигде не терялись – молодцы ☺

В дороге нам показывали какой-то шедевр индийского кинопрома. В двух словах перескажу незамысловатый сюжет болливудской драмы с элементами мюзикла и комедии, демонстрируемой по пути. Главный герой бедный автомеханик влюбляется в богатую девушку и всячески старается произвести на нее впечатление. Все это с зажигательными песнями, танцами и слезами (почти как в ). Хеппи-энд обязателен, в конце плачут все, даже суровый водитель и стюард автобуса ☺. На сколько мы поняли из афиш, 90% всех фильмов имеет весьма похожие сюжетные линии.

Наш чудо автобус должен был прибыть в Мумбаи в 6 утра, но в Индии к понятию времени начинаешь относится философски: пару часами позже, пару часами раньше – какая, собственно, разница. Состояние после длительной автобусной поездки оставляет желать лучшего, но приходится собрать волю в кулак, вспомнить, что мы путешественники и отправиться знакомиться с городом, тем более, что в отель все равно поселят не раньше 12:00.